Решение по делу № 2-986/2023 от 10.02.2023

Дело № 2-986/2023             РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кунгур Пермский край 23 марта 2023 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Власовой Е.В.,

при секретаре Быковой Т.А.,

с участием прокурора Захаровой Ю.А.,

представителя ответчика Боровых Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству здравоохранения <адрес>, ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» обязать выделить денежные средства, провести ремонтно-реставрационные работы,

установил:

Кунгурский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском обязать Министерство здравоохранения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» денежные средства на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия «Больница городская», а также денежные средства на его реставрацию, обязать ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» в течение двух лет после получения денежных средств от Министерства здравоохранения <адрес> провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Больница городская» на основании разработанной и согласованной научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

Заявленные требования прокурор обосновывает тем, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Кунгурского муниципального округа.

По результатам проверки установлено следующее: Объект культурного наследия регионального значения « Больница городская», расположенный по адресу: <адрес> поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры <адрес> регионального значения», является памятником градостроительства и архитектуры. Зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером . Приказом Государственной инспекции по охране культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-16-01-03-358 утверждена опись предмета охраны объекта культурного наследия. Приказом Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-16-01-03-182 установлены границы территории объекта культурного наследия и установлена зона с особыми условиями использования территории. Приказом Инспекции № СЭД-55-01-05-304 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Согласно выписке из ЕГРН собственником здания является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес>, правообладателем является учреждение, которому здание передано на праве оперативного управления ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» функции и полномочия учредителя осуществляют в пределах своей компетенции Министерство здравоохранения <адрес> и Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> (переименовано Указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности). Согласно п. 3.1. части 3 Устава имущество Учреждения является государственной собственностью <адрес>. Установлено, что объект культурного наследия представляет собой одноэтажное здание, состоящее их двух параллельных объемов (литер Ю и литер В) соединенных теплым переходом в квартале <адрес> состояние внешних и внутренних архитектурно-конструктивных элементов неудовлетворительное:

трещины разрушения отмостки, прорастание растительности в стыке между отмосткой и цоколем;

повсеместно очаговые обрушения штукатурного слоя, разрушение кирпича в лицевой кладке под действием природных факторов по всему периметру здания, выветривание кладочного раствора, локальные разрушения кладки;

широкое крыльцо на южном фасаде (литер Б) нас своде керамического кирпича, утрачены ступени, выпадают кирпичи из кладки массива крыльца;

        крыльцо (литер В)-кирпичное отштукатуренное с каменным ступенями, обрушение штукатурки, разрушение кирпичной кладки боковых стенок крыльца, сколы на каменных ступенях ;\

        стены из полнотелого керамического кирпича, отштукатуренные, окрашенные, литер В-окрашены по кирпичу, Литер Б: повсеместно сход окрасочного слоя, локальные очаги выпадения штукатурки, десструкция кирпичной кладки нас участках выпавшей штукатурки. Литер А: вертикальные трещины на западном фасаде южного крыла, массовое обрушение штукатурки, деструкция поверхности кирпичной класдки;

        -крыша скатная, литер Б-покрытие кровли фальцевое из стали с полимерным покрытием, переход- покрытие кровли из профилированного листа, замятия карнизных выносов. Литер В: покрытие кровли из листов металлочерепицы, водосток не организован, обеспечен значительным карнизным выносом;

        -оконные заполнения деревянные окрашенные, часть древесины повреждена гнилью, расшатывание в угловых соединениях, шелушение окрасочного слоя, щели;

        -стены внутренних помещений окрашенные, на стенах литер Б имеются вертикальные трещины, а также в бетонного полу.

        Доступ инвалидов к зданию не обеспечен. Работы по сохранению объекта культурного наследия не проводились. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия правообладателю необходимо провести ремонтно-реставрационные работы. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» Кунгурским городским прокурором вынесено представление об устранении выявленных нарушений. ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено, признано законным и обоснованным. Вместе с тем до настоящего времени объект культурного наследия в нормативное состояние не приведен, ремонтно-реставрационные работы не проведены, доступ для инвалидов не обеспечен. Обязанность по финансированию мероприятий, связанных с приведением в нормативное состояние объекта культурного наследия регионального значения «Больница городская» возложена на Министерство здравоохранения <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в Министерство здравоохранения <адрес> Учреждением направлена заявка о выделении денежных средств на проведение проектно- изыскательных и ремонтно-реставрационных работ в отношении объекта. Из информации ответчика следует, что средства бюджета нас проведение работ Учредителем не выделены. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что правообладателем не в полной мере обеспечивает сохранность государственного имущества. Непринятие Учредителем и Учреждением мер по надлежащему исполнению требований законодательства об охране объектов культурного наследия исключает гарантированную государством защиту объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, что влечет угрозу утраты объекта культурного наследия, а также нарушает право неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.

Прокурор Захарова Ю.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» Боровых Г.Р. в судебном заседании просила увеличить сроки для проведения ремонтно-реставрационных работ до 2025 года, представила отзыв по иску.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, представил письменные возражения по иску, в которых указывает, что в настоящее время ведется работа по организации строительства в <адрес> новой взрослой поликлиники и последующая ее эксплуатация ведет к отказу от пользования зданием культурного наследия по адресу: <адрес>. Просит отказать истцу в удовлетворении требований в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения <адрес> выделить финансирование, признать Министерство ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес> в судебное заседание не явился, представил пояснения по иску, указывает, что обязанность по проведению ремонтно-реставрационных работ памятника истории и культуры регионального значения «Больница городская» лежит на ГБУЗ ПК «Кунгурская больница», а обязанность по выделению денежных средств на разработку научно-проектной документации на реставрацию на Министерстве здравоохранения <адрес>.

Представитель третьего лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> в судебное заседание не явился, извещался о дате и месте судебного заседания.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно ст.9.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, муниципальных округов или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют среди прочих органов, местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (далее - муниципальные органы охраны объектов культурного наследия).

В соответствии с п.1 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусмотрено, что требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Согласно п.п.1, 8 п.1 ст.47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 476 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено:

В соответствии с Уставом ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» -Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Кунгурская больница» образовано в результате реорганизации в форме слияния Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> « Кунгурская городская больница», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Ленская центральная районная больница».

В соответствии с п.1.5 Устава функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляют в пределах своей компетенции Министерство здравоохранения <адрес> и Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям <адрес>. Согласно п.3.1 Устава имущество Учреждения является государственной собственностью <адрес>. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущество обязано обеспечивать эффективное использование, обеспечивать его сохранность, надлежащий учет, осуществлять текущий и капитальный ремонт, поддерживать в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением состоянии, обеспечивать эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства (л.д. 11-26).

Из выписки ЕГРН следует, что здание площадью 517,8 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес> является выявленным объектом культурного наследия, представляющего собой историко-культурную ценность, правообладателем является ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» (л.д.27-36).

Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы территории объектов культурного наследия регионального значения «Корпус больничный», «Больница городская», расположенных по адресу: <адрес> (л.д.73-78).

На основании приказа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена опись предметов охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры регионального значения, расположенных на территории муниципального образования «<адрес>», в список входит «Больница городская» и «Корпус больничный» по адресу: <адрес> (л.д.67-72).

В соответствии с приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации «Больница городская», расположенная по адресу: <адрес> (л.д.53-66).

Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Кунгурского муниципального округа.

Согласно справке главного консультанта отдела государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ при визуальном осмотре объекта культурного наследия «Больница городская» по адресу: <адрес> выявлено :

общее состояние внешних и внутренних архитектурно-конструктивных элементов неудовлетворительное:

трещины разрушения отмостки, прорастание растительности в стыке между отмосткой и цоколем;

повсеместно очаговые обрушения штукатурного слоя, разрушение кирпича в лицевой кладке под действием природных факторов по всему периметру здания, выветривание кладочного раствора, локальные разрушения кладки;

широкое крыльцо на южном фасаде (литер Б) нас своде керамического кирпича, утрачены ступени, выпадают кирпичи из кладки массива крыльца;

        крыльцо (литер В)-кирпичное отштукатуренное с каменным ступенями, обрушение штукатурки, разрушение кирпичной кладки боковых стенок крыльца, сколы на каменных ступенях ;\

        стены из полнотелого керамического кирпича, отштукатуренные, окрашенные, литер В-окрашены по кирпичу, Литер Б: повсеместно сход окрасочного слоя, локальные очаги выпадения штукатурки, десструкция кирпичной кладки нас участках выпавшей штукатурки. Литер А: вертикальные трещины на западном фасаде южного крыла, массовое обрушение штукатурки, деструкция поверхности кирпичной класдки;

        -крыша скатная, литер Б-покрытие кровли фальцевое из стали с полимерным покрытием, переход- покрытие кровли из профилированного листа, замятия карнизных выносов. Литер В: покрытие кровли из листов металлочерепицы, водосток не организован, обеспечен значительным карнизным выносом;

        -оконные заполнения деревянные окрашенные, часть древесины повреждена гнилью, расшатывание в угловых соединениях, шелушение окрасочного слоя, щели;

        -стены внутренних помещений окрашенные, на стенах литер Б имеются вертикальные трещины, а также в бетонного полу

        -доступ инвалидов к зданию не обеспечен (л.д.39-52).

        По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Кунгурским городским прокурором вынесено представление в адрес ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, земельного законодательства (л.д.80-85).

        Из ответа ГБУЗ ПК «КБ» по результатам рассмотрения представления ГБУЗ ПК «КБ» следует, что нарушения в отношении охраны объекта культурного наследия вызваны отсутствием денежных средств, так как финансирование мероприятий может быть обеспечено только за счет целевых средств, выделенных бюджетом на проведение необходимых работ, указанные средства учреждению не выделялись» (л.д.86-87).

        ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ПК «КБ» обратилось в Министерство здравоохранения <адрес> с обращением о выделении денежных средств на проектные работы объектов культурного наследия (л.д.90, 91-95).

        Из информации главного врача о мерах принятых во исполнение представления следует, что в 2022 на объектах культурного наследия по адресу: <адрес> установлены информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объектах культурного наследия, учреждением получены задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. ГБУЗ ПК «КБ» является бюджетным учреждением. Из бюджета денежные средства не выделялись, дохода от предпринимательской деятельности не достаточно.Проведение учреждением работ по сохранению объектов культурного наследия за счет текущего финансирования не представляется возможным. В январе 2022 учредителю направлена заявка на выделение средств, ответ не получен, в 2023 планируется повторное направление заявки (л.д.86).

        ДД.ММ.ГГГГ исполняющая обязанность главного врача ГБУЗ ПК «КБ» обратилась в Министерство здравоохранения <адрес> о выделении денежных средства, предусмотренные при формировании приказа Министерства здравоохранения <адрес> в рамках подпрограммы « Качественное здравоохранение» для проведения в нормативное состояние в сумме 50 672 000 руб.

        Из информации Министерства здравоохранения <адрес> о рассмотрении заявки на выделение денежных средств в рамках реализации подпрограммы 3 ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» следует, что заявка от ДД.ММ.ГГГГ принята в свод и будет рассмотрена в сроки, предусмотренные Порядком отбора заявок.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что в действиях правообладателя усматриваются признаки нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 47.2, подпунктами 1, 8 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Вышеуказанные факты свидетельствуют о допущенных ответчиками нарушениях и о том, что сохранность муниципального имущества обеспечивается не в полной мере.

По результатам проверки прокурором было внесено представление в адрес ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени объект культурного наследия в нормативное состояние не приведен, ремонтно-реставрационные работы не проведены.

Непринятие мер по надлежащему исполнению требований законодательства об охране объектов культурного наследия исключает гарантированную государством защиту объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, что влечет угрозу утраты объекта культурного наследия, а также нарушает право неопределённого круга лиц на доступ к культурным ценностям.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; внебюджетные поступления; местные бюджеты.

Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Суд приходит к выводу, что обязанность по выделению денежных средств для проведения мероприятий по приведению объекта культурного наследия в нормативное состояние следует возложить на Министерство здравоохранения <адрес> в срок до 2024, оснований к увеличению данного срока, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает. Следует обязать ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» в течение двух лет после получения денежных средств от Министерства здравоохранения <адрес> провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Больница городская» нас основании разработанной и согласованной научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

На основании изложенного, рруководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать Министерство здравоохранения <адрес>(ИНН5902293308) в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» денежные средства на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия «Больница городская», а также денежные средства на его реставрацию,

обязать ГБУЗ ПК «Кунгурская больница» (ИНН5917004527) в течение двух лет после получения денежных средств от Министерства здравоохранения <адрес> провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Больница городская» на основании разработанной и согласованной научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кунгурский городской суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись Е.В.Власова

Копия верна. Судья                              Е.В.Власова

2-986/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кунгурский городской прокурор
Ответчики
ГБУЗ ПК "Кунгурская больница"
Министерство здравоохранения Пермского края
Другие
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Власова Елена Владимировна
Дело на странице суда
kungur.perm.sudrf.ru
10.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2023Подготовка дела (собеседование)
14.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее