Судья Фисюк О.И. дело № 2-45/2021 г.
(первая инстанция)
дело № 33-1692/2021 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2021 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Анашкиной И.А., Козуб Е.В.,
при участии секретаря – Осколович Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Севастополе гражданское дело по иску заместителя военного прокурора – войсковая часть 90935 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ об обязании совершить определенные действия,
по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 февраля 2021 года, которым постановлено:
иск заместителя военного прокурора – войсковая часть 90935 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение ремонта здания общежития №, расположенного по адресу: <адрес>, путем выполнения капитального ремонта, отвечающего требованиям противопожарного, санитарного и строительного законодательства.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ – Орлецкого А.И. (по доверенности), представителя Министерства обороны Российской Федерации – Лаврентьевой Е.Ю. (по доверенности), поддержавших доводы жалоб, полагавших решение подлежащим отмене, пояснения военного прокурора – Анистратенко К.С., возражавшего против доводов жалоб, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ и, уточнив требования, просил возложить на ответчиков обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести здание общежития №, расположенное по адресу: <адрес> в соответствие с противопожарными, санитарными и строительными требованиями законодательства путем выполнения капитального ремонта. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства о сохранности федеральной собственности и жилищно-коммунального хозяйства установлены нарушения – здание указанного общежития, находящееся в федеральной собственности и переданное в настоящее время в оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ, находится в ненадлежащем техническом состоянии и требует проведения его капитального ремонта. В результате обследования объекта, проведенного ООО «Южсейсмострой», установлена категория его технического состояния, как «аварийное». Неудовлетворительное техническое состояние указанного общежития создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем, и лиц, находящихся в непосредственной близости к нему. Однако, выявленные нарушения ответчиками не устранены, вынесенное прокурором представление не исполнено.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с решением, Министерством обороны Российской Федерации подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение в части удовлетворенных требований отменить и в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушения судом и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ, апеллянт также просит об отмене решения и отказе истцу в иске, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и допустил нарушения норм материального права, что привело к принятию незаконного решения и нарушению прав апеллянта. Кроме того, в дополнениях к апелляционной жалобе указал, что суд не дал должной правовой оценки факту отсутствия у него полномочий по проведению возложенных на него судом мероприятий.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16.08.2004 г., Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 1053 от 29.12.2008 г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п.п. «ж» п. 2 вышеуказанного Постановления, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и, в частности, закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Обращаясь в суд с данным иском, истец ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиками обязанностей по несению бремени содержания закрепленного за ними имущества.
Разрешая дело, судом было установлено, что в ходе проведенной военной прокуратурой – войсковая часть 90935 проверки на предмет исполнения требований законодательства о сохранности федеральной собственности и жилищно-коммунального хозяйства было выявлено, что здание общежития №, расположенное в районе <адрес>, находится в ненадлежащем техническом состоянии и требует проведения капитального ремонта.
Материалами дела также установлено, что собственником общежития №, расположенного в районе <адрес>, является Российская Федерация.
На дату проведения проверки здание указанного общежития находилось в федеральной собственности и было закреплено за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России на праве оперативного управления.
Обследование вышеуказанного объекта было выполнено ООО «Южсейсмострой», из технического отчета которого следует, что установленная категория технического состояния здания общежития – «аварийное»; выборочный капитальный ремонт с доведением конструкций здания до работоспособного состояния технически возможен и экономически целесообразен.
Обследованием также установлено, что в общежитии значится 34 жилых помещения, в которых проживают более 70 человек.
В 2018, 2019 г.г. по результатам прокурорских проверок неоднократно ставился вопрос о проведении в указанном общежитии ремонта и расселении жильцов, проживающих в нем. 15.02.2019 г. военной прокуратурой – войсковая часть 90935 начальнику КЭУ ЧФ было внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, работы по капитальному ремонту общежития не выполнены.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. № 2580-р создано ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, к основным целям деятельности которого отнесено выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 06.11.2020 г. № 583 с 01.01.2021 г. реорганизовано с сохранением наименования находящееся в ведении Минобороны России ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ путем присоединения к нему, в том числе, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России.
На основании приказа Департамента военного имущества Минобороны России № 2755 от 27.11.2020 г. «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России» вышеуказанное общежитие № 13 01.02.2021 г. по акту приема-передачи федерального имущества было передано ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ.
Из Устава ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ следует, что данной организацией осуществляется деятельность, в частности, заказчика-застройщика, организация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов недвижимого имущества.
Поскольку факт неудовлетворительного технического состояния указанного общежития имеет место и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в общежитии, и лицам, находящимся в непосредственной близости к нему, а также поскольку нуждаемость в проведении капитального ремонта здания общежития судом в ходе разрешения дела по существу была установлена, то суд обосновано пришел к выводу об удовлетворении иска, направленного по сути на недопущение причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в общежитии, и лицам, находящимся в непосредственной близости к нему.
Обжалуя решения, апеллянты приводят доводы, которые сводятся к отсутствию у них полномочий на проведение ремонтных работ вышеуказанного здания общежития. Однако, анализ установленных по делу обстоятельств указывает на необоснованность данной правовой позиции апеллянтов и от исполнения возложенных на них судом первой инстанции обязательств не освобождает.
Поскольку ответчики осуществляют в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества и осуществляют деятельность, в частности, заказчика-застройщика, по организации строительных работ и реконструкции, а также капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, то судебная коллегия считает выводы обжалуемого решения правомерными.
Ссылки в жалобах на нарушения судом норм процессуального права отмену обжалуемого решения, которое является законным и обоснованным также не влекут.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно. Доводы жалоб выводов решения суда не опровергают и указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, не содержат. В связи, с чем, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам жалоб не имеется, решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ – без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
Е.В. Козуб