дело № 2-433/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11.09.2023 пгт. Балтаси
Балтасинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи И.Ш. Шайдуллина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Петровой,
с участием:
представителя истца Г.Г. Гильвановой,
ответчика Р.Р. Гильванова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Раифа Раяновича Гильванова к Балтасинскому районному исполнительному комитету Республики Татарстан, Раилю Раяновичу Гильванову о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
Раиф Р. Гильванов обратился в суд с иском к Балтасинскому районному исполнительному комитету Республики Татарстан о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом с кадастровым номером № площадью 42,2 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером № площадью 2937,97 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – З.В. Гильванова, которая по день смерти проживала по адресу: <адрес>. Завещание при жизни составлено не было. Родители и муж умершей умерли ране. У её сына ФИО10 Гильванова, умершего ранее детей, которые могли бы претендовать на наследство, не было.
После смерти З.В. Гильвановой открылось наследство, в том числе в виде жилого дома и земельного участка, расположенные по данному адресу, но на момент юридического оформления наследства, на указанные жилой дом и земельный участок не было зарегистрировано право собственности наследодателя.
Представитель истца иск поддержала.
Привлеченный определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика, ФИО5 Р. Гильванов иск признал.
Ответчик Балтасинский районный исполнительный комитет Республики Татарстан о времени и месте рассмотрения дела извещен, на рассмотрение дела представителя не направил, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц АО «Сетевая компания», ООО «Газпром Трансгаз Казань» на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. От представителя ООО «Газпром трансгаз Казань» имеются пояснения, согласно которым на земельном участке с кадастровым номером 16:12:020101:152 нарушений охранной зоны и зоны минимально-допустимых расстояний газопровода, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Казань» не обнаружено.
Суд приходит к следующему.
На основании пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
На основании пп. 1, 2, 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Положениями пп. 1, 2 ст. 1153 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» регламентировано, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
На основании п. 9, абзаца 2 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Из положений пп. 1-3 ст. 234 ГК РФ следует, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Положением п. 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из п. 1 ст. 222 ГК РФ следует, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Судом установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Татарстан.
Истец Раиф Р. Гильванов и ответчик ФИО5 Р. Гильванов являются сыновьями З.В. Гильвановой.
Нотариусом Балтасинского нотариального округа ФИО9 на основании заявления истца заведено наследственное дело и истцу выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежные вклады и земельную долю площадью 3,5 га в СХПК «Смаиль» <адрес>.
На спорное недвижимое имущество свидетельства о праве на наследство не выданы.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ З.В. Гильвановой принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства площадью 3 316 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно решению № Совета Смаильского сельского поселения Балтасинского муниципального района Республики Татарстан «Об изменении адреса земельного участка, расположенного на территории Смаильского сельского поселения» адрес земельного участка изменен с 92 на 91. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером № указана З.В. Гильванова, решение № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании справке исполнительного комитета Смаильского сельского поселения Балтасинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ З.В. Гильванова с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти проживала по адресу <адрес>. Совместно с ней проживали и продолжают проживать там же сын ФИО5 Р. Гильванов, сноха Н.Г. Гильванова, внук Р.Р. Гильванов, внучка Р.Р. Гильванова, внучка А.Р. Гильванова.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности З.В. Гильвановой.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, З.В. Гильванова как субъект права (право собственности не зарегистрировано) жилого дома, площадью 64,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, год постройки спорного жилого дома А – 1974, А1 – 1978, А2 – 1995.
При таких данных, спорный жилой дом имеет признаки самовольной постройки.
Истцом в суд представлено экспертное заключение ООО «Регион» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вышеназванный жилой дом соответствует строительным, градостроительным, санитарным и пожарным нормам и правилам.
Таким образом, несмотря на то, что жилой дом был построен без разрешения на строительство, он построен на земельном участке, впоследствии предоставленном наследодателю, не нарушает права и интересы граждан, жизни и здоровью людей не угрожает, жилой дом пригоден для проживания.
При таких данных, с учетом положений ст.ст. 222, 234 ГК РФ, суд считает, что наследодатель владела и пользовалась спорным жилым домом на праве собственности.
Из справки исполнительного комитета Смаильского сельского поселения Балтасинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на день смерти наследователя, с ней по адресу <адрес>, проживал и продолжает проживать там же ответчик ФИО5 Р. Гильванов.
Согласно адресной справке, ФИО5 Р. Гильванов зарегистрирован по месту жительства в спорном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выписки из ЕГРН правообладателем спорного земельного участка является ответчик ФИО5 Р. Гильванов, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, собственником спорного жилого дома с кадастровым номером №, площадью 42,2 кв.м, является ответчик ФИО5 Р. Гильванов.
Таким образом, истец не единственный наследник после смерти З.В. Гильвановой. Наследником первой очереди, фактически принявшим наследство, является так же ответчик ФИО5 Р. Гильванов, соответственно доли наследников одной очереди являются равными по ? доли у каждого, поэтому суд удовлетворяет исковые требования частично.
При рассмотрении настоящего гражданского дела ответчик ФИО5 Р. Гильванов встречной иск о признании за ним права собственности на ? долю спорного имущества не предъявлял, ходатайство об этом не заявлял. Вместе с тем, он не лишен возможности восстановить свои наследственные права посредством самостоятельного обращения в суд.
На основании изложенного, суд полагает о частичном удовлетворении иска, а именно о признании за Раифом Р. Гильвановым право собственности на ? долю жилого дома и ? долю земельного участка, расположенные по адресу: <адрес>, Балтасинский муниципальный район, <адрес>, следовательно, в удовлетворении остальной части иска подлежит отказу.
Балтасинский районный суд Республики Татарстан, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
иск удовлетворить частично.
Признать за Раифом Раяновичем Гильвановым (паспорт №) право собственности в порядке наследования на ? долю жилого дома площадью 42,2 кв.м. с кадастровым номером №, ? долю земельного участка площадью 2 937,97 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, Балтасинский муниципальный район, <адрес>.
В удовлетворении остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий