№ 2а-1557/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенниковой Е. В.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
с участием представителя административного истца Сёминой О. В.,
представителя заинтересованного лица Нестеровой М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
26 августа 2016 года административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к судебному приставу-исполнителю Мелехиной Л. А., отделу судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация МО МР «Сыктывдинский» обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Мелехиной Л. А., отделу судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми об освобождении от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.07.2016 по исполнительному производству №. В обоснование заявленных требований указано, что на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора должником предпринимались активные меры по исполнению судебного решения. Процесс исполнения решения носит длительный характер. Полагая, что в действиях администрации отсутствуют признаки виновного противоправного действия (бездействия), а также с учетом того, что на сегодняшний день решение суда исполнено в полном объеме, администрация МО МР «Сыктывдинский» просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица – прокуратура Сыктывдинского района.
В судебном заседании представитель административного истца Сёмина О. В., требования поддержала в полном объеме, пояснив, что исполнение решения суда производилось поэтапно, при этом каждый из этапов является длительным. На сегодняшний день решение суда исполнено в полном объеме, при этом в целях его исполнения в установленные сроки должником предпринимались активные меры, а несвоевременное исполнение решения суда вызвано объективными причинами.
Представитель заинтересованного лица Нестерова М. А. полагала возможным удовлетворить заявленные требования.
Административные ответчики, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки не уведомили.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25.07.2014 исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворены, на администрацию муниципального района сельского поселения «Часово» возложена обязанность разработать генеральный план сельского поселения, правила землепользования и застройки, и обеспечить их утверждение в установленном порядке.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 01.09.2014 на основании исполнительного листа, выданного в соответствии с указанным решением суда, возбуждено исполнительное производство № в отношении должника администрации муниципального образования сельского поселения «Часово».
Определением Сыктывдинского районного суда от 24.06.2015 произведена замена должника в исполнительном производстве № с администрации СП «Часово» на администрацию МО МР «Сыктывдинский».
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 10.07.2015 по исполнительному производству № также произведена замена должника. Правопреемнику администрации МО МР «Сыктывдинский» разъяснено, что все действия, совершенные до ее вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Требованием судебного пристава-исполнителя должнику администрации МО МР «Сыктывдинский» установлен 7-дневный срок со дня получения требования для предоставления документов, подтверждающих исполнение решения суда, либо сведения о причинах затрудняющих исполнение решения суда. Данное требование получено представителем должника 24.05.2016.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 27.07.2016 с должника администрации МО МР «Сыктывдинский» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 27.07.2016 исполнительное производство № окончено в связи с исполнением решения суда от 25.07.2014.
Основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора послужило не исполнение в добровольном порядке администрацией МО МР «Сыктывдинский» требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставление должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа.
В обоснование исковых требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора административный истец ссылается на то, что администрацией принимались меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа в установленный срок, а на сегодняшний день требования судебного акта исполнены в полном объеме.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ (далее – Закон) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 30 Закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1 - 3 ст. 112 названного Закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 приведенной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ч. 6 ст. 112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» определено, что иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Непреодолимая сила как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства определена в положениях пункта 1 части 1 статьи 202 и части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих соответственно основания приостановления течения срока исковой давности и основания ответственности за нарушение обязательства. Причем, частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный приставом, должник указал, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как следует из материалов дела, первоначальным должником администрацией сельского поселения «Часово» была проведена работа по исполнению решения суда, а именно заключен муниципальный контракт на разработку проектов генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения. В соответствии с календарным планом, являющимся приложением к муниципальному контракту, разработка плана и правил землепользования осуществляется поэтапно.
В связи с внесенными в законодательство в части перераспределения полномочий, в том числе и связанных с утверждением генеральных планов и правил землепользования и застройки, определением Сыктывдинского районного суда от 24.06.2015 произведена замена должника с администрации СП «Часово» на администрацию МО МР «Сыктывдинский».
Как следует из материалов дела, администрацией МО МР «Сыктывдинский» продолжена работа по исполнению решения суда, а именно внесены изменения по замечаниям Правительства Республики Коми, проведены публичные слушания.
Решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от 24.06.2016 утверждены Правила землепользования и застройки МО СП «Часово».
Кроме того, 01.06.2016 администрацией МО МР «Сыктывдинский» в адрес ОСП по Сыктывдинскому району представлена информация о том, что решение суда не может быть исполнено в установленным судебным приставом-исполнителем срок, указано, что утверждением нормативных правовых документов запланировано на июнь-июль 2016 года.
Письмом от 25.07.2016 администрация МО МР «Сыктывдинский» сообщила об утверждении Правил землепользования и застройки МО СП «Часово», представив копию решения Совета МО МР «Сыктывдинский» от 24.06.2016 № 8/6-8.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, явно свидетельствующих об активных действиях должника, направленных на своевременное исполнение судебного решения, суд приходит к выводу о возможности в рассматриваемом случае освободить администрацию МО МР «Сыктывдинский» от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава от 27.07.2016.
Руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковые требования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от взыскания исполнительского сбора, установленного на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми от 27.07.2016 в рамках исполнительного производства №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е. В. Щенникова
Мотивированное решение составлено 31.08.2016.