Дело № 2-78/2022
УИД № 53RS0022-01-2021-007386-71
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2022 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Костяева А.А.,
при секретаре Чаловой О.В.,
с участием представителя истцов Сысоевой В.И. и Владимирова М.В. – Кушнаревой Л.Н., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Администрации Ракомского сельского поселения – Иванченко И.Ю., действующей на основании доверенности, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Пахомовой О.Н., ее представителя Фенченко С.В., действующего по устному ходатайству,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысоевой В.И., Владимирова М.В. к Администрации Ракомского сельского поселения об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Сысоева В.И. и Владимиров М.В. обратились в суд с иском к Администрации Ракомского сельского поселения об обязании закопать канавы вдоль улиц С и Б, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № вдоль границы с земельным участком с кадастровым номером № в пределах точек с координатами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> и на земельном участке с кадастровым номером № вдоль границы с земельным участком с кадастровым номером № в пределах точек с координатами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В обоснование требований указав, что Сысоева В.И. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> Владимирову М.В. принадлежит доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> Вдоль земельного участка Сысоевой В.И., проходит дорога, соединяющая <данные изъяты> с дорогой, ведущей на <данные изъяты>. Данная дорога является дорогой местного значения. Вследствие действий Администрации Ракомского сельского поселения, проводившей распределение и перераспределение земельных участков, ширина дороги составляет менее 11 метров. В результате указанного сужения дороги на ул. С не может проехать спецтехника, вывозящая мусор. Вдоль земельного участка Владимирова М.В. расположена автомобильная дорога местного значения, проходящая по ул. Б, при этом земельные участки истцов и указанные выше автомобильные дороги граничат с земельным участком, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> принадлежащему Пахомовой O.Н., последняя самовольно произвела земляные работы по обустройству канав, для отведения вод с принадлежащего ей земельного участка, вместе с тем, данные канавы не несут функцию водоотведения, накапливают воду, которую Пахомова О.Н. затем откачивает на проезжую часть ул. Б. На основании изложенного истец просит обязать Администрацию Ракомского сельского поселения закопать канавы вдоль ул. С и ул. Б.
Определениями Новгородского районного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Администрация Новгородского муниципального района, Пахомова О.Н., Чистякова А.А., Иваньков Н.С.
В судебное заседание истцы Сысоева В.И. и Владимиров М.В. извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии с участием представителя.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся истцов.
В судебном заседании представитель истцов Сысоевой В.И. и Владимирова М.В. – Кушнарева Л.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по мотивам, в нем изложенным.
Представитель ответчика Администрации Ракомского сельского поселения – Иванченко И.Ю., исковые требования не признала по мотивам изложенным в отзыве на исковое заявление.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Пахомова О.Н., ее представителя Фенченко С.В., действующий по устному ходатайству, полагали исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Администрация Новгородского муниципального района, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно спора Чистякова А.А., Иваньков Н.С. извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия указанных лиц.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Согласно ч.8 ст.6 Закона № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог,
В силу ст.3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения,
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации,
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно подпункта 4 п.9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных, дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорт Российской Федерации от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 года Министерством автомобильных дорог РСФСР (далее - Типовая инструкция), определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
В силу п.1.2 Типовой инструкции учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы.
Из выше приведенных положений закона следует, что автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения, находящиеся в границах этого поселения и не относящиеся к дорогам федерального, регионального и межмуниципального значения, а также дорогам поселений, по умолчанию являются собственностью поселения и подлежат паспортизации и включению в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением Думы Новгородского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано свидетельство о государственной регистрации права, объект права: дорога местного значения по ул. С, назначение – дорога местного значения протяжённостью 147,6 п.м., <данные изъяты>: Муниципальное образование Ракомское сельское поселение Новгородского муниципального района Новгородской области.
Согласно постановления Администрации Ракомского сельского поселения от 29.01.2018 года № 29 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Ракомского сельского поселения» автомобильная дорого по ул. С в д. <данные изъяты> Ракомского сельского поселения является дорогой местного значения.
Так же в границах Ракомского сельского поселения расположена автомобильная дорога местного значения по ул. Б, зарегистрировано свидетельство о государственной регистрации права, объект права: автомобильная дорога, расположенная в границах населенного пункта д. <данные изъяты> по ул. Б.
В силу ч.1 ст.17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Исходя из ст.3 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под владельцами автомобильных дорог понимаются юридические лица, которым дороги переданы в оперативное управление, в частности, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения согласно ст.12 Федерального закона №257-ФЗ относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.2 ст.12 Федерального закона №196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Как следует из материалов гражданского дела Постановлением Ракомской сельской Администрации Новгородского района Новгородской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Постановлением Администрации Новгородской области от 04.05.1994 года № 127 «Об упорядочении предоставления и изъятия земельных участков», на основании личного заявления, Сысоевой В.И. из земель Ракомской администрации в районе д. <данные изъяты> в собственность выделен земельный участок № размером 0,156 га для строительства дома и постоянного проживания. Свидетельство о праве собственности на землю зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, серия <данные изъяты>
Владимирову М.В. и Владимировой Е.Ю. принадлежит по ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2074 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>
Пахомова О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 778 кв.м. и жилого дома с кадастровым №, площадью 72,3 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>
Данный земельный участок находится между улицами С и Б
По заявлениям Пахомовой О.Н. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соглашениями № и № произошло перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории муниципального образования Ракомское сельское поселение, в результате чего площадь земельного участка по ул. С первоначально увеличилась на 250 кв.м. И составила 710кв.м., впоследствии на 68 кв.м, и составила 778 кв.м. Увеличение земельного участка, принадлежащего Пахомовой О.Н., произошло как со стороны ул. С, так и со стороны ул. Б, соответственно с уменьшением земель общего пользования как со стороны ул. С, так и со стороны ул. Б.
Согласно представленных в материалах дела выписок из ЕГРН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 1667 кв.м. по адресу: <адрес> является Чистякова А.А.; собственником земельного участка по адресу: <адрес> является Иваньков Н.С.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Как следует из пояснений лиц участвующих в деле вокруг земельного участка, принадлежащего Пахомовой О.Н. имеются канавы, для отведения вод с принадлежащего ей земельного участка.
Водоотводные системы и сооружения улиц и дорог городов и сельских поселений предназначены для сбора и транспортировки поверхностного стока с прилегающих территорий и непосредственно с улично-дорожной сети, включая отвод дождевых и талых вод, прием и удаление вод от полива улиц, из сбросных систем водопропускных коммуникаций и сооружений, городских дренажных систем мелкого заложения, производственных вод, допускаемых к спуску без специальной очистки или после пропуска через очистные сооружения, удаление вод от мойки транспортных средств с необходимой очисткой (п. 8.2 "Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений". М.: ЦНИИП градостроительства, 1994).
По конструктивным особенностям, исходя из местных природных, архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических условий, устраиваются закрытая, открытая, смешанная сети водоотвода с осваиваемой территории. Требования к схемам и системам канализации см. в СНиП 2.04.03-85.
Закрытая сеть (ливнесточные трубопроводы с соответствующими сооружениями) применяется в селитебных, промышленных и коммунально-складских зонах поселений городского типа. Открытая сеть (канавы, лотки, кюветы) применяются в сельских и малых городских поселениях, пригородных зонах при соответствующем технико-экономическом и санитарно- гигиеническом обосновании.
Смешанная сеть (сочетание открытой и закрытой) применяется при наличии открытой оросительной сети, в климатических подрайонах IА, IБ, IВ, IГ, на переходных этапах строительства водоотводных улично-дорожных систем. (п. 8.4 "Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений". М.: ЦНИИП градостроительства, 1994).
Параметры водоотводных сооружений определяются по расходам частой повторяемости с учетом обеспечения полного отвода расчетного расхода и проверки на расходы редкой повторяемости в соответствии со СНиП 2.04.03-85: определение расчетных расходов дождевых вод производится по методу предельных интенсивностей; определение расчетных расходов для коллекторов полураздельной и общесплавной систем канализации производится методом суммирования стока. (п. 8.6 "Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений". М.: ЦНИИП градостроительства, 1994).
Водоотводные сооружения на участках улично-дорожной сети, имеющих характер автомобильных дорог местного значения, проектируется в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85.
Согласно п. 6.60 СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 233) (ред. от 30.06.2003) для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна следует предусматривать системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5% и в исключительных случаях - не менее 3%.
Вероятность превышения расчетных паводков при проектировании водоотводных канав и кюветов следует принимать для дорог I и II категорий 2%, III категории - 3%, IV и V категорий - 4%, а при проектировании водоотводных сооружений с поверхности мостов и дорог следует принимать для дорог I и II категорий - 1%, III категории - 2%, IV и V категорий - 3%.
Наибольший продольный уклон водоотводных устройств следует определять в зависимости от вида грунта, типа укрепления откосов и дна канавы с учетом допускаемой по размыву скорости течения.
При невозможности обеспечения допустимых уклонов следует предусматривать быстротоки, перепады и водобойные колодцы. На местности с поперечным уклоном менее 20% при высоте насыпи менее 1,5 м, на участках с переменной сторонностью поперечного уклона, а также на болотах водоотводные канавы следует проектировать с двух сторон земляного полотна.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного искового заявления Пахомовой О.Н. к Администрации Ракомского сельского поселения, главе Ракомского сельского поселения Ивановой Г.И., Администрации Великого Новгорода, Администрации Новгородского муниципального района о признании бездействия незаконным, отказано. С Пахомовой О.Н. взыксаны судебные расходы на оплату услуг представителя в пользу Сысоева В.А. и Владимирова М.В. по 8000 руб. каждому, в пользу <данные изъяты> 15000 руб.
Предметом судебного разбирательства послужило бездействие Администрации Ракомского сельского поселения выразившееся в не проведении государственной регистрации права на автомобильную дорогу по ул. Б от <данные изъяты> до <данные изъяты>, истец просила обязать Администрацию Ракомского сельского поселения провести указанную регистрацию права. Признать бездействие Администрации Ракомского сельского поселения в ненадлежащем техническом содержании водоотводных канав автомобильной дороги по ул. С в д. <данные изъяты>, в непринятии мер по сносу водопропускной трубы под дорогой по ул. С, обязании принять меры по осуществлению прочистки водоотводных канав, устранения дефектов их укреплений, а также сносу водопропускной трубы под дорогой по ул. С в д. <данные изъяты>.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ решение Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.
Данным решением суда, имеющим преюдициальное значение для сторон, установлено, что земельный участок, который приобрела в собственность Пахомова О.Н. представлял заболоченную местность, ранее никем не был востребован для строительства жилого дома. Вокруг указанного участка существовали придорожные канавы. После приобретения в собственность спорного земельного участка и увеличения его границ в последующем, Пахомова О.Н. проводит земляные работы в отношении придорожных канав в нарушение Правил благоустройства Ракомского сельского поселения. При этом Администрацией Ракомского сельского поселения производится регулярная откачка воды из придорожных канав.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Поскольку доказательств обратного истцами не представлено, суд приходит к выводу о том, что придорожные канавы осуществляют функцию водоотведения от земельного участка, принадлежащего Пахомовой О.Н., а Администрацией Ракомского сельского поселения регулярно проводятся работы по откачиванию воды из них, а так же не представлено доказательств того, что эксплуатация указанных канав несет угрозу жизни и здоровья собственников иных земельных участков расположенных вдоль улиц С и Б или иным образом нарушает их права, то при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Сысоевой В.И., Владимирова М.В. не обосновано и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сысоевой В.И., Владимирова М.В. к Администрации Ракомского сельского поселения об обязании закопать канавы вдоль улиц С и Б, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № вдоль границы с земельным участком с кадастровым номером № в пределах точек с координатами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> и на земельном участке с кадастровым номером № вдоль границы с земельным участком с кадастровым номером № в пределах точек с координатами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, 25 марта 2020 года.
Председательствующий А.А. Костяева