Судья Виденеева О.В.
дело № 2-3415/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-13448/2022
27 октября 2022 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Давыдовой В.Е.,
судей Велякиной Е.И., Бас И.В.,
при секретаре Ишкининой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 01 августа 2022 года по иску Курганского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Велякиной Е.И. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, пояснения представителя ФГКУ «Росгранстрой» - Волковой С.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Кожевникову Е.О., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации, в котором просил возложить на Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» обязанность в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать многосторонний автомобильный пункт пропуска «Звериноголовское», расположенный по адресу: Курганская область, Звериноголовский район, с. Украинец, 132 километр автодороги Курган - Костанай в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: оборудовать на ДАПП «Звериноголовское» периметровое ограждение высотой 210 см в соответствие с требованиями п. 5.7.4 Типовых технических требований по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля, утвержденных Федеральной пограничной службой Российской Федерации 25.10.2001; оборудовать периметровое ограждение на ДАПП «Звериноголовское» охранной системой в соответствие с требованиями п. 5.7.2 Типовых технических требований по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля, утвержденных Федеральной пограничной службой Российской Федерации 25.10.2001; оборудовать въезд и выезд на территорию ДАПП «Звериноголовское» средствами принудительной остановки автомобильного транспорта в соответствие с требованиями п. 4.1 Типовых технических требований по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля, утвержденных Федеральной пограничной службой Российской Федерации 25.10.2001. При недостаточности денежных средств у ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» указанную обязанность возложить на Министерство транспорта РФ.
В обоснование иска указано, что Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Уральским филиалом ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» требований законодательства при строительстве, эксплуатации и техническом оснащении пункта пропуска через государственную границу. Проверкой установлено, что Уральским филиалом ФГКУ «Росгранстрой» не обеспечено содержание в надлежащем состоянии сооружений ДАПП «Звериноголовское», необходимых для проведения пограничного контроля. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон) пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органам и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств. В соответствие с соглашением между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через Российско-Казахстанскую границу от 23.12.1998 действует многосторонний автомобильный пункт пропуска «Звериноголовское» по адресу: Курганская область, Петуховский район, 464 км автодороги М-51 федеральной трассы «Байкал». Имущество пункта пропуска «Звериноголовское» является федеральной собственностью. Деятельность пункта пропуска обеспечивает Уральский филиал ФГКУ Росгранстрой, которому имущество передано в оперативное управление на основании распоряжений территориального Управления Росимущества в Курганской области от 14.12.2009 № 190, от 28.10.2010 № 795. Руководителем администрации пункта пропуска и начальником ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 20.12.2017 утвержден паспорт двустороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Звериноголовское. В результате обследования территории пункта пропуска установлено, что он не оборудован периметровым ограждением высотой 210 см. в соответствие с требованиями п. 5.7.4 Типовых технических требований, периметровое ограждение не оборудовано охранной системой; въезд и выезд на территорию не оборудован средствами принудительной остановки автомобильного транспорта. Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства. Неисполнение требований федерального законодательства при функционировании (эксплуатации) и содержании пункта пропуска нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу безопасной деятельности данного пункта пропуска, государственной безопасности Российской Федерации, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации в данном пункте пропуска, ущерба юридическим лицам, и может привести к необратимым последствиям.
В судебном заседании Курганский транспортный прокурор при надлежащем извещении участия не принимал. Помощник Челябинского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Пузырева А.Д. в судебном заседании поддержала заявленные требования, указала, что на момент рассмотрения дела, выявленные недостатки не устранены.
Представитель ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Рябкова С.С. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, представила отзыв на иск.
Представитель ответчика Министерства транспорта РФ в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на иск.
Представитель третьего лица ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Курганской и Тюменской областям» в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд принял решение об удовлетворении исковых требований Курганского транспортного прокурора.
В апелляционной жалобе ФГКУ Росгранстрой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе Курганскому транспортному прокурору в полном объеме. Указывает, что из содержания Постановления Правительства РФ № 930 следует, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска. Указывает на то, что переоснащение и переоборудование действующих пунктов пропуска осуществляется при их реконструкции. В настоящее время ФГКУ Росгранстрой заключен государственный контракт от 13.05.2022 года на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по замене ограждения с последующим оснащением системной охраны периметра в МАПП Воскресенское, ДАПП Звериноголовское, ограждения должны быть высотой 210 см. Считают, что требования транспортного прокурора являются преждевременными, поскольку ФГКУ Росгранстрой соблюдает требования в части оборудования периметровым ограждением высотой 210 см. В настоящее время ФГКУ Росгранстрой проводит работу по устройству ДАПП Звериноголовское, доведены лимиты бюджетных обязательств на заключение государственного контракта на поставку и монтаж средств принудительной остановки автотранспорта на автомобильные пункты пропуска для нужд ФГКУ Росгранстрой, в том числе и на ДАПП Звериноголовское. Обращает внимание, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности осуществляется в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также соответствующими решениями Правительства РФ. Расходы на ремонт, дооснащение действующих пунктов пропуска являются капительными вложениями в объекты капитального строительства, которые выделяются исключительно в рамках федеральных целевых программ. Таким образом, понуждение ответчиков к совершению действий по требованиям административных органов является прямым вмешательством в полномочия и компетенцию правительства РФ и не могут быть разрешены судом.
Курганской транспортной прокуратурой представлены возражения на апелляционную жалобу с просьбой решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает доводы ответчика необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Полагает, что необходимость проведения реконструкции пункта пропуска для устранения выявленных нарушений не освобождает ФГКУ Росгранстрой, осуществляющего функции государственного заказчика в сфере обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, от обязанности оборудовать ДАПП Звериноголовское в соответствии с законодательством, регулирующим нормативы обеспечения таких пунктов пропуска для пограничного контроля средствами и возможностям. Считает, что само по себе отсутствие федеральных бюджетных средств, выделенных на указанные цели, не может служить основанием для освобождения государственного органа или специально созданного учреждения от надлежащего выполнения возложенных на них нормативными актами обязанностей.
Представители ответчика - Министерства транспорта Российской Федерации, третьего лица - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Курганской и Тюменской областям» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Информация о дате и времени рассмотрения настоящего дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
Частью 1 статьи 11 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» установлено, что пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации», порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данные требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 года № 930.
Во исполнение п. 2 указанного Постановления Правительства РФ федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Росграницей утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, с учетом видов международного сообщения.
Так, 25 октября 2001 года ФПС России утверждены Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с соглашением между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через Российско-Казахстанскую границу от 23.12.1998 года, в Курганской области Петуховском районе на 464 км федеральной трассы «Байкал» расположен многосторонний автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Звериноголовское», что подтверждается его паспортом (л.д. 28-34).
Имущество пункта пропуска «Звериноголовское» является федеральной собственностью. Деятельность пункта пропуска обеспечивает Уральский филиал ФГКУ Росгранстрой, которому имущество передано в оперативное управление на основании распоряжений территориального Управления Росимущества в Курганской области от 14.12.2009 №190, от 28.10.2010 №795.
Руководителем администрации пункта пропуска и начальником ПУ ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 20.12.2017 утвержден паспорт двустороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Звериноголовское.
Пункт пропуска имеет 2 полосы для движения транспорта: 1 на выезд со стороны Российской Федерации в сторону Республики Казахстан и 1 на въезд в Российскую Федерацию со стороны Республики Казахстан.
В результате обследования территории пункта пропуска, проведенного прокуратурой, установлено, что пункт пропуска не оборудован периметровым ограждением высотой 210 см. в соответствие с требованиями п. 5.7.4 Типовых технических требований, периметровое ограждение не оборудовано охранной системой; въезд и выезд на территорию не оборудован средствами принудительной остановки автомобильного транспорта.
Согласно положениям ч. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствие с п. 5 «Общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 25 декабря 2007 года № 930 территория пункта пропуска должна быть ограждена иди обозначена, а также должна иметь при необходимости разметку, дорожные знаки и светофоры, другое технологическое оборудование, достаточное освещение.
25.10.2001 года Федеральной пограничной службой Российской Федерации утверждены Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля (далее - Типовые технические требования).
В соответствии с п. 5.7. Типовых технических требований, система охранной сигнализации предназначена для оперативного обнаружения попыток несанкционированного проникновения на территорию и в режимную зону пункта пропуска, выдачи сигнала «Тревога» на пульт дежурного по пункту пропуска, а также регистрации и документирования факта и времени нарушения.
Согласно п. 5.7.2 Типовых технических требований, сигнализационные заграждения устанавливаются по периметру режимной зоны пункта пропуска и, как правило, оборудуются сигнализационными датчиками типа «АРАЛ - 1».
В соответствии п. 5.7.4. Типовых технических требований, сигнализационное периметровое ограждение оборудуется как инженерное препятствие для потенциального нарушителя и представляет собой конструктивную базу для размещения чувствительных элементов датчиков охранной сигнализации.
