Решение по делу № 33-1608/2023 от 10.08.2023

1 инстанция № 33-1608/2023

Судья С.А.

производство (****)

УИД (****)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2023 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:

председательствующего Ельчаниновой Г.А.,

судей Зайцевой Е.К., Ефимовой С.Ю.,

при секретаре Мищанчук М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А.Н. на решение Псковского городского суда Псковской области от 30 мая 2023 года по иску А.Н., И.В., В.А. к Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ, Росимуществу РФ и МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях о принятии квартиры в федеральную собственность, прекращении права собственности и заключении в отношении квартиры договора социального найма.

Заслушав доклад судьи Зайцевой Е.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

А.Н., И.В., В.А. обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ, Росимуществу РФ и МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях о принятии квартиры, расположенной по адресу: <****>, в федеральную собственность, прекращении права собственности и заключении в отношении квартиры договора социального найма.

В обоснование требования указано, что А.И. является военнослужащим, и (дд.мм.гг.) на основании ордера ему и членам его семьи была предоставлена вышеуказанная квартира. На основании решения Псковского городского суда от 19 июня 2006 года квартира передана в собственность истцов. До настоящего времени квартира является единственным местом их жительства, свободна от любых обязательств и обременений.

Статьей 20 Закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и статьей 9.1 Закона от 04.07.1991 №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы власти обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в них.

Истцы обращались к ответчикам с указанными требованиями, однако, в принятии квартиры в федеральную собственность и заключении договора социального найма им было отказано со ссылкой на отсутствие соответствующих правовых механизмов. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истцов в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебном заседании представитель истцов Перог Д.А. поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что "деприватизация" спорной квартиры нужна для последующего обеспечения истцов жилым помещением, как семьи военнослужащего. Не оспаривал факт того, что спорная квартира была получена семьей истцов, в порядке реализации положений закона "О статусе военнослужащих" в качестве обеспечения жильем, как семьи военнослужащего, однако само по себе это не является препятствием для удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что исходя из положений действующего законодательства военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями однократно, ввиду чего их "деприватизация" недопустима.

Представитель ответчика Росимущества Российской Федерации в судебное заседание не явился, позиции по иску не представил.

Представитель ответчика МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях А.С. указала, что полномочий по принятию в федеральную собственность жилых помещений, ранее предоставленных военнослужащим, у МТУ не имеется, просила в удовлетворении исковых требований истца отказать.

Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ, представитель третьего лица Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явились, позиции по делу не представили.

Представитель третьего лица ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что права данного учреждения рассматриваемым спором не затрагиваются, а также, что законных оснований для "деприватизации" спорного жилого помещения не имеется.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 30 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований А.Н., И.В., В.А. отказано.

В апелляционной жалобе А.Н. ставится вопрос об отмене решения суда, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что вынесенное судом решение является незаконным и необоснованным. Ссылаясь на положения статей 20 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», статьи 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 30 ЖК РФ, полагает, что законом предусмотрено право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную или муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма. Реализация данного права гражданами не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. Положения определения КС РФ №2515-О от 15.10.2018 и определения КС РФ №2223-О от 26.10.2021 года не подлежали применению судом, поскольку данные определения были вынесены по делам с иными обстоятельствами.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, каких-либо ходатайств не представили.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия полагала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.

Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно ордеру от (дд.мм.гг.) (****) выданного Администрацией г.Пскова на основании распоряжения от (дд.мм.гг.) (****), А.Н., как военнослужащему в/ч 22643, на условиях социального найма предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <****>, на состав семьи три человека, в том числе супругу И.В. и дочь В.А. (в настоящее время - ).

Указанный ордер на спорную квартиру был выдан семье истца А.Н., в порядке реализации его прав на жилищное обеспечение согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76- ФЗ "О статусе военнослужащих", то есть обеспечения жильем, как семьи военнослужащего, что сторонами не оспаривалось.

Решением Псковского городского суда от 19 июня 2006 года удовлетворены исковые требования А.Н. и И.В. За истцами и их несовершеннолетней дочерью В.А. было признано право общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <****>, по 1/3 доли за каждым в порядке приватизации.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации прав Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области от 10 апреля 2007 года право долевой собственности истцов на квартиру зарегистрировано в уста­новленном порядке.

В настоящее время А.Н. является действующим военнослужащим, что сто­ронами не оспаривается.

В октябре 2022 года истцы обратились в ФГАУ "Росжилкомплекс" и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлениями о возврате вышеуказанной квартиры в фе­деральную собственность.

Из ответа ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России от (дд.мм.гг.) (****) следует, что жилое помещение по адресу: <****>, находится в собственности физических лиц, полномочия Министерства обороны РФ по управлению имуществом на данное помещение не распространяется. Ссылаясь на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432 указано, что по вопросу деприватизации жилого помещения, заявителю, как собственнику имущества, следует обратиться в территориальное управление Росимущества по региональному признаку. Кроме того, обращено внимание, что согласно статье 35 ЖК РФ заявитель сможет быть поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет, после передачи им жилого помещения в федеральную собственность.

Согласно ответа ФГАУ "Росжилкомплекс" от (дд.мм.гг.) (****) распорядительных актов структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации о закреплении на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации вышеуказанного жилого помещения в адрес Филиала «Западный» не поступало. На балансовом учете указанное жилое помещение не состоит. Следовательно оснований для заключения договора социального найма с заявителем на данное жилое помещение не имеется. Также, разъяснено, что гражданин, реализовавший право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств, при наличии в последующем оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в соответствии с общими правилами установленными главой 7 ЖК РФ, что не влечет за собой обязанности уполномоченного органа военного управления принять его повторно на соответствующий учет.

Отказывая в удовлетворении исковых требований А.Н., И.В., В.А., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 20 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также определений Конституционного Суда от 15.10.2018 №2515-О и от 26.10.2021 №2223-О, пришел к выводу о том, что право на обеспечение жилым помещением на условиях предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предоставляется военнослужащим один раз, спорная квартира была получена истцом и членами его семьи в порядке реализации их прав, как семьи военнослужащего, в соответствии с положениями указанного Федеральным законом, в связи с чем оснований для ее «деприватизации» и заключения с истцами в отношении нее договора социального найма не имеется.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Согласно статье 9.1 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" установлено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15.10.2018 N 2515-О, предназначение и юридическая природа жилищных гарантий как дополнительных мер социальной защиты военнослужащих предопределяют, что их предоставление должно осуществляться с учетом общеправового принципа справедливости, с тем чтобы не допустить необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет бюджетных средств. При этом федеральный законодатель, действуя в рамках дискреционных полномочий, вправе предусмотреть особые условия, обеспечивающие выполнение указанных требований, которые отличаются от условий предоставления жилищных гарантий в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. Такая дифференциация, как учитывающая специфику этих гарантий, производных от конституционно-правового статуса военнослужащих, сама по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации). К особым условиям обеспечения военнослужащих жилыми помещениями Федеральный закон "О статусе военнослужащих" относит, помимо прочего, требование об однократности предоставления жилищных гарантий.

Закрепляя условия специального обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, федеральный законодатель исходил из того, что предоставление военнослужащему жилого помещения или социальной выплаты для его приобретения осуществляется с учетом количества проживающих совместно с ним членов семьи, по существу, означает исполнение принятых на себя государством дополнительных обязательств перед этими лицами, связанных с особым характером военной службы, не препятствующее им в дальнейшем реализовать свое право на жилище в общем порядке, требование об однократности предоставления соответствующих жилищных гарантий военнослужащему связано с недопустимостью необоснованного сверхнормативного обеспечения граждан жильем за счет бюджетных средств.

В Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2021 N 2223-О отражено, что абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который не содержит положений о передаче в публичную собственность помещений частного жилищного фонда, а предусматривает запрет на повторное обеспечение жильем военнослужащих за счет государства, ни сам по себе, ни во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 15 указанного Федерального закона и частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя.

При этом военнослужащий реализовавший право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при наличии в последующем оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не влечет за собой обязанности уполномоченного органа военного управления принять его повторно на соответствующий учет, а он вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в соответствии с общими правилами, установленными главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. N 684-О).

Учитывая вышеизложенные положения, а также цели «деприватизации» истцами жилья, а именно в последующем получить иное жилое помещение по выбранному месту жительства по линии военного ведомства, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку А.Н. реализовал ранее свое право на обеспечение жильем, как военнослужащий, то выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для передачи обратно в собственность Российской Федерации ранее предоставленного ему жилого помещения и заключении с ним договора социального найма на передаваемое помещение, являются обоснованными.

Ссылка в жалобе на положение статьи 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и на право истцов передать приватизированное им жилое помещение в государственную или муниципальную собственность, во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Определениями Конституционного Суда Российской Федерации, в данном случае применению не подлежит.

Доводы жалобы о неприменении к спорным правоотношениям разъяснений, изложенных в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.10.2018 № 2515-О и от 26.10.2021 №2223-О, основано на неверном толковании вышеуказанных правовых норм.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного решения по существу, не опровергают правильность выводов суда, и не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Псковского городского суда Псковской области от 30 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Н. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий Г.А. Ельчанинова

Судьи Е.К. Зайцева

С.Ю. Ефимова

1 инстанция № 33-1608/2023

Судья С.А.

производство (****)

УИД (****)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2023 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:

председательствующего Ельчаниновой Г.А.,

судей Зайцевой Е.К., Ефимовой С.Ю.,

при секретаре Мищанчук М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А.Н. на решение Псковского городского суда Псковской области от 30 мая 2023 года по иску А.Н., И.В., В.А. к Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ, Росимуществу РФ и МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях о принятии квартиры в федеральную собственность, прекращении права собственности и заключении в отношении квартиры договора социального найма.

Заслушав доклад судьи Зайцевой Е.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

А.Н., И.В., В.А. обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ, Росимуществу РФ и МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях о принятии квартиры, расположенной по адресу: <****>, в федеральную собственность, прекращении права собственности и заключении в отношении квартиры договора социального найма.

В обоснование требования указано, что А.И. является военнослужащим, и (дд.мм.гг.) на основании ордера ему и членам его семьи была предоставлена вышеуказанная квартира. На основании решения Псковского городского суда от 19 июня 2006 года квартира передана в собственность истцов. До настоящего времени квартира является единственным местом их жительства, свободна от любых обязательств и обременений.

Статьей 20 Закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и статьей 9.1 Закона от 04.07.1991 №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы власти обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в них.

Истцы обращались к ответчикам с указанными требованиями, однако, в принятии квартиры в федеральную собственность и заключении договора социального найма им было отказано со ссылкой на отсутствие соответствующих правовых механизмов. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истцов в суд с вышеуказанными требованиями.

В судебном заседании представитель истцов Перог Д.А. поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что "деприватизация" спорной квартиры нужна для последующего обеспечения истцов жилым помещением, как семьи военнослужащего. Не оспаривал факт того, что спорная квартира была получена семьей истцов, в порядке реализации положений закона "О статусе военнослужащих" в качестве обеспечения жильем, как семьи военнослужащего, однако само по себе это не является препятствием для удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что исходя из положений действующего законодательства военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями однократно, ввиду чего их "деприватизация" недопустима.

Представитель ответчика Росимущества Российской Федерации в судебное заседание не явился, позиции по иску не представил.

Представитель ответчика МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях А.С. указала, что полномочий по принятию в федеральную собственность жилых помещений, ранее предоставленных военнослужащим, у МТУ не имеется, просила в удовлетворении исковых требований истца отказать.

Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ, представитель третьего лица Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явились, позиции по делу не представили.

Представитель третьего лица ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что права данного учреждения рассматриваемым спором не затрагиваются, а также, что законных оснований для "деприватизации" спорного жилого помещения не имеется.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 30 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований А.Н., И.В., В.А. отказано.

В апелляционной жалобе А.Н. ставится вопрос об отмене решения суда, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что вынесенное судом решение является незаконным и необоснованным. Ссылаясь на положения статей 20 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», статьи 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 30 ЖК РФ, полагает, что законом предусмотрено право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную или муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма. Реализация данного права гражданами не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. Положения определения КС РФ №2515-О от 15.10.2018 и определения КС РФ №2223-О от 26.10.2021 года не подлежали применению судом, поскольку данные определения были вынесены по делам с иными обстоятельствами.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, каких-либо ходатайств не представили.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия полагала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.

Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно ордеру от (дд.мм.гг.) (****) выданного Администрацией г.Пскова на основании распоряжения от (дд.мм.гг.) (****), А.Н., как военнослужащему в/ч 22643, на условиях социального найма предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <****>, на состав семьи три человека, в том числе супругу И.В. и дочь В.А. (в настоящее время - ).

Указанный ордер на спорную квартиру был выдан семье истца А.Н., в порядке реализации его прав на жилищное обеспечение согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76- ФЗ "О статусе военнослужащих", то есть обеспечения жильем, как семьи военнослужащего, что сторонами не оспаривалось.

Решением Псковского городского суда от 19 июня 2006 года удовлетворены исковые требования А.Н. и И.В. За истцами и их несовершеннолетней дочерью В.А. было признано право общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <****>, по 1/3 доли за каждым в порядке приватизации.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации прав Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области от 10 апреля 2007 года право долевой собственности истцов на квартиру зарегистрировано в уста­новленном порядке.

В настоящее время А.Н. является действующим военнослужащим, что сто­ронами не оспаривается.

В октябре 2022 года истцы обратились в ФГАУ "Росжилкомплекс" и ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлениями о возврате вышеуказанной квартиры в фе­деральную собственность.

Из ответа ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России от (дд.мм.гг.) (****) следует, что жилое помещение по адресу: <****>, находится в собственности физических лиц, полномочия Министерства обороны РФ по управлению имуществом на данное помещение не распространяется. Ссылаясь на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432 указано, что по вопросу деприватизации жилого помещения, заявителю, как собственнику имущества, следует обратиться в территориальное управление Росимущества по региональному признаку. Кроме того, обращено внимание, что согласно статье 35 ЖК РФ заявитель сможет быть поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет, после передачи им жилого помещения в федеральную собственность.

Согласно ответа ФГАУ "Росжилкомплекс" от (дд.мм.гг.) (****) распорядительных актов структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации о закреплении на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации вышеуказанного жилого помещения в адрес Филиала «Западный» не поступало. На балансовом учете указанное жилое помещение не состоит. Следовательно оснований для заключения договора социального найма с заявителем на данное жилое помещение не имеется. Также, разъяснено, что гражданин, реализовавший право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств, при наличии в последующем оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в соответствии с общими правилами установленными главой 7 ЖК РФ, что не влечет за собой обязанности уполномоченного органа военного управления принять его повторно на соответствующий учет.

Отказывая в удовлетворении исковых требований А.Н., И.В., В.А., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 20 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также определений Конституционного Суда от 15.10.2018 №2515-О и от 26.10.2021 №2223-О, пришел к выводу о том, что право на обеспечение жилым помещением на условиях предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предоставляется военнослужащим один раз, спорная квартира была получена истцом и членами его семьи в порядке реализации их прав, как семьи военнослужащего, в соответствии с положениями указанного Федеральным законом, в связи с чем оснований для ее «деприватизации» и заключения с истцами в отношении нее договора социального найма не имеется.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Согласно статье 9.1 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" установлено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15.10.2018 N 2515-О, предназначение и юридическая природа жилищных гарантий как дополнительных мер социальной защиты военнослужащих предопределяют, что их предоставление должно осуществляться с учетом общеправового принципа справедливости, с тем чтобы не допустить необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет бюджетных средств. При этом федеральный законодатель, действуя в рамках дискреционных полномочий, вправе предусмотреть особые условия, обеспечивающие выполнение указанных требований, которые отличаются от условий предоставления жилищных гарантий в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. Такая дифференциация, как учитывающая специфику этих гарантий, производных от конституционно-правового статуса военнослужащих, сама по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации). К особым условиям обеспечения военнослужащих жилыми помещениями Федеральный закон "О статусе военнослужащих" относит, помимо прочего, требование об однократности предоставления жилищных гарантий.

Закрепляя условия специального обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, федеральный законодатель исходил из того, что предоставление военнослужащему жилого помещения или социальной выплаты для его приобретения осуществляется с учетом количества проживающих совместно с ним членов семьи, по существу, означает исполнение принятых на себя государством дополнительных обязательств перед этими лицами, связанных с особым характером военной службы, не препятствующее им в дальнейшем реализовать свое право на жилище в общем порядке, требование об однократности предоставления соответствующих жилищных гарантий военнослужащему связано с недопустимостью необоснованного сверхнормативного обеспечения граждан жильем за счет бюджетных средств.

В Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2021 N 2223-О отражено, что абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который не содержит положений о передаче в публичную собственность помещений частного жилищного фонда, а предусматривает запрет на повторное обеспечение жильем военнослужащих за счет государства, ни сам по себе, ни во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 15 указанного Федерального закона и частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя.

При этом военнослужащий реализовавший право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при наличии в последующем оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не влечет за собой обязанности уполномоченного органа военного управления принять его повторно на соответствующий учет, а он вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в соответствии с общими правилами, установленными главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. N 684-О).

Учитывая вышеизложенные положения, а также цели «деприватизации» истцами жилья, а именно в последующем получить иное жилое помещение по выбранному месту жительства по линии военного ведомства, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку А.Н. реализовал ранее свое право на обеспечение жильем, как военнослужащий, то выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для передачи обратно в собственность Российской Федерации ранее предоставленного ему жилого помещения и заключении с ним договора социального найма на передаваемое помещение, являются обоснованными.

Ссылка в жалобе на положение статьи 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и на право истцов передать приватизированное им жилое помещение в государственную или муниципальную собственность, во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Определениями Конституционного Суда Российской Федерации, в данном случае применению не подлежит.

Доводы жалобы о неприменении к спорным правоотношениям разъяснений, изложенных в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.10.2018 № 2515-О и от 26.10.2021 №2223-О, основано на неверном толковании вышеуказанных правовых норм.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного решения по существу, не опровергают правильность выводов суда, и не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Псковского городского суда Псковской области от 30 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Н. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий Г.А. Ельчанинова

Судьи Е.К. Зайцева

С.Ю. Ефимова

33-1608/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Тупикина Ирина Владимировна
Школина Виктория Андреевна
Тупикин Андрей Николаевич
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ
ФГАУ "Росжилкомплекс" Филиал "Западный" МО РФ
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ
ТО "Псковский" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ
МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях
Другие
Министерство Обороны РФ
ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России
Перог Дмитрий Александрович
ФГКУ "Западное региональное управление правовогг обеспечения" МО РФ
Суд
Псковский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.psk.sudrf.ru
10.08.2023Передача дела судье
05.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2023Передано в экспедицию
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее