ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Бадлуева Е.А.
Дело № 33-746/2018 дело поступило 26 января 2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 26 марта 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Круглова В.Г., при секретаре Архинчеевой Н.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, администрации МО Селенгинский район», ООО «Теплогенерирующее предприятие 1» об обязании принять меры по строительству очистных сооружений по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. на решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 24 ноября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Селенгинский район» принять меры по разработке и утверждению проектной документации на объект коммунальной инфраструктурыс. Гусиное Озеродля сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооруженийс. Гусиное ОзероСеленгинского районаРеспублики Бурятия в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством в срок до01.01.2019г.
Обязать Администрацию МО «Селенгинский район», ООО «Теплогенерирующее предприятие 1» до окончания строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооруженийс.Гусиное Озерообеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства при эксплуатации действующих очистных сооруженийс. Гусиное Озеропутем проведения ремонта здания комплекса биологической очистки, в состав которых входят первичные отстойники, аэротенки, вторичные отстойники; здания комплекса глубокой доочистки сточных вод путем укомплектования оборудованием и введения в эксплуатацию для доочистки барабанных фильтров и песчано-гравийных фильтров, подводящих и отводящих лотков в первичных и вторичных отстойниках, ремонту переливных бортиков в первичных и вторичных отстойниках; обеспечению электроснабжения комплекса очистных сооружений в целях аэрации сточных вод в аэротенке; недопущению во вторичных отстойниках выноса ила в водный объект; ремонту отводящего трубопровода сброса сточных вод.
Обязать Администрацию МО «Селенгинский район», ООО «Теплогенерирующее предприятие 1» обеспечить сброс сточных вод с очистных сооруженийс. Гусиное Озеро Селенгинского района Республики Бурятия в реку Цаган-Гол с соблюдением природоохранного законодательства, а также пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для рекиЦаган-Голв срок до01.01.2019г.
Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрацию МО «Селенгинский район» принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству объекта коммунальной инфраструктурыс. Гусиное Озеродля сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооруженийс. Гусиное Озеро Селенгинского районаРеспублики Бурятия.
Обязать Администрацию МО «Селенгинский район» обеспечить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктурыс. Гусиное Озеродля сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооруженийс. Гусиное Озеро Селенгинского районаРеспублики Бурятия в срок до01.01.2020г.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения представителя истца Качиной Е.Г., представителя ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, с иском к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, администрации МО Селенгинский район», ООО «Теплогенерирующее предприятие 1», Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор с учетом уточнений, просил обязать Администрацию МО «Селенгинский район» в срок до 01.01.2019г. принять меры по разработке и утверждению проектной документации на объект коммунальной инфраструктурыс. Гусиное Озеродля сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооруженийс. Гусиное ОзероСеленгинского районаРеспублики Бурятия в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством; обязать Администрацию МО «Селенгинский район», ООО «Теплогенерирующее предприятие 1» до окончания строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооруженийс.Гусиное Озерообеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства при эксплуатации действующих очистных сооруженийс. Гусиное Озеропутем проведения ремонта: здания комплекса биологической очистки, в состав которых входят первичные отстойники, аэротенки, вторичные отстойники (требуют ремонта – стены, потолки, полы разрушаются, отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, металлические ограждения подвержены коррозии, песколовки не эксплуатируются с 2014 года, разморожены, находятся в полуразрушенном состоянии); комплекса глубокой доочистки сточных вод путем укомплектования оборудованием и введения в эксплуатацию для доочистки барабанных фильтров и песчано-гравийных фильтров, подводящих и отводящих лотков в первичных и вторичных отстойниках, ремонту переливных бортиков в первичных и вторичных отстойниках; обеспечению электроснабжения комплекса очистных сооружений в целях аэрации сточных вод в аэротенке; недопущению во вторичных отстойниках выноса ила в водный объект; ремонту отводящего трубопровода сброса сточных вод; обязать Администрацию МО «Селенгинский район», ООО «Теплогенерирующее предприятие 1» до 01.01.2019г. обеспечить сброс сточных вод с очистных сооруженийс.Гусиное Озеро Селенгинского района Республики Бурятия в реку Цаган-Гол с соблюдением природоохранного законодательства, а также пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для рекиЦаган-Гол; обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрацию МО «Селенгинский район» принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству объекта коммунальной инфраструктурыс. Гусиное Озеродля сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооруженийс. Гусиное Озеро Селенгинского районаРеспублики Бурятия; обязать Администрацию МО «Селенгинский район» в срок до 01.01.2020г. обеспечить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктурыс. Гусиное Озеродля сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооруженийс. Гусиное Озеро Селенгинского районаРеспублики Бурятия.
Исковые требования мотивированы следующим. Во исполнение п.5 поручения Президента РФ от 14.08.2017г. прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РБ, Байкальского управления Росприроднадзора, лабораторий ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону, Управления Роспотребнадзора по РБ, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РБ», Бурприроднадзора проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации очистных сооружений на Байкальской природной территории озера Байкал. Очистные сооружения с. Гусиное Озеро Селенгинского района расположены в водоохранной зоне озера Гусиное, в границах Байкальской природной территории озера Байкал. ООО «Теплогенерирующее предприятие 1» осуществляет деятельность по сбору, очистке и распределению воды, а также водоотведение в с. Гусиное озеро, на основании концессионного соглашения от 23.10.2015 г. с Администрацией МО «Селенгинский район». Сброс сточных вод осуществляется в черте населенного пункта в протоку Цаган-Гол, которая впадает в озеро Гусиное. При натурном осмотре узлов очистных сооружений установлено, что здание комплекса биологической очистки в состав которых входят первичные отстойники, аэротенки, вторичные отстойники находится в неудовлетворительном состоянии, требуют ремонта - стены, потолки, полы разрушаются, отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, металлические ограждения подвержены коррозии; песколовки не эксплуатируются с 2014 года, разморожены, находятся в полуразрушенном состоянии; комплекс глубокой доочистки сточных вод не эксплуатируется, оборудование для доочистки (барабанные фильтры и песчано-гравийные фильтры) разукомплектованы, находятся в нерабочем состоянии; подводящие и отводящие лотки в первичных и вторичных отстойниках; переливные бортики в первичных и вторичных отстойниках разрушены, требуют ремонта; в период натурного осмотра на очистных сооружениях отсутствовало электроснабжение, поэтому аэрация сточных вод в аэротенке не осуществлялась; во вторичных отстойниках зеркало воды загрязненное - наблюдаются «лепешки» ила, что приводит к выносу ила из вторичных отстойников в водный объект; отводящий трубопровод сброса сточных вод разрушен, сброс стоков производится из колодца на рельеф местности в заболоченную местность и далее в протоку р. Цаган-Гол. Очистные сооружения расположены в границах водоохранной зоны реки Цаган-Гол, озера Гусиное, на Байкальской природной территории озера Байкал. В результате эксплуатации технически неисправных очистных сооружений с.Гусиное озеро, результатом происходит сброс недостаточно-очищенных сточных вод в реку Цаган Гол, нарушены нормы действующего законодательства, что приводит к загрязнению водоемов, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке озере Гусиное, окружающей природной среде. Данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Реконструкция очистных сооружений с. Гусиное озеро предполагается в рамках реализации ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 г. № 847. Организация работ по финансированию строительства, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты озера Байкал, связанные с водоотведением входит в полномочия Министерства.
В суде первой инстанции представитель истца Марков Б.В. на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений, настаивал.
Представитель ответчика Администрации МО «Селенгинский район» Еранский Е.В. с иском согласился, указав что существующие очистные сооружения являются ветхими, что негативно влияет на окружающую среду.
Представитель ответчика ООО «Теплогенерирующее предприятие 1» Жигжитов А.Д.-С. с иском в части строительства новых очистных сооружений согласился, указав, что считает общество ненадлежащим ответчиком, поскольку оно не является собственником муниципального имущества.
Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, от представителя Шаракшанэ А.В. поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, в удовлетворении которого судом отказано.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. просит отменить решение суда в части возложения обязанности на Министерство, приняв в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В целом, ссылаясь на те же доводы, что и в обоснование возражений относительно иска, не согласна с выводом суда о наличии оснований для возложения на Министерство обязанности по участию в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству очистных сооружений с. Гусиное Озеро в рамках Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность (далее – Порядок предоставления субсидий), утвержденного Постановлением Правительства РБ от 08.10.2014 г. № 490, при осуществлении Министерством полномочий главного распорядителя бюджетных средств, а также с выводом суда о возложении на Министерство обязанности по участию в финансировании разработки проектной документации в соответствии с вышеуказанным Порядком предоставления субсидий. Считает, что истцом не представлено доказательств, и суд не обосновал, в силу каких обстоятельств и каких норм законодательства на Министерство возложена обязанность по совершению определенных действий и какая имеется причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Министерства и наступившими последствиями в виде нарушения прав неопределенного круга лиц. Организация в границах поселения водоотведения отнесена к вопросам местного значения городского поселения, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения регламентированы Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ. Муниципальное образование в рамках своих полномочий при решении вопросов местного значения действует самостоятельно и несет ответственность согласно действующему законодательству. Органы исполнительной власти субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. В связи с чем вопросы проектирования, строительства очистных сооружений и финансирования данных мероприятий должны решаться муниципальным образованием самостоятельно. Истцом не представлено доказательств необходимости и возможности строительства очистных сооружений. Финансирование мероприятий по проектированию и строительству очистных сооружений действительно возможно в порядке предоставления субсидии из республиканского бюджета в случае невозможности муниципальным образованием самостоятельно осуществить финансирование указанных мероприятий. При этом обязанности по своей инициативе предоставить финансовые средства на проектирование и строительство очистных сооружений у Министерства нет. Финансирование мероприятий по строительству очистных сооружений возможно по заявке муниципального образования при наличии проектной документации согласно Порядку предоставления субсидий. При соблюдении требований, предусмотренных Порядком, возможно предоставление муниципальному образованию субсидии из республиканского бюджета на строительство очистных сооружений. Субсидии предоставляются главными распорядителями средств республиканского бюджета (к которым относится и Министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на основании закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период и соглашения о предоставлении субсидий, заключенного между главным распорядителем средств республиканского бюджета и муниципальным образованием. Таким образом, обязанность по финансированию мероприятий по проектированию, по реконструкции, модернизации очистных сооружений возникает у Министерства при принятии закона Республики Бурятия о бюджете, где предусмотрены средства на осуществление указанных мероприятий. Процедура по обращению в Министерство с бюджетной заявкой администрацией МО «Селенгинский район» не начата, в связи с чем оснований для возложения на Министерство обязанности по финансированию объекта нет.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель истца Качина Е.Г. с жалобой не согласилась, полагала решение суда законным и обоснованным.
В заседание судебной коллегии представители ответчиков администрации МО Селенгинский район», ООО «Теплогенерирующее предприятие 1» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении жалобы без их участия.
С учетом надлежащего извещения, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки с привлечением специалистов в области природопользования установлено, что очистные сооружения с. Гусиное озеро Селенгинского района Республики Бурятия расположены в водоохранной зоне озера Гусиное, в границах Байкальской природной территории озера Байкал. Сточные воды сбрасываются без соответствующей очистки и обеззараживания, техническое состояние очистных сооружений аварийное.
Результатом эксплуатации технически неисправных очистных сооружений является сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Цаган Гол и озеро Гусиное, что приводит к загрязнению водоемов, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке и озере Гусиное, окружающей природной среде.
В отчете ОАО «Инжиниринговая компания «Научно-исследовательский институт коммунального водоснабжения и очистки воды» указано, что канализационно-очистные сооружения эксплуатируются длительный промежуток времени (более 70 лет), находятся в неработоспособном состоянии, опасном для нормальной эксплуатации; износ оборудования, арматуры и трубопроводов составляет 100 %; состав существующих канализационно-очистных сооружений является недостаточным для очистки сточных вод до нормативных требований по таким показателям загрязняющих веществ, как взешенные вещества, БПК (биохимическое потребление кислорода), соединения азотной группы (аммонийный азот, нитраты, нитриты) и фосфора. Реконструкция существующих канализационно-очистных сооружений нецелесообразна. Следует выполнить ремонт существующих сооружений, достаточный для безопасной эксплуатации (на период до ввода в эксплуатацию новых канализационно-очистных сооружений).
Таким образом, восстановление очистных сооружений в настоящее время невозможно вследствие их аварийности и непригодности для эксплуатации, необходимо строительство новых очистных сооружений.
Учитывая неудовлетворительное техническое состояние действующих очистных сооружений, районный суд пришел к верному выводу, что в настоящее время необходима их реконструкции и модернизация, а до этого момента на действующих очистных сооружениях как собственником объекта, так и эксплуатирующей организацией должны соблюдаться требования действующего природоохранного законодательства.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь нормами Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «Об охране озера Байкал», суд исходил из того, что непринятие мер по поддержанию надлежащего технического состояния действующих очистных сооружений с. Гусиное Озеро нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, а также и отнесение озера Байкал к объектам федерального значения и участкам всемирного природного наследия (решение XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию 1996 г.), необходимость сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, суд пришел к выводу об обоснованности обращения в суд Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют требованиям закона и обстоятельствам данного дела, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции в части возложения на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия обязанности принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству объекта коммунальной инфраструктуры с. Гусиное Озеро для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооружений с. Гусиное Озеро Селенгинского района РБ.
Удовлетворяя заявленные требования к ответчику Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, районный суд обоснованно исходил из установленных законодательством полномочий Министерства строительства по финансированию проектирования реконструкции и модернизации, финансированию реконструкции и модернизации капитальных объектов жилищно-коммунального комплекса, к которым относятся очистные сооружений с. Гусиное озеро Селенгинского района Республики Бурятия.
В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия №131 от 14.04.2009 г. «О Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» данное Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности (п.1.1).
Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия", автономного учреждения Республики Бурятия "Управление государственной экспертизы Республики Бурятия", бюджетных учреждений Республики Бурятия "Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия", "Гостехинвентаризация - республиканское бюро технической инвентаризации", а также некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия (п.1.2).
Основными задачами Министерства являются, в том числе (п.2.1.2, 2.4 Положения): развитие и совершенствование территории Республики Бурятия путем обеспечения территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства; создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения.
В соответствии с положением о своей деятельности Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия: разрабатывает предложения по формированию федеральных целевых программ и государственных программ Республики Бурятия. Разрабатывает концепции, стратегии, государственные программы Республики Бурятия и ведомственные программы (п.3.5); разрабатывает предложения по формированию перечня объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия (п. 3.11); вносит в Министерство финансов Республики Бурятия предложения по формированию республиканского бюджета и финансированию подведомственных Министерству учреждений (п. 3.12); осуществляет полномочия получателя средств федерального бюджета, главного распорядителя, главного администратора средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций и обеспечение деятельности Министерства (п. 3.13); осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства социально-культурного, бытового, жилищного, жилищно-коммунального назначения (п. 3.14).
Таким образом, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в целях создания безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения, обеспечения повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения наделено полномочиями по финансированию соответствующих мероприятий.
Согласно п. 1.3 и п. 2.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 № 490, главными распорядителями бюджетных средств выступают исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, ответственные за распределение объемов финансирования мероприятий государственной программы (подпрограммы), в рамках которых планируется осуществлять бюджетные инвестиции в объекты, в пределах полномочий, определенных в установленной сфере ведения: в части строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реализуемых в целях развития общественной инфраструктуры Республики Бурятия (социальная и инженерная инфраструктура), а также в части приобретения не завершенных строительством объектов недвижимого имущества - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Из изложенного следует, что финансирование мероприятий по строительству очистных сооружений возможно в рамках указанного порядка при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Кроме того, положения Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» не регламентируют порядок разработки проектной документации и не исключают ее разработку по поручению и за счет средств Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия иными организациями, в том числе подведомственными данному Министерству.
При этом финансирование мероприятий по разработке проектной документации и строительству очистных сооружений возможно как в рамках Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы», так и в ином порядке с учетом широкого спектра имеющихся у Министерства полномочий.
Вопреки доводам жалобы, пунктом 2.4 вышеназванного Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают за счет средств местного бюджета, за исключением объектов, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и на территориях Прибайкальского, Иволгинского, Тарбагатайского, Селенгинского и Кяхтинского районов Республики Бурятия, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 -2020 годы».
Изложенное свидетельствует, что у Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия имеются полномочия по участию в финансировании разработки проектной документации в соответствии с указанным Порядком. После разработки проектной документации финансирование строительства очистных сооружений возможно в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы».
Довод жалобы о том, что администрацией МО «Селенгинский район» не начата процедура по обращению в Министерство с бюджетной заявкой, опровергается материалами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, администрацией Селенгинского района в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ неоднократно направлялись письма о необходимости строительства новых очистных сооружений модульного типа в с. Гусиное озеро (т. 1 л.д. 22-39), в том числе в рамках федеральной целевой программы. В свою очередь сведений о принятии ответных действий представителем Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в районный суд представлено не было.
Таким образом, доводы жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству вышеуказанного объекта коммунальной инфраструктуры, не основаны на нормах действующего законодательства, противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией представителя ответчика, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, получившей оценку в судебном решении, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Иных доводов, ставящих под сомнение выводы районного суда, в апелляционной жалобе не содержится.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 24 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: