УИД 55RS0014-01-2024-000330-30
№ 2-332/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года г. Калачинск
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Шестаковой О.Н., при секретаре Ющенко О.Н., помощнике судьи Сотниковой А.А., с участием помощника Калачинского межрайонного прокурора Писарчук М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Калачинского межрайонного прокурора <адрес> к администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Калачинский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество. В обоснование указано, что Калачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о муниципальной собственности в деятельности Администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района <адрес>, в ходе которой установлено следующее: администрацией Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района длительное время меры по оформлению трава собственности на недвижимое имущество - межпоселковый газопровод в д. Воскресенка - д. Розенталь Калачинскогорайона протяженностью 5127 м. с кадастровым номером №, поставленный по заявлению администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйное ДД.ММ.ГГГГ, не принимаются. Технические документы на указанный газопровод в Администрацию Калачинского муниципального района с целью оформления права собственности района не переданы. В январе 2024 в адрес главы сельского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Вместе с тем, до настоящего времени право муниципальной собственности на указанный газопровод сельским поселением, Калачинским муниципальным районном не оформлено.
Просит признать право муниципальной собственности Калачинского муниципального района <адрес> на недвижимое имущество – межпоселковый газопровод в д. Воскресенка - д. <адрес>, протяженностью 5127 м. с кадастровым номером №.
В судебном заседании помощник Калачинского межрайонного прокурора <адрес> ФИО3., заявленные требования поддержала, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении, просил признать право муниципальной собственности на указанное имущество.
Представитель ответчика - администрации Репинского сельского поселения ФИО4, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица администрации Калачинского муниципального района <адрес> ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российск Федерации») к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют, в том числе, находящееся в муниципальной собственности имущество.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом (ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный, управлять муниципальным имуществом, может обратится в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, обязанность по постановке на учет и оформлению в собственность бесхозяйных объектов лежит на органе местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, тогда как правом на обращение в суд о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости обладает орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом.
В соответствии с п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, сеть газораспределения - это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий).
Газопровод представляет собой конструкцию, состоящую из соединенных между собой труб, предназначенную для транспортирования природного газа.
В силу пп. 1,2 п. 3 Приложения № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных обьектов» для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливается 2-3 класс опасности.
Установлено, что согласно выпискам из реестра муниципального имущества Калачинского муниципального района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем сооружения трубопроводного транспорта - межпоселковый газопровод в д. Воскресенка - д. <адрес> протяженностью 5127 м. с кадастровым номером № является администрация Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района <адрес> (л.д.5-6).
ГП <адрес> «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства сведениями о собственнике не располагают (л.д.7).
Территориальное Управление <адрес> согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ не располагает сведениями об объекте недвижимого имущества межпоселковый газопровод в <адрес> - д. <адрес> протяженностью 5127 м. с кадастровым номером № (л.д.9).
Администрацией Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района длительное время меры по оформлению трава собственности на недвижимое имущество - межпоселковый газопровод в д. Воскресенка - д. <адрес> протяженностью 5127 м. с кадастровым номером №, поставленный по заявлению администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйное ДД.ММ.ГГГГ, не принимаются. Технические документы на указанный газопровод в Администрацию Калачинского муниципального района с целью оформления права собственности района не переданы.
Изложенное послужило основанием для внесения в адрес главы сельского поселения в январе 2024 года представления об устранении нарушений федерального законодательства. Вместе с тем до настоящего времени право муниципальной собственности на указанный газопровод сельским поселением, Калачинским муниципальным районном не оформлено.
Бездействие со стороны органов местного самоуправления Калачинского муниципального района также может вызвать разрушение объектов жилищно- коммунального хозяйства, относящихся, к тому же, к категории опасных производственных объектов, и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, что может повлечь за собой причинение ущерба здоровью людей, проживающих на территории <адрес>, окружающей природнс среде, значительные материальные потери.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГКРФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, позаявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу п. 30 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае государственной регистрации права собственности на данный объект или принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником во владение, пользование и распоряжение.
Государственная регистрация права собственности осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 33 названного Положения предусмотрено, что независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права собственности на него.
Учитывая, вышеизложенное, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования и признать право муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Калачинского межрайонного прокурора <адрес> к администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Калачинского муниципального района <адрес> на недвижимое имущество – межпоселковый газопровод в д. Воскресенка - д. <адрес>, протяженностью 5127 м. с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2024 года.
Судья Шестакова О.Н.