Решение по делу № 2а-402/2018 от 17.08.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 06 сентября 2018г.

Надтеречный районный суд ЧР в составе:

председательствующего судьи Алхалаевой А.Х.

при секретаре ФИО10,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело а-403/18г. по административному исковому заявлению ФИО1 к информационному центру МВД Российской Федерации по Чеченской Республики о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа государственной власти и признании подвергшимся политической репрессии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Надтеречный районный суд ЧР с административным исковым заявлением к информационному центру МВД РФ по ЧР о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа государственной власти и признании подвергшимся политической репрессии.

В судебном заседании ФИО1, поддержал заявленные административные исковые требования и пояснил, что он ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в ИЦ МВД России по Чеченской республике с заявлением о реабилитации. На его заявление ИЦ сообщило, что он не подпадает под действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий. Его отец – ФИО12 Митож, 1934 года рождения, уроженец <адрес> ЧИАССР. ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа Президиума ВС СССР от 07.03.1944г. и Постановления ГКО от 03.01.1994г. по политическим мотивам, как лицо чеченской национальности в административном порядке его отец вместе с семьей был выслан из <адрес>, ЧИАССР и взят на учет спецпоселения в <адрес>, Казахской ССР. У депортированных чеченцев в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР от ДД.ММ.ГГГГ были взяты расписки о том, что они выселены навечно и за самовольный выезд из места обязательного поселения подлежат к уголовной ответственности и осуждению к 20-ти годам каторжных работ. Под различными предлогами партийные и государственные органы не только <адрес>, но и союзные ведомства стремились максимально замедлить процесс возвращения чеченцев и ингушей на свою историческую родину. Выселенные в 1944 году в течении 8 дней вайнахи должны были проделать обратный путь небольшими группами и не менее чем за 4 года, с 1957 по 1960 годы. Обратное переселение должно было происходить по специальным разрешениям органов МВД и организационного комитета по Чечено-Ингушской АССР. Факт нахождения его семьи в 1957 году на спецпоселении в Казахской СССР подтверждается записью в его паспорте, в графе «место рождения», выданном ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Чеченской Республики. Лица, чеченской национальности, были сняты с учета спецпоселения и освобождены из-под административного надзора органов внутренних дел Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ . При этом с каждого из них отбирались расписки о том, что они поставлены в известность, об отсутствии права возвращаться в места, откуда были высланы и не подлежит возврату конфискованное при выселении имущество. Следовательно, дата Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.07.1956г. не может считаться фактической датой снятия гражданина с учета спецпоселения. Каждая семья снималась с учета спецпоселения персонально, о чем делались соответствующие отметки в личных делах спецпереселенцев из ЧИАССР. Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной ИЦ МВД России по Чеченской Республике, сведений о снятии с учета спецпоселения ФИО2 и (или) его семьи, не имеется. Отказ ИЦ МВД ЧР в выдаче ему справки о реабилитации является необоснованным поскольку, после издания Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ его семья не имела возможности сразу вернуться на родину, и он относится к числу спецпереселенцев. Следовательно, в соответствии со ст. 1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» он ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, Казахской ССР подпадает под действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий».

ФИО1 просит суд, признать незаконным отказ ИЦ МВД РФ по ЧР в выдаче ему справки о реабилитации. Обязать ИЦ МВД РФ по ЧР выдать ему справку о реабилитации, так как он - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, Казахской ССР родился и находился на спецпоселении в семье ФИО4, 1934 г.р., подвергшейся политической репрессии по национальному признаку. Обязать Министерство внутренних дел по Чеченской Республике выдать ему справку о реабилитации в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте проведения судебного заседания представитель административного ответчика в суд не явился, о причинах неявки не известил и возражений не представил.

В соответствии с ч.4 ст.167 КАС РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7 и Свидетель №1 показали, что хорошо знают семью ФИО1 и убедительно подтвердили изложенные истцом обстоятельства.

Рассмотрев материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного административного иска, исследовав и оценив все представленные доказательства, выслушав в судебном заседании административного истца, свидетелей, суд пришел к выводу, что заявленные в настоящем деле требования, подлежат удовлетворения, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если считает, что нарушены его права.

В согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Из материалов дела усматривается, что ИЦ при МВД РФ по ЧР отказано (от ДД.ММ.ГГГГ ) ФИО1 в выдаче ему справки о реабилитации. Отказ обосновал тем, что проведенной проверкой установлено, что в архивных материалах МВД по Чеченской Республике, Архивного Управления Правительства ЧР отсутствует информация о сроках снятия с учета спецпоселения родителей ФИО1, в связи с чем, невозможно установить факт его рождения в период нахождения его родителей на спецпоселении.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Закона) «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществляющееся по решениям судом и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии с п. «в» ст. 3 Закона подлежат реабилитации лица которые по политическим мотивам были, подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпереселение, привлечено к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Применение политических репрессий в 1944 году в отношении всего чеченского народа - общеизвестный факт.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления ГКО от ДД.ММ.ГГГГ чеченцы были репрессированы и высланы в Среднюю Азию, по национальному признаку.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено снять с учета спецпоселений и освободить из-под административного надзора органов МВД СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны. Однако, пункт 2 данного указа устанавливал, что снятие ограничений с чеченцев по спецпоселению не влечет за собой возвращения им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют право возвращаться в места, откуда были высланы. Данные ограничения фактически были сняты лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР».

Данный Указ утвержден Законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов».

При таких обстоятельствах у суда есть основания считать, что фактически репрессивные ограничения в отношении чеченцев по свободному их перемещению, выбору места постоянного проживания, сохранялись, запрет возвращаться в места, откуда они были высланы, сохранялся до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 1.1, 8.1 Законом РФ от 18.10. 1991г. « О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Судом исследованы в судебном заседании письменные доказательства, представленные истцом в обоснование своих требований.

Факт нахождения семьи ФИО1 в 1957 году на спецпоселении в Казахской СССР подтверждается записью в его паспорте, в графе «место рождения», выданном ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Чеченской Республики.

Административный ответчик (ИЦ при МВД РФ по ЧР), на котором лежит обязанность доказывания законности оспариваемого решения, не представил суду каких-либо доказательств, обосновывающих правомерность отказа ФИО1 в выдаче справки о реабилитации.

Доводы Административного ответчика (ИЦ при МВД РФ по ЧР) о том, что родители ФИО1 выселенные ДД.ММ.ГГГГ, Указом Президиума Верховного Совета СССР ДД.ММ.ГГГГ были освобождены с режима спецпоселения» не нашли в суде своего подтверждения.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявитель находился вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями на спецпоселении и поэтому подлежит реабилитации.

Обстоятельств, противоречащих данному выводу, в судебном заседании не установлено.

Оценивая в совокупности изложенные доказательства, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к информационному центру МВД Российской Федерации по Чеченской Республики о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа государственной власти и признании подвергшимся политической репрессии, удовлетворить.

Признать отказ информационного центра МВД Российской Федерации по Чеченской Республики в выдаче ФИО1 справки о реабилитации, незаконным.

Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Казахской ССР, подвергшимся политической репрессии по национальному (чеченцы) признаку.

Обязать Министерство внутренних дел по Чеченской Республике выдать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, Казахской ССР, подвергшемуся политической репрессии по национальному (чеченцы) признаку справку о реабилитации в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий».

В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда.

ФИО8 Алхалаева

Копия верна: А.Х. Алхалаева

Секретарь с/з: ФИО10

Решение вступило в законную силу «____» ________ 2018г.

2а-402/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Датыев Халит Митожович
Ответчики
Информационный центр МВД РФ по ЧР
Суд
Надтеречный районный суд Чеченской Республики
Дело на странице суда
nadterechny.chn.sudrf.ru
17.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
23.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
17.08.2018Регистрация административного искового заявления
17.08.2018Передача материалов судье
23.08.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2018Подготовка дела (собеседование)
30.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2018Судебное заседание
06.09.2018Судебное заседание
07.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2018Дело оформлено
31.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее