УИД 24RS0026-01-2024-000212-38
Дело № 2-191/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2024 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Чугунникова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Улеевой С.Г.,
с участием прокурора Пузика И.А.,
представителя ответчика Орловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каратузского района к администрации Каратузского района о возложении обязанности по оборудованию котельных резервными источника электропитания,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к администрации Каратузского района о возложении обязанности по оборудованию котельных, относящихся к социально - значимым объектам жилищно-коммунального хозяйства, резервными источниками питания и обязанности подать заявку в ПАО «Россети Сибирь» об изменении категории надёжности электроснабжения данных котельных.
Заявленные требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки по соблюдению администрацией Каратузского района законодательства, регламентирующего теплоснабжение, установлено, что ответчик является собственником 3 котельных: «ПМК-1» и «ПМК-2», расположенных по адресу: <...>, а также котельной, расположенной по адресу: <...>. Указанные котельные отнесены к третьей категории надёжности и не обеспечены резервными источниками электропитания, что противоречит требованиям Федерального закона «О теплоснабжении» и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. Прокурор полагает, что вследствие наступления аварийной ситуации и отключения электрической энергии могут быть нарушены права неопределенного круга лиц граждан, создана угроза их жизни, здоровью и имуществу. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства оставлено ответчиком без удовлетворения.
Прокурор с учетом уточнений исковых требований от 22.07.2024 года просил:
- обязать администрацию Каратузского района Красноярского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать котельные «ПМК-1» и «ПМК-2», расположенные по адресу: <...>, а также котельную, расположенную по адресу: <...>, двумя резервными источниками электропитания;
- обязать администрацию Каратузского района Красноярского края в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда направить заявку в ПАО «Россети Сибирь» для перевода котельных «ПМК-1» и «ПМК-2», расположенных по адресу: <...>, а также котельной, расположенной по адресу: <...>, с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения.
В судебном заседании прокурор Пузик И.А. поддержал уточненные исковые требования по изложенным доводам.
Представитель ответчика – администрации Каратузского района Орлова О.В. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Не оспаривая факта нахождения в муниципальной собственности указанных прокурором котельных, указала на то, что индивидуальные источники электропитания на данных котельных в настоящее время отсутствуют, но в собственности администрации находится передвижная дизельная электростанция марки ЭД60-Т400-1РПМ1, которая передана на ответственное хранение в организацию, осуществляющую безвозмездное пользование котельными – ООО «Каратузский ТВК». Утверждена схема закрепления и передвижения данной дизельной электростанции к котельным. Согласно данной схемой возможно перемещение дизельной электростанции между котельными, при котором срок продолжительности перерыва отопления не превысит установленных нормативов. Также представитель ответчика указал на отсутствие в бюджете района финансовых средств на приобретение трех резервных источников электропитания.
Третье лицо – ООО «Каратузский ТВК» своего представителя в суд не направило, извещено надлежаще.
В соответствии с положением ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.
Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся представителей третьего лица.
Выслушав участвующих лиц, изучив исковое заявление и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в собственности администрации муниципального образования «Каратузский район» находится 3 котельных, являющихся социально значимыми объектами жилищно-коммунального хозяйства: «ПМК-1» и «ПМК-2», расположенных по адресу: <...>, а также котельной, расположенной по адресу: <...>.
Сторонами по делу не оспаривается, что котельными «ПМК-1» и «ПМК-2» обслуживаются жилые дома (328 человек), КГКУ «Центр занятости населения Каратузского района», МДОУ детский сад «Солнышко» без круглосуточного пребывания детей. Согласно технических условий от 13.01.2014 МЭС-Ка-11000186061 данные котельные мощностью 97,7кВт имеют третью категорию надежности электроснабжения.
Котельная в с.Старая Копь обслуживается учебное учреждение – школу, сельский центр культуры, Фельдшерско-акушерский пункт КГБУЗ «Каратузская РБ». Согласно технических условий от 24.04.2014 МЭС-М-11000212566 данная котельная мощностью 10 кВт также имеет третью категорию надежности электроснабжения.
Проведенной прокуратурой района проверкой исполнения федерального законодательства в сфере теплоснабжения во всех вышеназванных котельных установлено отсутствие резервных источников электроснабжения.
Данные котельные переданы администрацией района в безвозмездное пользование ООО «Каратузский ТВК»
В соответствии с п. п. 3, 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, является одним из принципов и основой государственной политики в указанной сфере.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
На основании п. 7 ст. 38 Федерального закона N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков. Указанный порядок в числе прочего определяет категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Согласно п. 47 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 при введении ограничения режима потребления либо возникновения не регламентных отключений (повреждение линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений) для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони (в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии) задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115 котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельновспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
В силу п. 1.3 данных Правил электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Приказом Министерства энергетики РФ от 8 июля 2002 г. N 204 утверждены Правила устройства электроустановок (далее - Правила N 204).
В соответствии с пунктом 1.2.7 Правил N 204 приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Согласно пункту 1.2.18 Правил N 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В силу п. п. 1.2.19, 1.2.20, 1.2.21 Правил N 204 электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
В соответствии с п. 1.12, 14.2 "СНиП П-35-76. Строительные нормы и правила. Котельные установки", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 N 229 (в редакции от 11 сентября 1997 г.), котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил.
Данные положения своей силы не утратили.
В настоящее время действует "СП 89.133330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП П-35-76", из п. 4.9 которых следует, что котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории.
В данном СП отсутствуют положения, касающиеся надежности электроснабжения электропримеников котельных.
Однако, в силу разъяснений, содержащихся в письме Минрегиона РФ от 15 августа 2011 г. N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов", актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных правовых норм следует, что электроустановки вышеприведенных котельных, с учетом обслуживаемых ими объектов, по надежности электроснабжения относятся не ниже чем ко второй категории, а, значит, в силу п. п. 1.2.19, 1.2.20 Правил N 204 такие котельные должны быть обеспечены независимым резервным источником снабжения электрической энергией.
Однако, как следует из материалов дела, котельные: «ПМК-1» и «ПМК-2», расположенные по адресу: <...>, а также котельная, расположенная по адресу: <...>. данным требованиям не соответствуют.
Имеющиеся технические условия, которым спорным котельным присвоена третья категория надежности, суд во внимание не принимает, поскольку в силу прямого указания вышеизложенных правовых норм данные котельные не могут быть отнесены к третьей категории надежности.
Наличие данных технических условий спорных котельных, в силу вышеизложенным правовых норм не снимает с административного ответчика обязанности по приведению данных котельных в соответствие с требованиями Правил N 204.
Кроме этого, в соответствии с п. 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утвержденных
постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) присоединение может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Заявляемая категория надежности энергопринимающих устройств указывается заявителем в заявке на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (п. 9 Правил технологического присоединения).
Таким образом, выбор категории надежности электроприемников (энергоустановок) осуществляется исключительно заявителем, он же несет ответственность в случае возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций.
Право изменения при необходимости категории надежности электроснабжения, как и вопрос о подключении резервных источников питания принадлежит потребителю, т.е. администрации Каратузского района.
Так, в соответствии с п. 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861, если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения. Сетевая организация не несет ответственности за последствия, возникшие вследствие неисполнения потребителем услуг требований настоящего пункта и повлекшие за собой повреждение оборудования, угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, значительный материальный ущерб, необратимые (недопустимые) нарушения непрерывных технологических процессов производства.
Таким образом, законодательство не ограничивает потребителя в праве подать заявку на изменение категории надежности после завершения технологического присоединения, а также обязывает потребителя электроэнергии обеспечить установку резервного источника питания, в то время, как сетевая организация ответственности за невыполнение законодательства потребителем не несет.
С учетом изложенных норм, требования прокурора об обеспечении рассматриваемых котельных резервными источниками электропитания, а также об обязанности подать заявку в уполномоченную сетевую организацию для перевода котельных с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения обоснованы.
Доводы ответчика о наличии передвижной дизельной электростанции марки ЭД60-Т400-1РПМ1 и возможности её перемещения между котельными установленных обстоятельств не изменяет, поскольку данная электростанция на момент рассмотрения дела в какой-либо рассматриваемой котельной в качестве резервного источника питания не установлена.
Обращение в суд прокурора в защиту нарушенных прав неопределённого круга лиц, суд в силу ст.45 ГПК РФ находит обоснованным, поскольку при отключении электроэнергии отсутствие независимых источников питания на вышеуказанных объектах котельных может повлечь за собой остановку работы электрооборудования в отопительный сезон, замораживание системы теплоснабжения и невозможности осуществлять нормальную деятельность в социально-значимых объектах Каратузского района, в частности, в дошкольных учреждениях, медицинской организации, а также жилых помещениях.
С учетом необходимости финансового обеспечения для исполнения требований прокурора, приобретения резервных источников электропитания, в порядке Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд считает возможным предоставить ответчику разумный срок исполнения исковых требований - до 01.09.2025 года в отношении требования оборудовать котельные двумя резервными источниками электропитания и 1 месяц со дня вступления решения суда в силу в отношении требования подачи заявки для перевода котельных с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Каратузского района удовлетворить:
- обязать администрацию Каратузского района Красноярского края (ИНН 2419005378) в срок до 01.09.2025 года оборудовать котельные «ПМК-1» и «ПМК-2», расположенные по адресу: <...>, а также котельную, расположенную по адресу: <...>, двумя резервными источниками электропитания;
- обязать администрацию Каратузского района Красноярского края (ИНН 2419005378) в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда направить заявку в ПАО «Россети
Сибирь» для перевода котельных «ПМК-1» и «ПМК-2», расположенных по адресу: <...>, а также котельной, расположенной по адресу: <...>, с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня его принятия в мотивированном виде, через суд постановивший решение.
Председательствующий Е.В. Чугунников
Мотивированное решение изготовлено 15.08.2024г.