Решение по делу № 2-2292/2024 от 08.10.2024

Дело № 2-2292/2024

УИД 42RS0037-01-2024-003236-21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Юрга Кемеровской области                                 13 ноября 2024года

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

Председательствующего судьи Красиевой С.А.

при секретаре судебного заседания Макаровой С.В.,

при участии:

ст. помощника Юргинского межрайонного прокурора Барабановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Юрги к Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А., Управлению капитального строительства Администрации города Юрги об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд с выплатой выкупной стоимости квартиры,

по встречному иску Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. к Администрации г.Юрги о предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Юрги обратилась в суд с иском к Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А., Управлению капитального строительства Администрации города Юрги об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, прекращения права собственности на него, выплате компенсации, мотивируя требования тем, что они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ***, общей площадью 44,6 кв.м. на основании договора приватизации от ***. На основании постановления Администрации города Юрги от *** *** «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом. расположенный по адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений, расположенных в указанном доме, установлено в срок не позднее *** произвести снос дома. Ответчики обратились в УКС г.Юрги с заявлением о согласии на участие в программе переселения из аварийного жилья. Поскольку в установленный срок собственники не осуществили снос данного многоквартирного дома, постановлением Администрации города Юрги от *** *** «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по ***, признанном аварийным и подлежащим сносу» решено изъять для муниципальных нужд города Юрги путем выкупа земельный участок, расположенный по адресу: ***, а также жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, находящемся в границах данного земельного участка. Постановлением Администрации города Юрги от *** *** утверждено Положение о порядке и условиях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до ***. Собственникам направлен проект соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение. Согласно отчету оценщика ООО «Проспект» размер возмещения за изымаемую квартиру ответчиков составляет 2274450 руб. До настоящего времени соглашение не заключено. Просит суд изъять для муниципальных нужд у ответчиков жилое помещение -квартиру, расположенную по адресу: ***. Прекратить право собственности ответчиков на квартиру, расположенную по адресу: ***. Признать право муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***. Возложить на Управление капитального строительства Администрации города Юрги обязанность выплатить ответчикам денежную компенсацию за принадлежащую им квартиру, расположенную по адресу: ***, равную выкупной стоимости в размере 2274450 руб.

Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. обратились в суд со встречным иском к Администрации города Юрги о предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

В суд представитель истца-ответчика Администрации г.Юрги не явился, о судебном слушании извещен надлежаще, заявил письменное ходатайство, приобщенное к материалам дела, о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика УКС Администрации г.Юрги в суд не явился, о судебном слушании извещен надлежаще, об уважительности причин отсутствия суду не сообщил.

Ответчики-истцы Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. в суд не явились, о судебном слушании извещены надлежаще, заявили письменные ходатайства, приобщенные к материалам дела, о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав заключение ст. помощника Юргинского межрайонного прокурора Барабановой О.В., полагавшей исковые требования Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. подлежащими удовлетворению, а исковые требования Администрации г.Юрги – частичному удовлетворению, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Частью 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочего, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Прекращение права собственности на недвижимое имущество предусмотрено, в частности, подпунктом 7 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ в совокупности с положениями ст.ст. 239.2, 235 Гражданского кодекса РФ и в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

При рассмотрении дела судом установлено, что квартира по адресу *** общей площадью 44,6 кв. м. с кадастровым номером *** на основании договора приватизации от ***. принадлежит Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. на праве общей совместной собственности, что так же подтверждается выпиской ЕГРН от 26.09.2024г.

При рассмотрении дела судом также установлено, что на основании постановления Администрации города Юрги от *** *** «О признании домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений, расположенных в указанном доме, остановлено в срок не позднее *** произвести снос дома.

Поскольку в установленный срок собственники не осуществили снос данного многоквартирного дома, постановлением Администрации города Юрги от ***. *** «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по ***, признанном аварийным и подлежащим сносу» решено изъять для муниципальных нужд города Юрги выкупа земельный участок с кадастровым ***, площадью 1120,0 кв.м, расположенный по адресу: ***, а также жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, находящемся в границах данного земельного участка (л.д.27).

Постановлением Администрации города Юрги от *** *** утверждено Положение о порядке и условиях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до ***. Также установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** включен в муниципальную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до *** аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы, в связи с чем, с собственниками жилых помещений указанного дома осуществляется работа по предоставлению возмещения за изымаемое жилое помещение.

***. подготовлены уведомления, а также соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение. Расчет рыночной стоимости недвижимого имущества произведен оценщиком ООО «Проспект». Согласно отчету *** от *** рыночная стоимость квартиры, находящейся по адресу: ***, составляет 2 274 450 руб.

***. Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. обратились в УКС г.Юрги с заявлением о согласии на участие в программе переселения из аварийного жилья с предоставлением жилого помещения за изымаемое жилое помещение.

До настоящего времени соглашение не заключено.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).

Федеральный закон N 185-ФЗ определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 493-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" частью 8.2 следующего содержания: "8.2. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются".

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 493-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования, то есть с *** г.

Указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, применяется к отношениям, возникшим на основании договоров о приобретении в собственность граждан жилых помещений, заключенных после вступления Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 493-ФЗ в силу.

Нормой определены временные границы применения установленных ограничений: приобретение жилого помещения должно иметь место после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп, право собственности которого возникло до ***., или после этой даты на основании наследования. Причем права выбора реализации жилищных прав принадлежат собственнику жилого помещения.

Ответчики-истцы избрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу.

Как следует из материалов дела, право собственности Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. на квартиру, расположенную в аварийном доме по адресу: *** возникло ***. на основании приватизации, то есть задолго до признания дома по адресу: *** аварийным и до внесения изменений в ст.32 ЖК РФ, то собственники имеют право на выбор между предоставлением жилого помещения и получением выкупной стоимости за спорное жилье.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что фактический отказ Администрации г.Юрги в предоставлении собственникам другого равноценного жилого помещения взамен изымаемого, выражающийся в понуждении собственников квартиры путем направления им проекта соглашения о выкупе квартиры к получению денежной компенсации взамен принадлежащей ему квартиры, расположенной в аварийном доме, нарушает их жилищные права.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования ответчиков-истцов о предоставлении Администрацией г.Юрги равноценного жилого помещения взамен изымаемой квартиры, расположенной в аварийном доме по адресу: ***, подлежит удовлетворению.

Заключение соглашения между органом местного самоуправления и собственником изымаемого жилого помещения является предусмотренным законом способом (механизмом) предоставления собственниками изымаемого жилого помещения другого жилого помещения взамен изымаемого.

Согласно Устава Юргинского городского округа Кемеровской области-Кузбасса на территории Юргинского городского округа Кемеровской области-Кузбасса исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация г. Юрги.

Положением о порядке и условиях переселения граждан из многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу до ***, утвержденным постановлением Администрации г. Юрги от *** ***, регламентирующим порядок взаимодействия Администрации города Юрги с другими юридическими лицами и физическими лицами в процессе переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до *** в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, определенны полномочия Управления капитального строительства г. Юрги, которое в соответствии с положением об Управлении капитального строительства Администрации города Юрги, утвержденным Юргинским городским Советом народных депутатов от *** ***, является органом администрации города Юрги, созданным в целях обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства на территории г. Юрги при осуществлении данного процесса, а именно управление капитального     строительства подготавливает и заключает соглашения о выплате возмещения за изымаемые жилые помещения с собственниками, выразившими способ возмещения в виде получения денежных средств за изымаемое жилое помещение, обеспечивает государственную регистрацию перехода права на изымаемые жилые помещения на основании указанных заключенных соглашений, подготавливает заявку на финансирование главному распорядителю средств, обеспечивает перечисление денежных средств собственникам по заключенным соглашениям, уведомляет комитет по управлению муниципальным имуществом г. Юрги о зарегистрированных права Юргинского городского округа.

При этом заключение соглашений о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, обеспечивается жилищным отделом Администрации г. Юрги.

Следовательно, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения является Администрация г.Юрги.

Жилой дом по адресу: *** признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, техническое состояние жилого дома представляет реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, в связи с чем имеются основания для удовлетворения требований. Администрацией города правомерно, при наличии всех законных оснований, принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный ***, и находящихся в этом доме жилых помещений, в т.ч. квартиры ответчиков-истцов. Процедура изъятия администрацией города была соблюдена.

Согласно ч. 1 ст. 56.45 Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности (п. 1); государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества (п. 6).

При установленных обстоятельствах, исковое требование Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. к Администрации г.Юрги о предоставлении жилого помещения взамен аварийного подлежит удовлетворению, требования Администрации г.Юрги – частичному удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

встречное исковое заявление Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. к Администрации г.Юрги о предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу удовлетворить,

обязать Администрацию г.Юрги (ИНН 4230006082, ОГРН 1024202005156) в порядке изъятия для муниципальных нужд жилого помещения – квартиры по адресу *** с кадастровым номером ***, предоставить в общую совместную собственность Черных Д.В. (СНИЛС ***), Черных В.А. (СНИЛС ***), Черных Т.А. (СНИЛС ***) жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодное для проживания, благоустроенное, равноценное (равнозначное), применительно к условиям квартиры № *** расположенной в аварийной доме № ***, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории Юргинского городского округа, общей площадью не менее 44,6 кв.м взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения по адресу: ***.

Иск Администрации города Юрги к Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А., Управлению капитального строительства Администрации города Юрги об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, прекращения права собственности на него, выплате компенсации удовлетворить частично,

изъять для муниципальных нужд у Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ***,

прекратить право собственности Черных Д.В., Черных В.А., Черных Т.А. на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: *** после предоставления им вышеуказанного жилого помещения взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения, а так же признать право муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***,

в остальной части требований – отказать.

Решение суда является основанием для регистрации прекращения и перехода права собственности на жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                   Красиева С.А.

Решение принято в окончательной форме 20 ноября 2024года.

2-2292/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Юрги
Юргинская межрайонная прокуратура
Ответчики
Черных Виктор Аркадьевич
Черных Татьяна Алексеевна
Черных Дмитрий Викторович
Управление капитального строительства Администрации города Юрги
Другие
Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу
Суд
Юргинский городской суд Кемеровской области
Судья
Красиева Светлана Александровна
Дело на странице суда
yurginsky.kmr.sudrf.ru
08.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2024Передача материалов судье
09.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2024Подготовка дела (собеседование)
08.11.2024Подготовка дела (собеседование)
08.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2024Судебное заседание
20.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее