Решение по делу № 2-828/2024 (2-5181/2023;) от 08.11.2023

Дело № 2-828/2024

УИД: 44RS0002-01-2023-004745-96

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2024 года                                г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Балаевой Н.С..,

при секретаре судебного заседания Тощаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кадыйского района к Областному государственному бюджетному учреждению «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Кадыйского района Костромской области обратился в суд с исковым заявлением, указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (далее - ОГБУ «Костромаавтодор»), выявлены нарушения. В нарушение п. 5.3.3.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Кадый - Завражье» 34 ОП РЗ 34К-94 вблизи населенного пункта д. Хороброво Кадыйского района, а именно 36 км + 515 м и 36 км + 250 м у 2-х остановочных пунктов отсутствует освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). По результатам проверки 12.09.2023 директору ОГБУ «Костромаавтодор» вносилось представление с целью устранения выявленных нарушений, которое 16.10.2023г. рассмотрено и не удовлетворено, нарушения не устранены, тем самым возникает угроза безопасности дорожного движения, причинение вреда жизни и здоровью людей.

    Прокурор, ссылаясь на положения ст. 2,12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 6, 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", просит обязать областное государственное бюджетное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» в срок до 01.04.2024 г. вблизи населенного пункта деревня Хороброво Кадыйского района, а именно 36 км + 515 м и 36 км + 250 м у двух остановочных пунктов установить освещение с питанием от распределительных сетей или автономных источников.

    В судебное заседание представитель прокуратуры Кадыйского района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

    Представитель ответчика Жучкова Ю.А., не имея возражений по существу заявленного искового требования, просила суд установить срок для установления освещения до 01 октября 2025 года. В обоснование указала, что ОГБУ «Костромаавтодор» является некоммерческой организацией, осуществляющим свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом в рамках выполнения государственного задания. В силу п. 3 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. В рассматриваемом случае, это департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области. Государственное задание формируется в соответствии с Государственной программой Костромской области «Развитие транспортной системы Костромской области», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 25.02.2014 г. №61-а. В целях исполнения вышеуказанной Государственной программы разработан «План мероприятий по устройству наружного электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Костромской области на 2018 - 2024 гг.» в том числе на 2024 год. Мероприятия по устройству наружного электроосвещения на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Кадый - Завражье» 34 ОП РЗ 34К-94 вблизи населенного пункта д. Хороброво Кадыйского района, а именно 36 км + 515 м и 36 км + 250 м у 2-х остановочных пунктов не предусмотрено.

Представитель Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайств и возражений по существу иска не представил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Постановлением администрации Костромской области от 04.09.2006 № 71-а утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области, согласно которому автомобильная дорога № 34 ОП РЗ 34К-94 Кадый-Завражье является собственностью субъекта Российской Федерации - Костромской области.

В ходе проведенной прокуратурой Кадыйского района проверки исполнения ОГБУ «Костромаавтодор» требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлено, что в нарушение п. 5.3.3.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Кадый - Завражье» 34 ОП РЗ 34К-94 вблизи населенного пункта д. Хороброво Кадыйского района, а именно 36 км + 515 м и 36 км + 250 м у 2-х остановочных пунктов отсутствует освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

По результатам проверки 12.09.2023 директору ОГБУ «Костромаавтодор» вносилось представление с целью устранения выявленных нарушений.

Указанные нарушения не устранены, что ответчиком не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно статье 15 вышеназванного Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности пот организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Статьей 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 08 ноября 2007 года № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в т.ч. относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 4 ст. 17 вышеуказанного Закона устанавливает, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Согласно Положению о Департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, утвержденному губернатором Костромской области от 14 января 2008г. № 5, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов исполнительных органов государственной власти Костромской области, осуществляющим государственные полномочия Костромской области в области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении и реализующим отдельные государственные полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Во исполнение переданных Департаменту полномочий создано Областное государственное казенное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор», которое по своей организационно – правовой форме является областным государственным казенным учреждением.

Согласно Уставу ОГКУ «Костромаавтодор» целями деятельности учреждения является: реализация государственной, экономической, инвестиционной, научно-технической политики в сфере использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности; координация и осуществление перспективного развития сети автомобильных работ; организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств; обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.

Предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенных настоящим Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Костромской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Костромской области и осуществление на них дорожной деятельности.

Для достижения указанных выше целей учреждение осуществляет специальные управленческие, организационные и иные функции в области дорожной деятельности и использования автомобильных дорог в Костромской области, в том числе: выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке и реализации программ и проектов в области дорожной деятельности, финансируемых за счет средств областного бюджета и других источников; обеспечивает проектно-сметную документацию и ее утверждение; организует размещение государственного заказа, финансируемого за счет средств областного бюджета от имени Костромской области; заключает государственные контракты по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ и сооружений на них в пределах своей компетенции от имени Российской Федерации; организует и осуществляет технической надзор и приемку выполненных работ; осуществляет оплату выполненных работ; осуществляет контроль за выполнением условий государственных контрактов; осуществляет контроль за состоянием автомобильных дорог и сооружений на них, включая техническое обследование, испытания, паспортизацию, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог; проводит мероприятия по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспорта по автомобильным дорогам, анализирует состояние безопасности дорог; обеспечивает сохранность имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления; определяет состав и порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных работ; проводит капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, финансируемых за счет средств областного бюджета Костромской области.

С учетом вышеуказанного суд приходит к выводу о том, что обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорной автодороги является прямой обязанностью ОГКУ «Костромаавтодор».

Требования к состоянию дорог установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11 октября 1993 года.

В соответствии с п.6.9.1 ГОСТа 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Поскольку в нарушение п. 5.3.3.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Кадый - Завражье» 34 ОП РЗ 34К-94 вблизи населенного пункта д. Хороброво Кадыйского района, а именно 36 км + 515 м и 36 км + 250 м у 2-х остановочных пунктов отсутствует освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников), а содержание данного участка отнесено на ОГБУ «Костромаавтодор», суд считает требования прокурора о возложении на ответчика обязанности установить освещение на данном участке дороги обоснованными и подлежащими удовлетворению. Содержание автодороги в ненадлежащем состоянии повышает вероятность дорожно-транспортных происшествий, что влечет за собой угрозу для жизни и здоровья граждан.

При определении срока для производства данных работ, суд, учитывая объем запланированных на 2024 год работ по производству уличного освещения, а также объем необходимых работ по проектированию устройства наружного освещения, необходимость заключения контрактов, договоров, в том числе о технологическом присоединении наружного освещения, считает возможным установить срок выполнения данных работ в срок до 01 октября 2025 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Кадыйского района Костромской области удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» в срок не позднее до 01 октября 2025 года установить освещение с питанием от распределительных сетей или автономных источников вблизи населенного пункта Хороброво Кадыйского района, а именно 23км.+515 м. и 36 км.+250 м.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через ленинский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                        Н.С. Балаева

Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2024 года.

2-828/2024 (2-5181/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кадыйского района Костромской области
Ответчики
ОГБУ "КОУАД "Костромавтодор"
Другие
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Балаева Н.С.
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
08.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
10.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее