ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новокузнецк 03 августа 2020 г.
Судья Центрального районного суда <адрес> Данилова О. Н., рассмотрев материалы дела в отношении Степанова Дениса Александровича, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> <адрес>, зарегистрированного и проживающего в <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
В отношении Степанова Д. А. инспектором группы по ИАЗ ОБДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку П 27 февраля 2020 г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования в отношении Степанова Д. А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об АП.
Суд, изучив представленные материалы при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, установил, что оно не может быть рассмотрено, поскольку не выполнены требования ст. 26.4, ст. 28.2 Кодекса РФ об АП.
В соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об АП при производстве по делу об административном правонарушении должны быть предприняты надлежащие меры для извещения лица, в отношении которого ведется такое производство, а также <данные изъяты> о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 Кодекса РФ об АП лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 26.3 Кодекса РФ об АП объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания <данные изъяты> и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об АП в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и <данные изъяты>, если имеются свидетели и <данные изъяты>, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу абзаца 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об АП, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об АП судья при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об АП при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Степанова Д. А. было направлено извещение о необходимости явки в Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по г. Новокузнецку для составления протокола на 31 июля 2020 г. в 10 час. 00 мин.
Извещение было направлено по фактическому месту жительства Степанова - <адрес>.
Из протокола об административном правонарушении следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, на составление протокола не явилось о дате и месте составления извещено посредством направления повестки.
Вместе с тем, согласно сведениям сайта «Почта России» об отслеживании почтовых отправлений, по адресу <адрес> Степановым Д. А. не было получено извещение о явке на составление протокола ДД.ММ.ГГГГ, отправление ожидает вручения в почтовом отделении.
Данный факт при составлении протокола должностным лицом проверен не был. ДД.ММ.ГГГГ протокол составлен в отсутствие подтверждения о получении Степановым извещения о составлении протокола.
Таким образом, Степанов был лишен возможности давать объяснения, предоставлять доказательства, пользоваться иными правами в соответствии со ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ инспектором группы по ИАЗ ОБДПС ГИБДД Управления МВД России по <адрес> в отсутствие Степанова Д. А. по результатам рассмотрения материала дела о ДТП назначена судебно- медицинская <данные изъяты>.
В силу ст. 26.4 Кодекса РФ об АП в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и <данные изъяты>, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об АП не допускается использование доказательств, полученных с нарушением требований закона.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
В материалах дела имеется заключение эксперта № от 27 мая 2020 г., с которым Степанов Д. А. не был ознакомлен.
Таким образом, Степанов Д. А. был лишен возможности при несогласии с выводами эксперта заявить ходатайство о повторной (или дополнительной) экспертизе, представить доказательства, опровергающие данное заключение, что привело к нарушению ее прав, предусмотренных главой 25 Кодекса РФ об АП.
Допущенные нарушения являются существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволяют судье сделать объективный вывод по вопросам, имеющим отношение к установлению события или состава административного правонарушения, правильности квалификации содеянного и назначению справедливого наказания, в связи с чем суд на основании п. 4 ч. 1 ст.29.4 Кодекса РФ об АП возвращает протокол об административном правонарушении с предлагающимися к нему материалами для устранения недостатков.
Руководствуясь ст. 29.4 Кодекса РФ об АП, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 Кодекса РФ об АП, с материалами дела в отношении Степанова Д. А., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, возвратить инспектору группы по ИАЗ ОБДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку П для устранения недостатков.
Судья: О. Н. Данилова