Дело 2-885/2023
91RS0019-01-2023-000102-18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2023 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым
в составе: председательствующей судьи Сердюк И.В.,
при секретаре Петровой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Инжиевой Эльвины Ниязиевны к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании незаконными уведомлений, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
В январе 2023 года в Симферопольский районный суд Республики Крым поступило административное исковое заявление Инжиевой Эльвины Ниязиевны к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района о признании незаконными уведомлений, понуждении совершить определенные действия, мотивированное тем, что истец проживает в жилом доме с членами своей семьи: ФИО5 –сын, ФИО5 – дочь, ФИО6 – дочь по адресу: <адрес>, является пострадавшей вместе с членами своей семьи в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей 26 июня 2022 года, а именно произошедшим затоплением жилого дома, утраты имущества.
В соответствии с действующим законодательством ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлениями на себя и детей о назначении единовременной материальной помощи в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым.
21.12.2022 истом в Департаменте труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района было получено уведомление с пакетом заключений о результатах рассмотрения заявлений и заверенных копий заключений об установлении факта проживания в жилом доме, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, проведенные по адресу: <адрес>.
Основанием отказа послужило уведомления №№05-09/502/5, 05-09/502/6, 05-09/502/7, 05-09/502/8 от 20.10.2022, в которых отражено, что согласно заключениям от 06.10.2022 Комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации факт утраты имущества не установлен, в связи с чем ДТСЗН Симферопольского района назначить меру социальной поддержки в виде финансовой помощи граждан в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера не представляется возможным.
Истец с указанными уведомлениями не согласен, считает отказ в назначении финансовой помощи истцу и ее детям неправомерным, безосновательным и незаконным, что и послужило основанием для обращения с данным иском в суд.
Протокольным определением от 09 февраля 2022 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Симферопольского района Республики Крым.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Рогова И.В. заявленные исковые требования поддержала. Просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, указав, что документы истца были рано рассмотрены. При обследовании домовладения комиссией не учтены повреждения имущества ее доверительницы: в домовладении сырость, повреждена мебель, дети болеют.
Представитель ответчика по доверенности Онофрей О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, указав, что в заключении комиссия отразила, что на момент обследования поврежден насос, это один предмет, финансовая помощь оказывается в соответствии с порядком, утвержденным Советом министров Республики Крым, при повреждении трех предметов, отнесенных к предметам первой необходимости; заключение подписано истцом, она с ним согласилась.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, заявлений об отложении дела слушанием не подавали.
Статьей 6.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Статья 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязывает лиц, участвующих в деле, известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть первая) и устанавливает право суда рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть третья). Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа конкретных фактических обстоятельств. Данное полномочие суда вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда данного полномочия приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом. Гарантией прав лиц, участвующих в деле, их представителей на личное участие в судебном заседании являются предусмотренные процессуальным законодательством процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судебными инстанциями и основания для отмены судебных постановлений.
Суд считает возможным в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, и оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Статьей 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Судом установлено, что истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района с заявлениями о назначении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, а также с заявлением о назначении единовременной материальной помощи в связи с подтоплением 26.06.2022 (л.д.65-70).
Указом Главы Республики Крым от 26.06.2022 № 140-У «О чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Республики Крым с 26 июня 2022 года» ситуация, возникшая с 26 июня 2022 года на территории Республики Крым, обусловленную прохождением комплекса неблагоприятных метеорологических явлений, отнесена к природной чрезвычайной ситуации регионального характера регионального уровня реагирования. Определена зона природной чрезвычайной ситуации регионального характера в пределах территорий муниципальных образований городской округ Симферополь, <адрес> Республики Крым.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 пункта 1 статьи 10 Закона Республики Крым от 09.12.2014 № 25-ЗРК/2014 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, отнесено к полномочиям Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 31.03.2022 № 200 «Об определении уполномоченного исполнительного органа Республики Крым» Министерство труда и социальной защиты Республики Крым определено уполномоченным исполнительным органом Республики Крым по вопросу регулирования предоставления следующих выплат гражданам: единовременной материальной помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; единовременного пособия получившим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вред здоровью; единовременного пособия членам семей погибших (умерших) в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Механизм, виды и условия предоставления единовременных денежных выплат гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части чрезвычайных ситуаций межмуниципального, регионального характера и (или) федерального характера установлены Порядком и условия назначения и выплаты единовременных денежных выплат гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Порядок), утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 23 мая 2022 года №367, в соответствии с пунктом 1.2. которого право на получение единовременных денежных выплат в случае возникновения чрезвычайной ситуации (далее - единовременная денежная выплата) имеют граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, а также иностранные граждане при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 21 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Пунктом 1.3. Порядка установлено, что в целях, определенных настоящим Порядком, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) в порядке, определяемом муниципальными нормативными правовыми актами, создается Комиссия по установлению факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации (далее – Комиссия).
Согласно пункту 1.8 Порядка органом, уполномоченным осуществлять прием заявлений и документов, формирование списков на предоставление единовременных денежных выплат, а также назначение единовременных денежных выплат, является структурное (отраслевое) подразделение (подведомственное учреждение) органа местного самоуправления, осуществляющее реализацию полномочий в сфере труда и социальной защиты населения муниципального образования Республики Крым по месту нахождения жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации (далее - орган труда и социальной защиты населения).
В силу пункта 1.20 Порядка единовременные денежные выплаты гражданам назначаются при одновременном выполнении следующих условий: а) в отношении выплат гражданам единовременной материальной помощи: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Республики Крым единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТСЧС Республики Крым); нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации; б) в отношении выплат гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости: проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил ТСЧС Республики Крым; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Как установлено пунктом 1.21 Порядка факт проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, устанавливается решением Комиссии.
Разделом 3 Порядка предусмотрено, что для подтверждения фактов проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера Комиссией составляется заключение об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации по форме согласно приложению 11 настоящему Порядку (далее - заключение об установлении фактов проживания и утраты имущества) и подписывается всеми членами Комиссии (не менее 3 человек).
Граждане, нуждающиеся в получении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (далее - финансовая помощь), ознакамливаются с заключением об установлении фактов проживания и утраты имущества (п.3.1).
В целях настоящего Порядка под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); в) предметы мебели для сна - кровать (диван); г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь) (п.3.2).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются: а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Заключение об установлении фактов проживания и утраты имущества должно быть подготовлено Комиссией в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления с приложенными к нему документами и утверждено главой администрации муниципального образования Республики Крым в течение 1 рабочего дня со дня их подписания членами Комиссии. Заключение об установлении фактов проживания и утраты имущества утверждается главой администрации муниципального образования Республики Крым с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
На основании заявления гражданина о назначении финансовой помощи и заключения об установлении фактов проживания и утраты имущества органом труда и социальной защиты населения формируется список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости. Сформированный список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи, направляется органом труда и социальной защиты населения главе администрации муниципального образования Республики Крым.
Согласно пункту 3.13 Порядка основаниями для отказа в назначении финансовой помощи являются: отсутствие у гражданина права на получение выплаты в связи с несоответствием условиям настоящего Порядка; представление неполного пакета документов (копий документов), предусмотренных пунктом 1.11 настоящего Порядка.
Уведомление об отказе в назначении финансовой помощи с обоснованием причин такого отказа орган труда и социальной защиты населения направляет гражданину в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении финансовой помощи с приложенными к нему документами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, комиссией, действующей на основании постановления №693-п от 30.06.2022, на основании заявления истца проведено обследование жизнедеятельности истца и ее детей по адресу: <адрес>, которой установлен факт проживания истца и детей истца по указанному адресу, а также определен список утраченного имущества первой необходимости. Факт утраты имущества первой необходимости не установлен. Комиссией в заключении зафиксирован факт утраты насоса для подачи воды. Данное заключение подписано членами комиссии, с заключением ознакомлена истец (л.д.55-70).
Установлено, что истцу и детям истца назначены меры социальной поддержки - единовременная материальная помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в размере 10 000 рублей каждому (л.д.47, 49,52, 54).
Как усматривается из уведомлений №№5-09/502/5, 05-09/502/6, 05-09/502/7, 05-09/502/8 от 20.10.2022 по результатам рассмотрения заявлений истца принято решение отказать в предоставлении услуги в соответствии с п.3.13 Порядка отсутствует право на получение выплаты в связи с несоответствием условий Порядка.
Согласно заключению Комиссии факт утраты имущества не установлен, в связи с чем Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района назначить меру социальной поддержки в виде финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера не представляется возможным (л.д.48,50,51,53)
Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено, что к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Как уже указывал суд, в соответствии с пунктом 3.3 Порядка критериями утраты имущества первой необходимости являются: частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В заключении установлен факт утраты только насоса для подачи воды, комиссия не установила факт утраты имущества первой необходимости, что отражено в заключении.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства и соответствующие им правоотношения, принимая во внимание, что истец не представил суду доказательств, подтверждающих утрату принадлежащего им имущества первой необходимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Инжиевой Эльвины Ниязиевны к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании незаконными уведомлений, понуждении совершить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи через Симферопольский районный суд Республики Крым апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Сердюк
Мотивированное решение составлено и подписано 17 марта 2023 года