Дело № 2а-291/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора города Прокопьевска Кемеровской области Кононовой Ю.В.,
при секретаре Латыповой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске
11 марта 2019 года
административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, Управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, Управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации <адрес> (далее - УЖКХ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении федерального законодательства по содержанию автомобильных дорог местного значения в части осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> по информации Отдела ГИБДД Отдела МВД России по <адрес> проведена проверка исполнения федерального законодательства по содержанию автомобильных дорог местного значения в части осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Как установлено, при надзоре за условиями дорожного движения, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, соблюдением обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствования организации дорожного движения сотрудниками дорожного надзора отделения ДН Отдела ГИБДД Отдела МВД России по <адрес> выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии дорог <адрес> вблизи образовательных учреждений города. Проверкой выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, которые непосредственно угрожают жизни и здоровью участников дорожного движения, а именно: на <адрес> и <адрес> в <адрес> отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки при наличии вблизи образовательных учреждений (МБОУ «Основная общеобразовательная школа №», <адрес> и МБОУ «Основная общеобразовательная школа №», <адрес>). Представление об указанных недостатках направлялось Отделом ГИБДД Отдела МВД России по <адрес> в адрес администрации <адрес> (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), поступило в УЖКХ администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> юридическое лицо – УЖКХ администрации <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, которым также установлен факт того, что <адрес> и <адрес> не обустроены тротуарами и пешеходными дорожками. За повторное в течение года неисполнение требований представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, УЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Такие же нормы отражены в Уставе Прокопьевского городского округа. Согласно информации Отдела ГИБДД Отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, потребность в обустройстве тротуарами <адрес> (на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>) составляет: справа от <адрес> до <адрес>; слева от <адрес> до <адрес>, имеется потребность в обустройстве тротуарами <адрес> (на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>) и составляет: справа от <адрес> до <адрес>; слева от <адрес> до <адрес>.
Неисполнение своих обязанностей ответчиками по обустройству тротуаров на указанных участках автомобильных дорог не позволяет участникам дорожного движения полноценно выполнять требования ПДД, вызывает опасность возникновения ДТП, что создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, число которых установить невозможно, учитывая, что в соответствии со статьёй 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в силу чего круг лиц является неопределенным. Администрация <адрес> продолжительный период времени не обеспечивает надлежащее обустройство и содержание автомобильных дорог, защищенности участков от ДТП и их последствий, в связи с чем создает угрозу охраняемым общественным отношениям, угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения <адрес>. Кроме того, на указанных улицах расположены общеобразовательные учреждения: МБОУ «Школа №» и МБОУ «Школа №», а, следовательно, по ним проходят маршруты несовершеннолетних пешеходов «дом-школа-дом», что несет предпосылки к возникновению ДТП.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора <адрес> Кононова Ю.В., действующая по доверенности, поддержала административные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и в соответствии с федеральным законодательством наделена полномочиями по реализации вопросов местного значения.
Представитель административного ответчика - администрации <адрес> в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации <адрес> в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили в суд заявление о признании административного иска, из которого усматривается, что УЖКХ администрации <адрес> формирует задания по предоставлению муниципальных работ и услуг в сфере жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройства города, финансируемых за счет средств бюджета Прокопьевского городского округа. В муниципальную программу «Благоустройство и безопасность дорожного движения <адрес>», утвержденную постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 148-п (в ред. постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 201-п), включена подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения», предусматривающая основные мероприятия «Обустройство дорог техническими средствами регулирования дорожного движения», для выполнения всех необходимых работ и обустройство автодорог техническими средствами на текущий год выделено 9 100 000,00 руб. Однако, с учетом действующего законодательства о контрактной системе все закупки для муниципальных нужд подлежат обязательному внесению в план закупок и план – график на соответствующий год, и только потом размещается закупка, по итогам которой заключается контракт на выполнение работ. Следовательно, только после выполнения всех указанных выше процедур, что занимает по времени около двух месяцев, возможно приступить непосредственно к выполнению работ. На стадии выполнения работ по устранению нарушений необходимо руководствоваться государственными стандартами, нормами, соблюдать установленную технологию производства работ, учитывать погодные условия. УЖКХ администрации <адрес> понимает текущую ситуацию и держит на контроле выполнение мероприятий по устранению нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил стандартов, технических норма и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (л.д. 42).
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, статье 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 196-ФЗ установлено, что в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона N 257-ФЗ, к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в числе прочего, тротуары, которые предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях осуществления сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с требованиями пункта 4.5.1.2 «ГОСТ Р 52766-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст, ред. от ДД.ММ.ГГГГ, далее – ГОСТ Р 52766-2007), в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (пункт 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно таблице 8 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 78), ширина пешеходной части тротуара должна составлять 2,25 м.
Вместе с тем, согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ, части 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, статьей 39 Устава муниципального образования «Прокопьевский городской округ» (утвержден Постановлением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 120 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)) администрация <адрес> является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес>.
Уставом <адрес> предусмотрено, что к компетенции администрации <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 26 статьи 40).
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 352 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена структура администрации <адрес>, включающая в себя Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации <адрес> с непосредственным подчинением заместителю главы города по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству.
Как следует из Положения Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации <адрес>, утвержденного Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 765, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), ответчик УЖКХ администрации <адрес> является структурным подразделением администрации <адрес>, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, создано с целью осуществления государственной политики в области финансирования жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства на территории города за счет бюджетов всех уровней и наделено правами юридического лица.
В соответствии с пунктами 1.6, 3.2.5, 3.3.1 Положения ответчик УЖКХ является главным распорядителем бюджетных средств, а также администратором доходов местного бюджета, закрепляемых в решениях о бюджете на очередной финансовый год; осуществляет деятельность по организации и распределению средств бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства на территории Прокопьевского городского округа, а также бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, направленных на развитие и поддержку жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, среди получателей бюджетных средств.
Управление ЖКХ выполняет функции муниципального заказчика по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на территории <адрес>; формирует задания по представлению муниципальных работ и услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, финансируемых за счет средств бюджета Прокопьевского городского округа (пункты 3.4, 3.5 Положения).
Таким образом, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, сотрудниками отделения дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в городе Прокопьевске на <адрес> и <адрес> было установлено, что на данных участках отсутствуют тротуары. По этим улицам пролегает маршрут несовершеннолетних пешеходов «дом-школа-дом». Таким образом, данное нарушение выразилось в неисполнении федерального законодательства по содержанию автомобильных дорог местного значения в части осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, для устранения которых начальнику УЖКХ администрации <адрес> внесено соответствующее представление от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 25-26).
В представлении указано, что в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. В связи с отсутствием тротуаров пешеходы вынуждены двигаться по обочинам или по краю проезжей части, подвергая свою жизнь и здоровье опасности, а в ряде случаев, отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек становится сопутствующей причиной, способствующей совершению ДТП. Ширина асфальто–бетонного покрытия <адрес> составляет 8,8 метра, ширина асфальто–бетонного покрытия <адрес> составляет 14 метров, что является достаточным для обустройства тротуаров.
Тротуар, согласно ПДД, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от неё газоном.
Тротуар, согласно ГОСТ Р 52765-2007, - это, имеющее усовершенствованное покрытие, инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещенный в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги. Усовершенствованное покрытие – покрытие из асфальтобетонных или цементнобетонных смесей, из щебеночных, шлаковых и других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также, из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики.
Таким образом, допущены нарушения: ФЗ N 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения»; «ГОСТ Р 52766-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»; п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД РФ.
Представление об указанных недостатках направлялось Отделом ГИБДД Отдела МВД России по <адрес> в адрес администрации города (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), поступило в Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации города ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-26).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении УЖКХ администрации <адрес> был составлен протокол № <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (л.д. 10-13).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> (дело №) юридическое лицо Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, которым также установлен факт, что <адрес> не обустроены тротуарами и пешеходными дорожками, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. (л.д. 14-19).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении УЖКХ администрации <адрес> за повторное в течение года неисполнение требований представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, был составлен протокол № <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 20-21).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> (дело №) Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 28 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. (л.д. 22-24).
Согласно информации Отдела ГИБДД Отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 27), потребность в обустройстве тротуарами <адрес> (на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>) составляет:
- справа от <адрес> до <адрес>;
- слева от <адрес> до <адрес>;
Также потребность в обустройстве тротуарами <адрес> (на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>) составляет:
- справа от <адрес> до <адрес>;
- слева от <адрес> до <адрес>.
Неисполнение своих обязанностей администрацией Прокопьевского городского округа по обустройству тротуаров на указанных участках автомобильных дорог не позволяет участникам дорожного движения полноценно выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, число которых установить невозможно, учитывая, что в соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в силу чего круг лиц является неопределенным.
Согласно статьям 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Статьей 2 Закона N 196-ФЗ установлено, что безопасность дорожного движения предусматривает состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии со статьей 3 Закона N 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно части 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Статья 24 Закона N 196-ФЗ прямо закрепляет, что граждане имеют право на безопасные условия дорожного движения по дорогам Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 6 и статьи 13 Закона N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В силу статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В муниципальную программу «Благоустройство и безопасность дорожного движения <адрес>», утвержденную постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 148-п (в ред. постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 201-п) включена подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения», предусматривающая основные мероприятия «Обустройство дорог техническими средствами регулирования дорожного движения» (л.д. 43-44, 45-46, паспорт муниципальной программы на л.д. 46- оборотная сторона - 54).
Таким образом, суд считает установленным, что администрация <адрес> продолжительный период времени не обеспечивает надлежащее обустройство и содержание автомобильных дорог, защищенности участков от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, в связи с чем, создает угрозу охраняемым общественным отношениям, угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения <адрес>.
Кроме того, на <адрес> расположены образовательные учреждения: МБОУ «Основная общеобразовательная школа №» и МБОУ «Основная общеобразовательная школа №», а следовательно, по ним проходят также маршруты несовершеннолетних пешеходов «дом-школа-дом», что создает предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, в числе прочего: составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
На основании статьи 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют вопросы по формированию и исполнению местного бюджета.
Согласно ст. 31 Бюджетного кодекса РФ принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.
На основании пункта 2 статьи 55 Устава <адрес>, утвержденного Постановлением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 120 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), исполнение расходных обязательств Прокопьевского городского округа осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение бюджета <адрес> обеспечивается администрацией <адрес> в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления <адрес> (ст. 57 Устава).
В статье 33 Бюджетного кодекса РФ установлено, что принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
В силу статьи 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Финансирование муниципальной программы «Благоустройство и безопасность дорожного движения <адрес>» осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ, части 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (п. 2 ст. 72 БК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со ст. 79 БК РФ, на срок реализации указанных решений.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определены порядок и сроки таких мероприятий.
Административный ответчик - УЖКХ администрации <адрес> в письменном заявлении, представленном в суд, административный иск признал полностью, указав, что для выполнения всех необходимых работ и обустройства автодорог техническими средствами на текущий год из местного бюджета выделено 9 100 000,00 руб. Однако приступить непосредственно к выполнению работ станет возможным только после того, как Управление ЖКХ, являющееся уполномоченным органом, исполнит все организационные мероприятия по размещению соответствующих муниципальных контрактов, и будет определен непосредственный исполнитель (подрядчик).
Суд считает, что признание административным ответчиком иска с учетом особенностей, связанных с исполнением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ, не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, поскольку в настоящее время планирование закупок товаров, работ и услуг, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, особенности их исполнения, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок товаров, работ и услуг осуществляется исключительно в соответствии с требованиями указанного Федерального закона в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия административных ответчиков, принимая также во внимание, что существующее состояние названных улиц без обустройства их пешеходными тротуарами создает угрозу безопасности движения, способно повлечь дорожно-транспортные происшествия, связанные с травмами и гибелью людей, увеличивает риск аварийной ситуации в городе, не отвечает, требованиям по сохранению жизни, здоровья населения, затрагивает и нарушает права неопределенного круга лиц - населения Прокопьевского городского округа.
Каких-либо доказательств в опровержение доводов административного истца административный ответчик – администрация <адрес>, вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ, не представил.
С учетом данных обстоятельств, прокурором обоснованно заявлены требования о признании бездействия незаконным, выразившемся в неисполнении федерального законодательства по содержанию автомобильных дорог местного значения в части осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, о понуждении администрации <адрес> выполнить обустройство пешеходных тротуаров <адрес> (на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>): справа от <адрес> до <адрес>; слева от <адрес> до <адрес>; <адрес> (на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>): справа от <адрес> до <адрес>; слева от <адрес> до <адрес>.
Суд соглашается с тем, что бездействие администрации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, обратившегося в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, Управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении федерального законодательства по содержанию автомобильных дорог местного значения в части осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, возложении на администрацию <адрес> обязанности выполнить обустройство пешеходных тротуаров <адрес> (на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>): справа от <адрес> до <адрес>; слева от <адрес> до <адрес>; <адрес> (на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>): справа от <адрес> до <адрес>; слева от <адрес> до <адрес>.
В силу части 8 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса, согласно которой решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При обсуждении срока исполнения решения суда на основании статьи 187 КАС РФ, административный истец с учетом характера заявленных требований настаивает на исполнении администрацией города решения суда в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Учитывая сущность заявленных административных требований, суд, с учетом объективной длительности выполнения возложенных на администрацию <адрес> обязанностей, исходя из требований разумности, считает необходимым установить административному ответчику срок для совершения действий по обустройству пешеходных тротуаров <адрес> (на участке дороги от <адрес>): <адрес> (на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>), до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
При этом суд разъясняет административному ответчику, что в случае наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный судом срок (до ДД.ММ.ГГГГ), администрация <адрес> не лишена возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения в соответствии со ст. 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административный иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, Управлению жилищно–коммунальным хозяйством администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, Управления жилищно–коммунальным хозяйством администрации <адрес>, выразившееся в неисполнении федерального законодательства по содержанию автомобильных дорог местного значения в части осуществления мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязать администрацию <адрес> выполнить обустройство пешеходных тротуаров <адрес> (на участке дороги от <адрес>): справа от <адрес> до <адрес>; слева от <адрес> до <адрес>; <адрес> (на участке дороги от <адрес> в сторону <адрес>): справа от <адрес> до <адрес>; слева от <адрес> до <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Подлинный документ подшит в деле №а-291/2019 Центрального районного суда <адрес>