УИД № 11RS0001-01-2020-002091-61 |
Дело № |
12-454/20 |
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар |
26 августа 2020 года |
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Куриленко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Тандер» на постановление Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми от 31.01.2020 № 11/7-3158-19-ОБ/12-452-И/20-194 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда по Республике Коми от 31.01.2020 № 11/7-3158-19-ОБ/12-452-И/20-194 АО «Тандер» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Тандер» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании представитель АО «Тандер» на удовлетворении жалобы настаивает в полном объеме.
Административный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В письменных возражениях с доводами жалобы не согласились. Указав на законность вынесенного постановления. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Ершова В.С. в судебное заседание не явилась. Извещена надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Согласно постановлению от 31.01.2020, в ходе проведенной в отношении АО «Тандер» внеплановой проверки по обращению Ершовой В.С., установлено нарушение юридическим лицом абз. 2, 6 ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 155 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, трудоустроенной в АО «Тандер» на должность продавца Ершовой В.С. в сентябре 2019 года не была обеспечена норма труда, оплата произведена пропорционально фактически отработанному времени.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд полагает обжалуемое постановление Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми от 31.01.2020 № 11/7-3158-19-ОБ/12-452-И/20-194 подлежащим отмене в силу следующего.
В силу положений ст. ст. 353 - 356, 382 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324, федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации, государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки являются помимо прочего обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Согласно ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ положений указанных норм позволил суду сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
В соответствии со статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Согласно норме статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
На основании статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Как установлено судом, предметом обращения Ершовой В.С. в государственную инспекцию труда послужило несогласие последней с произведенным работодателем АО «Тандер» расчетом при увольнении. В данном случае имеет место быть индивидуальный трудовой спор, разрешение которого в рамках производства по делу об административном правонарушении не отнесено к компетенции государственной инспекции труда по Республике Коми, и подлежит рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства.
В соответствии с частью первой ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми от 31.01.2020 № 11/7-3158-19-ОБ/12-452-И/20-194 подлежит отмене с прекращением производства по делу, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми от 31.01.2020 № 11/7-3158-19-ОБ/12-452-И/20-194 о привлечении АО «Тандер» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья |
Р.В. Куриленко |