Дело № 2-1892/2023
УИД 91RS0024-01-2023-000092-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 23 июня 2023 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Щеповских А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лялиной Ирины Петровны к муниципальному унитарному предприятию «Ремонтно-эксплуатационная организация - Алупка» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым о признании незаконными решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, Администрация города Ялта Республики Крым,
установил:
Лялина И.П. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Ремонтно-эксплуатационная организация - Алупка» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - МУП «РЭО-Алупка», ответчик) о признании незаконными решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оформленных протоколом № 1 от 9 сентября 2022 г.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно протоколу № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от 9 сентября 2022 г. проведено собрание в очно/заочной форме по инициативе МУП «РЭО-Алупка», в котором истец принимала участие. На повестку общего собрания был поставлен вопрос «Утверждение кадастровых границ придомовой территории, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома», который не входит в компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а отнесен к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, по не понятной причине дома №<номер> и №<номер> были объединены собранием в один, тогда как эти дома являются отдельными, №<номер> является многоквартирным домом, а №<номер> - жилым домом блокированной застройки, у каждого из них образуется самостоятельная придомовая территория. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 46 ЖК РФ кворума и необходимого числа голосов (не менее двух третей) собственников помещений для принятия решения по вопросу формирования границ общего земельного участка не имелось. При таких обстоятельствах истец полагает, что ответчиком при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома существенно нарушены нормы жилищного законодательства, что значительным образом повлияло на ее права и законные интересы.
В ходе рассмотрения дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, Администрация города Ялта Республики Крым.
Истец представила суду заявление о рассмотрении дела без ее участия, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчиком МУП «РЭО-Алупка», извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явка представителя в суд не обеспечена, причины неявки не сообщены, отзыв на иск не представлен. Ранее при даче объяснений в суде представитель ответчика возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на его необоснованность и недоказанность.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте его проведения, причины неявки суду не сообщены.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в число которого входит и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу п. 3 ст. 44.1, ч. 3 ст. 47 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
В силу п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания относится принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на представление документов на согласование переустройства и (или) перепланировки помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания.
Согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с ч. 1, 3, 4.1 ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
На основании ч. 3 - 4.1, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В силу п. 1, 3, 4, 5, 7 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.
На основании ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
Из разъяснений, содержащихся в п. 109, 110 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ). К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе, к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
Решение собрания может быть признано недействительным в части, если будет доказано, что оно могло бы быть принято и без включения в него недействительной части (пункт 1 статьи 6, статья 180 ГК РФ, пункт 2 статьи 181.2 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что Лялина И.П. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 54,8 кв. м, расположенную по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 103-106).
9 сентября 2022 г. общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенном по инициативе МУП «РЭО-Алупка» в очно/заочной форме, приняты решения по 8 вопросам повестки, а именно:
Проведение собрания в форме очно-заочного голосования.
Принятие решения о порядке извещения собственников о проведении общих собраний.
Утверждение председателя и секретаря общего собрания и наделение указанных лиц полномочиями по произведению подсчета голосов, оформлению и подписанию протокола общего собрания.
Избрание Совета многоквартирного дома.
Избрание Председателя Совета многоквартирного дома.
Утверждение (делегирование) полномочий Председателю Совета МКД в соответствии с п. 8 статьи 161.1 ЖК представлять интересы всех собственников помещений многоквартирного дома. Наделение Председателя Совета МКД полномочиями от имени собственников заключать, подписывать договор управления, утвержденный на общем собрании собственников МКД.
Утверждение кадастровых границ придомовой территории входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
Определение места хранения протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из оспариваемого протокола № 1 следует, что общее количество голосов собственников помещений многоквартирного дома составляет 919,6 (1 голос/1 кв. м), общая площадь многоквартирного дома - 960,6 кв. м, из которых площадь помещений, находящихся в собственности граждан составляет 810,7 кв. м, в муниципальной собственности - 108,9 кв. м. На собрании присутствовали собственники помещений общей площадью 607,45 кв. м, что составляет 66,1% площади дома (т. 1 л.д. 108-117).
Как следует из пункта 7 протокола за утверждение раздельных кадастровых границ придомовой территории между МКД №<номер> и МКД №<номер> по <адрес> проголосовало 6%, против 83%, воздержались 11%, решение не принято.
Согласно пункту 7.1 протокола за утверждение кадастровых границ придомовой территории, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома в рамках инвентарного дела МКД №№<номер> по <адрес>, проголосовало 83%, против 6%, воздержались 11%, решение принято.
Лялина И.П. принимала участие в общем собрании, проголосовав против принятия решений по всем вопросам повестки, указав, что совет дома должен быть избран отдельно по многоквартирным домам литеры А и Б, также как и формирование придомовой территории (т. 1 л.д. 206-208).
Для принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений по вопросам №№ 6, 7 в силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ было необходимо не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Тогда как необходимого кворума 66,66% для принятия решений по вопросам №№ 6, 7 не имелось, следовательно, собрание не было правомочно принимать решения по указанным вопросам.
Из материалов дела также следует, что постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 18 октября 2022 г. № 4913-п определен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, включенных в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на 2016-2045 годы, подлежащих исключению из постановления Совета министров Республики Крым от 30.11.2015 № 753, в связи с тем, что жилые дома являются жилыми домами блокированной застройки, к которым в том числе отнесен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 224, 225-226).
В этой связи суд соглашается с доводами истца о недействительности остальных принятых на общем собрании решений, относящимся к организационным, а также об избрании совета и председателя многоквартирного дома, поскольку разные жилые дома (многоквартирный дом №<номер> и жилой дом блокированной застройки №<номер>) не могли быть объединены в одно собрание.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Лялиной Ирины Петровны удовлетворить.
Признать недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оформленные протоколом № 1 от 9 сентября 2022 г.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Ремонтно-эксплуатационная организация - Алупка» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в пользу Лялиной Ирины Петровны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья О.И. Кулешова
Решение в окончательной форме
принято 30 июня 2023 г.