В качестве конструктивных элементов периметрового ограждения могут использоваться сетчатые заграждения из сетки типа ССЦП 25 X 20 (мм) высотой 210 см, монтируемые на металлических опорах.
В ходе проверки исполнения федерального законодательства на ДАПП «Звериноголовское», проведенной Курганской транспортной прокуратурой, выявлены нарушения законодательства, в том числе: периметровое ограждение. Однако, в нарушение указанных требований на момент проверки, высота периметрового ограждения достигает от 170 до 185 см, периметровое ограждение не оснащено системой охранной сигнализации.
В силу п.п. 4.1., 7.4.3. Типовых технических требований, въезд на территорию АПП и выезд из него оборудуются средствами ограничения скорости движения транспорта (пассивные средства ограничения скорости движения типа «лежачий полицейский»), средствами принудительной остановки автомобильного транспорта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 февраля 2016 года №40 «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации», Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено с передачей функций Министерству транспорта Российской Федерации.
При этом пунктом 3 Указа установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации является правопреемником Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Устав ФГКУ Росгранстрой утвержден распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2016 года №СА-78-р.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии с частью 5 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
ФГКУ Росгранстрой создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года №2357-р путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 года №159-р ФГКУ Росгранстрой отнесено к ведению Министерства транспорта Российской Федерации.
Установив, что ДАПП «Звериноголовское» оснащено необходимым техническим оборудованием не в полном объеме, что не позволяет проводить пограничный контроль в отношении автомобильного транспорта в полной мере, что не соответствует Типовым техническим требованиям, учитывая довод истца о том, что не приведение пункта пропуска ДАПП «Звериноголовское» в соответствие с требованиями законодательства нарушает интересы Российской Федерации, так как не обеспечивает необходимых условий для организации государственного контроля, руководствуясь вышеназванными требованиями закона, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив на ФГКУ Росгранстрой, а при недостаточности денежных средств - на Министерство транспорта РФ, обязанность по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства ДАПП «Звериноголовское».
Указанные выводы суда являются правильными, поскольку основаны на правильном применении норм материального права, установленных по делу обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы ФГКУ Росгранстрой о том, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска, переоснащение и переоборудование действующих пунктов пропуска осуществляется при их реконструкции, в настоящее время ФГКУ Росгранстрой заключен государственный контракт от 13.05.2022 года, 27.06.2022 г. на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по замене ограждения с последующим оснащением системной охраны периметра в МАПП Воскресенское, ДАПП Звериноголовское, не могут быть приняты во внимание. Указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ФГКУ Росгранстрой, осуществляющего функции государственного заказчика в сфере обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, от обязанности привести их в состояние, соответствующее действующим нормативным требованиям. При этом, судебная коллегия отмечает, что на момент подачи иска 07.05.2022 года, государственные контракты не были заключены, на момент вынесения решения, не исполнены. Следовательно допущенные нарушения, не устранены.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что денежные средства на обустройство ДАПП «Звериноголовское» не были запланированы в рамках реализации федеральной целевой программы, бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности осуществляется в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также соответствующими решениями Правительства РФ, расходы на ремонт, дооснащение действующих пунктов пропуска являются капительными вложениями в объекты капитального строительства, которые выделяются исключительно в рамках федеральных целевых программ, также не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие или недостаточность финансирования не может служить основанием для освобождения государственного органа или специально созданного учреждения от надлежащего выполнения возложенных на них нормативным правовым актом обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом перераспределении судебным актом бюджетных средств, о недопустимости подмены судом деятельности органа государственной власти, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку обжалуемым решением на ответчика возложена обязанность устранить допущенные им нарушения норм и требований, обязательных к исполнению, которые им в добровольном порядке надлежащим образом не исполняются несмотря на прямое указание на это в законе.
Поскольку непосредственную эксплуатацию ДАПП «Звериноголовское» осуществляет ФГКУ Росгранстрой, которое в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 года № 1308-р создано в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на ФГКУ Росгранстрой, а при недостаточности денежных средств - на Министерство транспорта РФ обязанности по обустройству ДАПП «Звериноголовское» в соответствии с действующими требованиями законодательства.
Оснований для установления конкретного срока исполнения решения суда по доводам представителя ФГКУ Росгранстрой судебная коллегия не усматривает. В соответствии со ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Приведенные в апелляционной жалобе ФГКУ Росгранстрой доводы, по сути, сводятся к повторному изложению позиции ответчика, которая являлась предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 01 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение в соответствии со ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изготовлено 01 ноября 2022 года.