Решение по делу № 2-335/2022 от 08.11.2022

                                                                                                                      2-335/2022

РЕШЕНИЕ

      Именем Российской Федерации

7 декабря 2022 года                                                       с. Черный Яр Астраханской области

Черноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,

при секретаре Сабуровой Э.Э.,

    с участием представителя истца – помощника прокурора Черноярского района Астраханской области Супрунюк М.М.,

    представителя ответчика МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации муниципального образования «Черноярский район» Баклаушевой Т.В.,

    представителя ответчика - администрации муниципального образования «Черноярский район» Каргина Е.М.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черноярского района Астраханской области к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», администрации муниципального образования «Черноярский район» о возложении обязанности обеспечить выполнение требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Черноярского района Астраханской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», администрации муниципального образования «Черноярский район» о возложении обязанности обеспечить выполнение требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что здание школы по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, относящееся к объектам функциональной пожарной опасности Ф 4.1 с массовым пребыванием людей (более 350 человек), в нарушение Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, действующих норм пожарной безопасности не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа. Данное обстоятельство может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью учащихся и работников, ставит под угрозу обеспечение общественной безопасности. Администрация муниципального образования «Черноярский район», являясь постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Черноярский район», в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения, в том числе обеспечивает финансирование работ по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, а также обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению противопожарной безопасности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и администрации муниципального образования «Черноярский район», обеспечивающего финансирование образовательных учреждений. В связи с этим, прокурор просил суд обязать МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности, а администрацию муниципального образования «Черноярский район» - произвести финансирование расходов на выполнение данных мероприятий.

В ходе судебного рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных действующим законодательством, по обеспечению требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, путем оборудования 1 этажа данного здания функциональной пожарной опасности Ф 4.1 с массовым пребыванием людей (более 350 человек) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, а администрацию муниципального образования «Черноярский район» произвести финансирование расходов на выполнение указанных мероприятий.

В судебном заседании помощник прокурора Черноярского района Астраханской области Супрунюк М.М. требования прокурора с учетом их уточнения поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков – администрации МО «Черноярский район» Каргин Е.М., МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» и третьего лица - Управления образования администрации муниципального образования «Черноярский район» Баклаушева Т.В. исковые требования признали полностью, с учетом объема мероприятий, которые подлежат выполнению, просили предоставить срок для устранения нарушений - три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного (неопределенного) числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Статьей 6 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и здоровое развитие.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе, на принципе приоритета жизни и здоровья человека.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с п. 2 ч. 6 данной статьи образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с абз. 2 ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 3 данного Федерального закона, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к числу которых относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющей права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также если выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Требуемый тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ) определяется в соответствии с таблицей 2 свода правил СП 3.131.30.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №173, (далее - СП 3.131.30.2009) в зависимости от функционального назначения и характеристик (нормативного показателя и этажности) здания.

Согласно пункту 14 таблицы 2 СП 3.131.30.2009 общеобразовательные учреждения с числом мест более 350 должны быть оснащены СОУЭ 3-го типа.

Аналогичные требования по оснащению зданий общеобразовательных организаций      системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре содержаться в пункте 18 приложения № 5 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 №1464.

В соответствии с требованиями таблицы 1 СП 3.13130.2009 СОУЭ 3-го типа предусматривает обязательность использования речевых пожарных оповещателей для оповещения людей о возникновении пожара и управления их поведением в процессе эвакуации.

Согласно пункту 4.8 СП 3.13130.2009 количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

В соответствии с п.п. «а» п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.

В ходе проведенной прокуратурой Черноярского района Астраханской области проверки установлено, что в нарушение вышеприведенных требований действующего законодательства, 1 этаж здания МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, относящегося к классу функциональной пожарной опасности Ф4.1 с массовым пребыванием людей (более 350 человек), не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, что подтверждается письмом начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Черноярскому району ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, представлением прокурора в адрес директора МКОУ «СОШ с. Вязовка» от ДД.ММ.ГГГГ, ответом МКОУ «СОШ с. Вязовка» на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> ФИО5 также показал, что здание МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», расположенное по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, относится к объектам функциональной пожарной опасности Ф4.1, согласно техническим характеристикам имеет вместимость более 350 человек, в связи с чем в силу требований законодательства о пожарной безопасности должно быть оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа. Вместе с тем, в ходе проведенной им 06.12.2022 проверки установлено, что 1 этаж здания школы данной системой не оснащен.

Факт отсутствия системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа ответчиками и представителем Управления образования администрации МО «Черноярский район» в судебном заседании также не оспаривался.

Данное нарушение способствует созданию условий для наступления негативных последствий в образовательном учреждении, связанных с причинением вреда жизни и здоровью учащихся и работников.

С учетом этого, требования прокурора о возложении обязанности оборудовать здание школы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа, предъявленные к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с Уставом МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» образовательное учреждение является некоммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме относится к казенным учреждениям. Учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Черноярский район». Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация МО «Черноярский район». Имущество образовательного учреждения закрепляется на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью района. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Черноярский район».

В силу ст. ст. 86, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 46 Устава муниципального образования «Черноярский район» к компетенции администрации района относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Черноярский район» по решению вопросов местного значения района в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Совета и распоряжениями Главы района.

В силу вышеприведенных требований действующего законодательства, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности школ, расположенных на территории муниципального района, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае - администрации МО «Черноярский район», которая обязана финансировать указанные мероприятия.

Вместе с тем, отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным казенным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.

Таким образом, администрация МО «Черноярский район», являясь постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Черноярский район», в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности, являясь учредителем образовательного учреждения - обеспечивает финансирование работ в этой области.

Факт отсутствия надлежащего финансирования со стороны администрации МО «Черноярский район» мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в здании МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» подтверждается материалами дела и ответчиками в силу ст. 56 ГПК РФ опровергнут не был.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора, предъявленные к администрации МО «Черноярский район», о возложении обязанности произвести финансирование расходов на оборудование здания МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая объем и характер работ, подлежащих выполнению, необходимость соблюдения требований законодательства при осуществлении процедуры формирования и получения необходимой документации, суд считает возможным установить МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» и администрацию муниципального образования «Черноярский район» срок для исполнения возлагаемой обязанности – в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Черноярского района Астраханской области к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», администрации муниципального образования «Черноярский район» о возложении обязанности обеспечить выполнение требований пожарной безопасности - удовлетворить.

Обязать МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных действующим законодательством, по обеспечению требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, путем оборудования 1 этажа данного здания функциональной пожарной опасности Ф 4.1 с массовым пребыванием людей (более 350 человек) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа.

Обязать администрацию муниципального образования «Черноярский район» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов на выполнение мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности в здании МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», расположенном по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, путем оборудования 1 этажа данного здания функциональной пожарной опасности Ф 4.1 с массовым пребыванием людей (более 350 человек) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа.

    Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

            Судья                                                                                                  О.А. Серебренникова

Мотивированное решение изготовлено 12.12.2022

2-335/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Черноярского района
Ответчики
МКОУ "СОШ с.Вязовка"
Администрация МО "Черноярский район"
Другие
Представитель Управления образования администрации МО "Черноярский район" Баклаушева Т.В.
Суд
Черноярский районный суд Астраханской области
Судья
Серебренникова О.А.
Дело на странице суда
chernoyarsky.ast.sudrf.ru
08.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2022Передача материалов судье
09.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2022Подготовка дела (собеседование)
17.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2022Судебное заседание
07.12.2022Судебное заседание
07.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее