Дело № 2-196/2020
№ 12RS0002-01-2020-000107-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 22 мая 2020 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Журавлевой Т.В., с участием помощника прокурора Белавиной М.Е., ответчика Конакова М.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело поиску
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Конакову М. М. о возложении обязанности демонтировать самовольно возведенное сооружение для причаливания плавучих средств,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Конакову М.М. с иском о возложении обязанности демонтировать самовольно возведенной сооружение для причаливания плавучих средств.
В обоснование требования указал, что прокуратурой района с привлечением специалиста Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл проведен осмотр береговой полосы оз. Таир, в ходе которого на особо охраняемой природной территории регионального значения <.....> установлено самовольное размещение сооружения на металлических конструкциях (пирс для причаливания плавучих средств длиной около 12 м), без заключения договора водопользования и проведения экологической экспертизы. Просит возложить на ответчика, незаконно возведшего сооружение, обязанность демонтировать в срок до <дата>.
В судебном заседании помощник прокурора Белавина М.Е. поддержала заявленные требования и доводы в их обоснование, приводя доводы о наличии оснований к сносу сооружения на металлических конструкциях, используемого в качестве сооружения для причаливания плавучих средств (пирс), мостика.
Ответчик Конаков М.М. против удовлетворения требований возражал. Объяснял, что не знал о необходимости проведения экологической экспертизы и заключения договора водопользования, с постановлениями по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.4, ст. 7.65 КоАП РФ согласился, принимает меры к легализации возведенного им сооружения (мостика). Указывал, что сооружение пирсом не является, для причаливания плавучих средств не используется, является элементом благоустройства.
Третьи лица Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, администрация Кокшайского сельского поселения просили о рассмотрении дела без участия своих представителей, полагают требования подлежащими удовлетворению.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения требований законодательства при использовании земельных участков в водоохраной зоне <.....> установлено размещение на акватории водного объекта сооружения на металлических конструкциях, в точке с координатами №. От сооружения ведет деревянный настил из досок к земельному участку с кадастровым номером № (далее – <адрес>), расположенному по адресу: <адрес> в береговой полосе.
Озеро Таир является особо охраняемой природной территорией регионального значения Республики Марий Эл – памятник природы республиканского значения Республики Марий Эл «Озеро Таир».
Постановлением Совета Министров МАССР от 04 октября 1974 года № 660 в границах территории Таирского участкового лесничества ГКУ Республики Марий Эл «Кокшайское лесничество» образована особо охраняемая территория регионального значения «Озеро Таир» (с изм. в редакциях постановления Правительства Республики Марий Эл от 09 марта 1994 года №59).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июля 2015 года № 399 утверждены границы памятника природы республиканского значения Республики Марий Эл «Озеро Таир». Сведения о данном объекте внесены в государственный кадастр недвижимости, как зоны с особыми условиями использования.
Согласно паспорту на памятник природы республиканского значения Республики Марий Эл «Озеро Таир», зарегистрированного в Департаменте экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от <дата> №, площадь занимаемого памятником природы земельного участка составляет <.....> га, протяженность границ земельного участка <.....>
Частью 2 ст. 59 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
«Озеро Таир» является гидрологическим памятником природы.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
В соответствии с режимом особой охраны памятников природы республиканского значения Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 04 июня 2014 года № 284 «Об особо охраняемых природных территориях республиканского значения Республики Марий Эл» (далее – постановление № 284) на гидрологических памятниках природы запрещается, помимо прочих, следующие виды деятельности:
- строительство новых объектов, за исключением благоустройства мест отдыха;
- захламление берегов.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Согласно п. 4.1 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня является проектная документация объектов, строительство реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма предусмотрена в п. 15 раздела V постановления № 284: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях памятников природы, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на территориях памятников природы допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл, подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
Согласно ст. 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» реализация объекта экологической экспертизу без положительного заключения государственной экологической экспертизы является одним из видов нарушений законодательства об экологической экспертизе.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Водного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами в целях использования акватории водных объектов приобретается на основании договоров водопользования.
По информации Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл договор водопользования на пользование акваторией водного объекта <.....> с Конаковым М.М. не заключался.
Возведение Конаковым М.М. сооружения на металлических конструкциях, используемое в качестве мостка, без проведения государственной экологической экспертизы и заключения договора водопользования, не оспаривалось.
Постановлениями старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Мартыновой М.В. от <дата> Конаков М.М. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ (размещение металлической конструкции для причаливания плавучих средств, от сооружения ведет деревянный настил из досок к земельному участку с №, расположенные в границах особо охраняемой природной территории Республики Марий Эл «Озеро Таир» без проведения государственной экологической экспертизы), ст. 7.6 КоАП РФ (пользование акваторией водного объекта <.....> в целях размещения металлической конструкции в отсутствии договора водопользования).
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч. 4 ст. 61 ГПК РФ).
Иного в материалы дела ответчиком не предоставлено.
Согласно ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Таким образом, ответчиком возведено сооружение на металлических конструкциях самовольно, сооружение подлежит демонтажу.
Сроки исполнения требований, испрашиваемые истцом, по мнению суда, являются неоправданно короткими. Сооружение подлежит демонтажу в срок не позднее трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Возложить на Конакова М. М. обязанность демонтировать самовольно построенное сооружение на металлических конструкциях, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером №, в срок не позднее трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено <дата>.