Решение по делу № 33-2003/2023 от 18.05.2023

    Судья Просолов В.В.                                                    Дело № 2-1366/2022

    (первая инстанция)

    № 33-2003/2023

      (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июня 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи    - Жиляевой О.И.,

судей                     - Балацкого Е.В., Устинова О.И.,

при секретаре                - Уласень Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по иску фио1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности,

заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,

установила:

фио1 (ранее – Грачёва Е.А.) обратилась с иском к ответчику, в котором просила признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 1000 кв. м., кадастровый .

Исковые требования истец мотивирует тем, что она является собственником земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый . Истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра с заявлением о внесении сведений о правах на ранее учтенный объект недвижимости, при этом орган регистрации прав отказал в государственной регистрации, указал, что представленное ответчиком распоряжение не подтверждает ранее возникшее право собственности, поскольку имеются сомнения в его подлинности. Так, данное распоряжение состоит из двух листов, не связанных друг с другом смысловым значением. При этом решение, которым данный участок передан истцу, не отменено, действует до настоящего момента времени, фактически исполнено, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования фио1 удовлетворены.

Признано за фио1 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый .

Не согласившись с решением суда, Правительство Севастополя подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.

Апеллянт полагает, что принятым решением затрагиваются права и обязанности города федерального значения Севастополя, как собственника спорного имущества, в результате принятого решения спорный участок выбыл из собственности города незаконно. Отмечает, что полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти – Правительство Севастополя.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – фио3, Правительства Севастополя – фио2 апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить, решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.

Истец фио1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

В соответствии с требованиями ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Заслушав судью-докладчика, пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) предусмотрена государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, к которым ст. 130 этого же Кодекса отнесены и земельные участки.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно ч. 6 названной статьи Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Как разъяснено в п. 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Заявляя требования о признании права собственности на земельный участок, истец ссылался на то, что он был предоставлен ей в 2010 году на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 22 марта 2010 года № 712-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки в районе <адрес> и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе СТ «Берег». В списке граждан, являющимся приложением к названному распоряжению, под номером 2 значится Грачёва Е.А. с указанием на земельный участок площадью 0,10 га (л.д. 46).

До 2014 года регистрация права собственности истца в отношении спорного земельного участка осуществлена не была.

Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42) земельный участок , расположенный в <адрес> поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный объект недвижимости, с присвоением кадастрового номера ; категория земель: «Земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования: 13.3 «Ведение дачного хозяйства»; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о зарегистрированных права на объект недвижимости отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ фио1 обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации своего права собственности на указанный объект недвижимости. В качестве основания возникновения такого права истцом было представлено распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р.

По результатам рассмотрения обращения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя вынесено решение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Отказ мотивирован тем, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, равно как и его копия, поступившая в адрес регистрирующего органа по межведомственному запросу, вызвали сомнения в его подлинности. В частности, текст распоряжения на обороте не является следующим пунктом распоряжения и начинается не новым предложением, а как продолжение начатого на лицевой стороне предложения. Таким образом, однозначно понять текст этого распоряжения и его смысл не представилось возможным.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Положениями ст. 118 Земельного кодекса Украины (действовавшей на момент издания распоряжения) был предусмотрен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами. Соблюдение данного порядка является неотъемлемой частью реализации права гражданина на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.

Из ст. 9 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения) следовало, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия по распоряжению землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р о передаче в собственность земельного участка (в том числе спорного – истцу) является действующим, никем не оспорено и не отменено. В свою очередь, спорный земельный участок является ранее учтенным, а право истца на него – ранее возникшим.

Суд первой инстанции отметил, что сам по себе факт приобретения спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования, принятого с превышением компетенции установленной актами, определяющими статус этого органа, при наличии права собственности истца, подтвержденного документом, выданным государственным органом г. Севастополя, не является достаточным основанием для ущемления прав истца. В связи с чем, исковые требования были удовлетворены.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может.

При этом считает необходимым отметить, что принятым решением затрагиваются права Правительства Севастополя как собственника в отношении спорного земельного участка по следующим основаниям.

Так, ст. 1 Закона города Севастополя от 24 апреля 2014 года №3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В соответствии со ст. 31, п. 10 ч. 2, ст. 34 Устава города Севастополя Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом города Севастополя.

Правительство Севастополя в соответствии с компетенцией города Севастополя и в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом, законом города Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление городу Севастополю в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами.

Абзацами 12, 14, 15 ч. 1 ст. 21 Закона города Севастополя от 30 декабря 2022 года № 737-ЗС «О Правительстве Севастополя» определено, что правительство Севастополя, в том числе управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление городу Севастополю в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами; определяет полномочия подведомственных ему исполнительных органов, утверждает положения об исполнительных органах, их штатную численность и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Севастополя; осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему исполнительных органов.

Таким образом, принятым решением напрямую затрагиваются права Правительства Севастополя, как главного распорядителя собственностью города Севастополя.

Из материалов дела следует, что основанием отказа в регистрации за истцом права собственности на земельный участок явились неясности в тексте распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, повлекшие сомнения в его подлинности.

Таким образом, именно данное обстоятельство подлежало проверке в процессе рассмотрения спора, посредством анализа и оценки всех доказательств по делу в их совокупности.

Однако, должным образом это обстоятельство судом проверено не было. При этом, судом не учтено, что компетенция государственного органа на издание акта о передаче земельного участка в собственность гражданина, регистрирующим органом не оспаривалась и по этим основаниям истцу в совершении регистрационных действий не отказывалось.

Как следует из ответа ГКУ «Архив г. Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ /з, поступившего на запрос суда апелляционной инстанции, оригинал распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р был изъят следователем по ОВД Следственного отдела по Балаклавскому району г. Севастополя ГСУ СК России по Республике Крым и г. Севастополю.

В архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации, документов, послуживших основанием для издания распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, не имеется. На хранении в фонде содержится распоряжение с теми же реквизитами, но с иным наименованием и соответственно содержанием, а именно, от 22 марта -р «О внесении изменений в приложение к распоряжению председателя городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р».

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что в производстве Следственного отдела по Балаклавскому району г. Севастополя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю находится уголовное дело , возбужденное по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159, ч. 1 ст. 303 УК РФ.

Уголовное дело возбуждено постановлением старшего следователя следственного отдела по Балаклавскому району г. Севастополя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Крым и г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письма заместителя Следственного отдела по Балаклавскому району г. Севастополя ГСУ СК России по Республике Крым и г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ (оригинал которого обозревался судебной коллегией в судебном заседании) в ходе предварительного следствия по указанному уголовному делу установлено, что в ЕГРН содержатся сведения о земельных участках (в том числе и о спорном) в районе расположения территории СТ «Берег» в г. Севастополе, которые поставлены на кадастровый учет как ранее учтенные объекты недвижимости на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р. Подлинность этого документа проверяется органом следствия, поскольку указанный правоустанавливающий документ фактически состоит из двух листов, не связанных с собой смысловым значением, и с позиции юридической техники является недостоверным.

Кроме того, в ходе расследования уголовного дела установлено, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р надлежащим субъектом не подписывалось. Согласно заключению судебной почерковедческой экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ подписи от имени фио4 (председателя Севастопольской городской государственной администрации) изображения которых расположены в распоряжении Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, и в приложении к распоряжению, выполнены не им.

В перечне распоряжений Севастопольской городской государственной администрации по основной деятельности №-р – 999-р (04 января – ДД.ММ.ГГГГ ) за -р от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован иной распорядительный акт Севастопольской городской государственной администрации «О внесении изменений в приложение к распоряжению главы городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р».

Следствием также установлено, что на хранении в ГКУ «Архив г. Севастополя» находится иное распоряжение Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ «О даче обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Мыс» согласия на разработку комплексного проекта землеустройства относительно расположения земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки». Подлинность данного распоряжения у органов следствия сомнений не вызвала.

Принимая во внимание, что согласие на разработку проекта землеустройства кооперативу было выдано ДД.ММ.ГГГГ, тогда исключается возможность принятия Севастопольской городской государственной администрацией ДД.ММ.ГГГГ каких-либо решений о передаче земельных участков в собственность гражданам.

Анализ фактических обстоятельств дела, оценка представленных в материалы дела доказательств, свидетельствует о том, что подлинность распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, на котором истец основывал свои права в отношении спорного объекта недвижимости, в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашла.

При таком положении, достоверно полагать, что право собственности истца в отношении спорного земельного участка возникло на законных основаниях, в данном случае не представляется возможным.

В соответствии со ст. 1 Закона г. Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» настоящий Закон устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.

Статьей 6.1 Закона г. Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлен перечень документов, подтверждающих наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке.

При обращении в регистрирующий орган с целью подтверждения своего права в отношении спорного земельного участка фио1 была предоставлена копия распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки в районе <адрес> и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе СТ «Берег».

Данное распоряжение в силу приведенного перечня в ч. 1 ст. 6.1 вышеназванного Закона г. Севастополя не является документом, подтверждающим наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации.

В силу ч. 2 той же ст. 6.1 Закона г. Севастополя акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после ДД.ММ.ГГГГ и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.

При отсутствии оригиналов документов, указанных в ч. 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона, могут быть представлены дубликаты данных документов, выданные нотариусами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами приватизации, или их копии (выписки из них), выданные организациями, на хранении которых находятся оригиналы соответствующих документов (часть 3 названной статьи Закона г. Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС).

Как уже указывалось выше, единственным основанием для возникновения права собственности истца в отношении спорного земельного участка являлось распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р, то есть акт органа государственной власти, принятого после ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, а также то, что истцом надлежащим образом не доказано наличие правовых оснований для возникновения права собственности на земельный участок общей площадью 1000 кв.м., расположенный в <адрес>, кадастровый , судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска фио1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                     О.И. Жиляева

Судьи                                 Е.В. Балацкий

                                    О.И. Устинов

33-2003/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Царенко Елена Андреевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Беличенко Марина Витальевна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Балацкий Евгений Васильевич
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
18.05.2023Передача дела судье
26.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2023Передано в экспедицию
26.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее