Дело № 2а-656/2016 года принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Осташков 21 сентября 2016 года
Осташковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,
при секретаре Михайлиной Е.В.,
с участием прокурора Суворовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение-<адрес>» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов и обязании устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Процессуальный истец-Осташковский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Городское поселение-<адрес>» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов размерами 50 м. в длину и от 8 до 25 м. в ширину, расположенной на земельном участке в двух метрах от автодороги с правой стороны при движении с <адрес> в <адрес> в районе автозаправочной станции ОАО «Тверь- нефтепродукт» и обязании ликвидировать указанную свалку, ссылаясь на нарушение ст.42 Конституции РФ, ст.ст.3,4,7,10, п.1,2 ст.51 Федерального закона РФ №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», ст.ст.1,8,13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.10, ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.24 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №80 от 30.04.2003 г., п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г., п.12.5 Правил МО «Городское поселение-<адрес>», утвержденных решением Совета депутатов МО «Городское поселение-<адрес>» от 12.11.2008 года №09.
Во время рассмотрения дела Осташковский межрайонный природоохранный прокурор уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Городское поселение-<адрес>» в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов размерами 50 м. в длину и от 8 до 25 м. в ширину, расположенной на земельном участке в двух метрах от автодороги с правой стороны при движении с <адрес> в <адрес> в районе автозаправочной станции ОАО «Тверьнефтепродукт», обязать администрацию МО «Городское поселение-<адрес>» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов путем очистки территории вышеуказанного земельного участка от отходов с их последующим размещением на объекте размещения отходов, включенном в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В судебном заседании процессуальный истец-прокурор Суворова Е.С. поддержала уточненные требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - администрация МО «Городское поселение-<адрес>» иск прокурора не признал, о чем представил письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом на основании ст.154 КАС РФ (л.д.60). Ранее в судебном заседании представители административного ответчика по доверенности ФИО и ФИО-1 не отрицали существование указанной в административном иске свалки и факт отнесения к вопросам местного значения городского поселения деятельности по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов, полагая при этом, что администрацией МО «Городское поселение-<адрес>» предпринимаются все возможные меры к ликвидации указанной свалки, а именно: заключен муниципальный контракт на вывоз ТБО, направлена заявка на вызов мусора с указанного в административном иске земельного участка.
Ст.1 КАС РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч.1).
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п.2 ч.2).
Из материалов дела усматривается, что Осташковским межрайонным природоохранным прокурором заявлено требование об оспаривании бездействия органа местного самоуправления-администрации МО «Городское поселение-<адрес>», которое в соответствии с п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ч.1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.219 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
ДД.ММ.ГГГГ Осташковским межрайонным природоохранным прокурором по письменному обращению граждан проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в двух метрах от автодороги с правой стороны при движении с <адрес> в <адрес> в районе автозаправки Сургутнефтегаз имеется несанкционированная свалка мусора размером 50 метров в длину и от 8 до 25 метров в ширину.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), фототаблицей (л.д.19-20, 22, 61-64, 86-88) и заявлениями граждан (л.д.21,24).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со ст.51 Федерального закона 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №80 от 30.04.2003 года при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п.3.7).
П.24 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичные положения содержатся в п.19 ст.10 Устава МО «Городское поселение-<адрес>» (л.д.26-37).
П.12.5 Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории МО «Городское поселение-<адрес>», утвержденных решением Совета депутатов МО «Городское поселение-<адрес>» №09 от 12.11.2008 года (л.д.38-43) МО «Городское поселение-<адрес>» обеспечивает в пределах своей компетенции уборку и содержание территории поселения, включая ликвидацию несанкционированных свалок мусора и уборку территорий, тупиков и проездов.
По смыслу приведенных выше норм администрация МО «Городское поселение-<адрес>» обязана организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды, что следует также из п.11 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Существование на момент рассмотрения спора несанкционированной свалки по вышеуказанному адресу ответчиком не оспаривалось.
Доказательств того, что администрацией МО «Городское поселение-<адрес>» предпринимаются какие-либо конкретные действия к ликвидации данной свалки не представлено. Не может служить таким доказательством заключение муниципального контракта на оказание услуг по вывозу несанкционированных свалок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66-80) и направление письменного запроса в ООО «Осташков ЖКХ» в ходе производства по делу (л.д.65), поскольку с момента обнаружения несанкционированной свалки в ходе прокурорской проверки (ДД.ММ.ГГГГ) и до рассмотрения дела в суде (ДД.ММ.ГГГГ) у администрации МО «Городское поселение-<адрес>» имелось достаточно времени для устранения выявленных нарушений действующего законодательства, однако сделано этого не было.
П.1 ч.2 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку по делу установлено, что администрацией МО «Городское поселение-<адрес>» надлежащим образом не выполняются обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также по обеспечению проведения на территории города мероприятий по охране окружающей среды суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <адрес> в полном объеме.
Ч.1 ст.45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обращаться в суд с административным заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле каждого жителя <адрес>, чьи права нарушены, Осташковский межрайонный природоохранный прокурор правомочен в силу ч.1 ст.39 КАС РФ обратиться с иском в защиту интересов неопределенного круга потребителей.
Руководствуясь ст.ст.227, 175-180 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение-<адрес>» в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов размерами 50 м. в длину и от 8 до 25 м. в ширину, расположенной на земельном участке в двух метрах от автодороги с правой стороны при движении с <адрес> в <адрес> в районе автозаправочной станции ОАО «Тверьнефтепродукт».
Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение-<адрес>» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов размерами 50 м. в длину и от 8 до 25 м. в ширину, расположенную на земельном участке в двух метрах от автодороги с правой стороны при движении с <адрес> в <адрес> в районе автозаправочной станции ОАО «Тверьнефтепродукт» путем очистки территории данного земельного участка от отходов с их последующим размещением на объекте размещения отходов, включенном в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства и сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме-ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: В.Л. Ежелый.