Дело 2-884/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 марта 2019 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Дианкиной А.В.
при секретаре Рыбакиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимова Р.К. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Русско-Азелеевского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об установлении границ земельного участка,
установил:
Ибрагимов Р.К. обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области об установлении смежной границы между земельным участком с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, и земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, с одновременной корректировкой смежной границы земельного участка с кадастровым номером № по точкам н5-н1, координаты которых содержатся в межевом плане от 12.12.2018, подготовленным кадастровым инженером Колесниковым Н.В., без согласования и заявления его правообладателя.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. С западной стороны его участок граничит с земельным участком с кадастровым номером №, который принадлежит ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ. С остальных сторон участок истца граничит с землями общего пользования. С целью уточнения местоположения границ земельного участка были проведены кадастровые работы. 12.12.2018 был подготовлен межевой план с заключением кадастрового инженера Колесникова Н.В., согласно которого граница участка существует на местности более 15 лет. При уточнении земельного участка № фактическая площадь составила 2606 кв.м, что на 61 кв.м меньше площади по сведениям государственного кадастра недвижимости, что не превышает 10%. Правообладатель с фактической площадью согласен, возражений не имеет. Отсутствие в акте согласования местоположения границ личной подписи собственника смежного земельного участка № является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №. В связи со смертью смежного землепользователя ФИО4 и отсутствием наследников после ее смерти, невозможно согласовать границы земельного участка и уточнить сведения ЕГРН в описании местоположения границ земельных участков.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчиков были привлечены исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Русско-Азелеевского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
В судебном заседании представитель истца Валеева З.Р., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в иске.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором указал, что при отсутствии наследников, земельный участок с кадастровым номером №, в случае признания его выморочным имуществом, подлежит передачи в собственность соответствующего муниципального образования. Спор по границам земельным участков необходимо разрешать с органом местного самоуправления после оформления права на земельный участок (л.д.59-60).
Представитель ответчика исполнительного комитета Русско-Азелеевского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство, в котором просим рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.66).
Представитель ответчика исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. На предыдущем судебном заседании исковые требования не признавал.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по РТ в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором указал, согласование границ земельного участка № должно быть с наследниками ФИО4, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.49-50).
Треть лицо – кадастровый инженер Колесников Н.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. На предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определённой вещи.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельных участков подлежало в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40 Закона о кадастре).
Аналогичное требование воспроизведено и в статье 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Приведённые положения законов направлены на обеспечение учёта законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Закона о кадастре, статья 64 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что воспроизведённая в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы исправляется на основании документов свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
В судебном заседании установлено следующее.
Истцу Ибрагимову Р.К. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 2 667 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 31.08.2018 (л.д.46-48).
Ибрагимов Р.К. с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № обратился к кадастровому инженеру Колесникову Н.В., которым был изготовлен межевой план, составлено заключение кадастрового инженера (л.д.9-32).
Согласно заключению кадастрового инженера, граница участка существует на местности более 15 лет. При уточнении земельного участка № фактическая площадь составила 2606 кв.м, что на 61 кв.м меньше площади по сведениям государственного кадастра недвижимости, что не превышает 10%. Правообладатель с фактической площадью согласен, возражений не имеет. Отсутствие в акте согласования местоположения границ личной подписи собственника смежного земельного участка № является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №. В связи со смертью смежного землепользователя ФИО4 и отсутствием наследников после ее смерти, невозможно согласовать границы земельного участка и уточнить сведения ЕГРН в описании местоположения границ земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 2 767 кв.м. имеет уточненные границы и площадь, сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН отсутствуют (л.д.44-45).
В ходе судебного заседания установлено, что земельный участок с № по адресу: <адрес>, площадью 2 767 кв.м. находился в пользовании ФИО4 на основании государственного акта №, выданного на основании постановления Русско-Азелеевского Совета № от 08.10.1994 (л.д.78-79).
ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело после ее смерти не заводилось.
Принимая во внимание разъяснения п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии наследников по закону и по завещанию земельный участок с кадастровым номером 16:20:170101:62 подлежит передачи в собственность соответствующего муниципального образования независимо от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Исполнительный комитет Русско-Азелеевского сельского поселения ЗМР РТ и Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ своих возражений по границам земельного участка суду не представили.
В ходе судебного разбирательства представитель истца поясняла, что границей между смежными земельными участками служит забор, существующий в неизменных границах с момента приобретения истцом земельного участка в собственность. Однако внесенные в ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют фактическим границам, имеется наложение.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером № не соответствует сведениям ЕГРН.
На основании представленных доказательств, заключения кадастрового инженера, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны исполнительного комитета Русско-Азелеевского сельского поселения ЗМР РТ и Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ, в чью собственность подлежит передачи земельный участок с кадастровым номером №, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в части установления смежной границы между земельным участком с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, и земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, с одновременной корректировкой смежной границы земельного участка с кадастровым номером № по точкам н5-н1, координаты которых содержатся в межевом плане от 12.12.2018, подготовленным кадастровым инженером Колесниковым Н.В., без согласования и заявления его правообладателя.
Заявленные к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области требования об установлении границ земельного участка, удовлетворению не подлежат, поскольку Управление не является органом, уполномоченным на принятие спорного имущества (земельного участка с кадастровым номером №), следовательно, настоящие требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Ибрагимова Р.К. удовлетворить частично.
Установить смежную границу между земельным участком с кадастровым номером 16:20:170101:63, по адресу: <адрес> земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, с одновременной корректировкой смежной границы земельного участка с кадастровым номером № по точкам н5-н1, координаты которых содержатся в межевом плане от 12.12.2018, подготовленным кадастровым инженером Колесниковым Н.В., без согласования и заявления его правообладателя.
В удовлетворении исковых требований к ответчику Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца.
Судья