Дело №
Дело в суде первой инстанции №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«23» мая 2024 года город Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Курбакова В.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабиковой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кашаева ЮА на решение мирового судьи судебного участка № 217 Туапсинского района Краснодарского края от 05.03.2024 года по гражданскому делу № 2-94/2024,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кашаев Ю.А. – паспорт;
от третьего лица: Нюнькина И.А. – представитель по доверенности;
У С Т А Н О В И Л:
АО «Крайжилкомресурс» в лице филиала «Туапсинский» (далее – общество) обратилось в судебный участок № 217 Туапсинского района Краснодарского края с иском к Кашаеву Ю.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 г. по 01.07.2022 г. в размере 11 764,56 руб., пени за период с 01.03.2020 г. по 01.07.2022 г. в размере 2536,20 руб., а также судебных расходов по оплате за подачу иска государственной пошлины в размере 572,03 руб., всего в сумме 14 872,79 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Небугского сельского поселения Туапсинского района (далее – администрация поселения) и администрация муниципального образования Туапсинского района (далее – администрация района).
Решением мирового судьи судебного участка № 217 Туапсинского района Краснодарского края от 05.03.2024 года исковые требования общества удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за периоды с 01.05.2020 г. по 30.09.2020 г. включительно и с 01.05.2021 г. по 31.07.2022 г. включительно в размере 7564,70 руб., пени за периоды с 01.05.2020 г. по 30.09.2020 г. включительно и с 01.05.2021 г. по 31.07.2022 г. включительно в размере 2367,93 руб., всего в сумме – 9932,63 руб., а также судебные расходы по оплате за подачу иска государственной пошлины в размере 400 руб., всего в сумме 10 332,63 руб.
Полагая, что решение является незаконным, поскольку вынесено с нарушением норм материального права, Кашаев Ю.А. обратился в Туапсинский районный суд с апелляционной жалобой. Податель жалобы указывает, что при рассмотрении дела мировой судья не исследовал должным образом обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, дана неверная оценка доказательствам и доводам ответчика, суд пришел к ошибочному выводу об оказании обществом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчику в указанный период. Истец фактически не оказывал услуг по вывозу твердых бытовых отходов по <адрес> в а<адрес>. В спорный период у ответчика отсутствовала возможность проезда к улице (дому) где проживал ответчик. Площадка для централизованного сбора мусора отсутствует.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил отменить решение мирового судьи и принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель администрации поселения при принятии решения суда полагался на усмотрение суда.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило, направило возражения, в котором полагало, что решение суда следует оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, суд полагает, что основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Согласно части 1, пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно частей 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании частей 1, 9, 11, 14 статьи 155 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила), которыми установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) Правил.
Так, в соответствии с пунктами 8 (4), 8 (5), 8 (17) – 8 (19) раздела I (1) Правил, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
На основании частей 1 – 5 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Пунктами 148 1, 148 2, 148 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 4 – 148 6 Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
При этом частью 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Пунктами 148 (45) - 148 (48) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах предусмотрены случаи снижения платы за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения от ее оплаты при предоставлении услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных и профилактических работ.
Как следует из материалов дела и установлено мировыми судьей, на основании заключенного между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и акционерным обществом «Крайжилкомресурс» соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности от 14.01.2019 года, а также приказа министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 года № 6, региональным оператором, оказывающим услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по месту проживания ответчика является общество, которое фактически приступило к деятельности на территории Туапсинского района с 01.01.2020 года.
Ответчик является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором постоянно проживают два человека.
Договор в письменной форме между сторонами не заключался. Вместе с тем, в соответствии с требованиями действующего законодательства, региональный оператор АО «Крайжилкомресурс» в лице филиала «Туапсинский» разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на своем официальном сайте: www.kgkr.ru, а также в средствах массовой информации (Туапсинские вести от 13 января 2020 года № 2).
Ответчик в судебном заседании признал факт заключения между ним и обществом договора по вывозу ТКО путём совершения конклюдентных действий. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением, следовательно, ответчик, как потребитель, обязан оплачивать данную услугу, в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В ауле Агуй-<адрес>, где проживает ответчик, не определены места складирования (накопления) отходов, поскольку из-за стесненных условий существующей застройки отсутствует возможность выделения места для организации контейнерной площадки в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. В связи с отсутствием контейнерных площадок, сбор и транспортирование ТКО осуществляется бестарным или «мешковым» способом сбора ТКО 2 раза в неделю (среда, суббота) по <адрес>, что подтверждается графиками и сведениями ГЛОНАСС.
На основании подпункта «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат, в том числе, транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, мировым судьей установлено оказание услуг обществом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и с ДД.ММ.ГГГГ по 31.07.2022г. включительно в размере 7564,70 руб., что подтверждено данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которая должна установлена на мусоровозах общества.
Доводы заявителя жалобы о том, что обществом услуги не оказывались, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку. Судом установлено, что вывоз ТКО со всего аула Агуй-Шапсуг производился не регулярно мешковым способом с ул. Набережная аула Агуй-Шапсуг по ранее утверждённым графикам вывоза, о способах вывоза которого жители аула были осведомлены. Вместе с тем, ответчик не принимал меры к выносу мешков с мусором на улицу Набережную, перед заездом на мост, ведущий на <адрес>, по пути следования мусоровозов истца в установленное графиками время. При этом, ни Кашаевым Ю.А., ни представителем администрации поселения не представлено документально подтверждённых сведений о неоказании региональным оператором услуг по вывозу ТКО с территории аула Агуй-Шапсуг Туапсинского района.
Согласно пункту 148 (30, 34, 39) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд. Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае утверждены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 № 528 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 № 175 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае».
Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.12.2019 г. № 43/2019-тко «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами», установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Крайжилкомресурс» на территории Туапсинского района с 10.01.2020 г. по 30.09.2020 г. в размере 716,03 руб., с 01.10.2020 г. по 31.12.2020 г. в размере 696,27 руб.
Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2020 г. № 35/2020-тко «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами», установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Крайжилкомресурс» на территории Туапсинского района с 01.01.2021 г. по 30.06.2022 г. в размере 681,72 руб., с 01.07.2022 г. по 30.11.2022 г. в размере 586,24 руб.
В период рассмотрения дела доказательств отсутствия (погашения) задолженности по оплате коммунальной услуги за период с 01.01.2020 г. по 01.07.2022 г. в размере 11 764,56 руб., пени за период с 01.03.2020 г. по 01.07.2022 г. в размере 2536,20 руб., ответчиком не представлено. Также ответчик не представил доказательств обращения к истцу с заявлением о перерасчете задолженности по количеству зарегистрированного в его жилом доме 1 человека, его самого. В силу действующего законодательства, оплата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами произведена исходя из нормы потребления на 2-х человек, по установленным тарифам.
Кроме того, как следует из материалов дела, ответчик указывал, что выбрасывал мусор по месту нахождения квартиры либо в канаву.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу положений части 2 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями статей 3, 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, по смыслу изложенных норм Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности.
Согласно статьи 1 Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Жилищного кодекса РФ, самостоятельное содержание имущества собственником, в отношении сбора и вывоза твердых бытовых отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Таким образом, самостоятельная утилизация твердых бытовых отходов недопустима.
При изложенных обстоятельствах мировой судья обоснованно принял решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенный заявителем в жалобе, получили надлежащую правовую оценку и соответствую обстоятельствам дела, поэтому отклоняются судом.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являются основанием для отмены решения суда, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, мировым судьей не допущено.
Руководствуясь статье 327 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 217 Туапсинского района Краснодарского края от 05.03.2024 года по гражданскому делу № 2-94/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев.
Судья Туапсинского районного суда В.Ю. Курбаков
Апелляционное определение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года