2-335/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 декабря 2022 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,
при секретаре Сабуровой Э.Э.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Черноярского района Астраханской области Супрунюк М.М.,
представителя ответчика МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации муниципального образования «Черноярский район» Баклаушевой Т.В.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования «Черноярский район» Каргина Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черноярского района Астраханской области к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», администрации муниципального образования «Черноярский район» о возложении обязанности обеспечить выполнение требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Черноярского района Астраханской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», администрации муниципального образования «Черноярский район» о возложении обязанности обеспечить выполнение требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что здание школы по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, относящееся к объектам функциональной пожарной опасности Ф 4.1 с массовым пребыванием людей (более 350 человек), в нарушение Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, действующих норм пожарной безопасности не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа. Данное обстоятельство может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью учащихся и работников, ставит под угрозу обеспечение общественной безопасности. Администрация муниципального образования «Черноярский район», являясь постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Черноярский район», в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения, в том числе обеспечивает финансирование работ по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, а также обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению противопожарной безопасности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и администрации муниципального образования «Черноярский район», обеспечивающего финансирование образовательных учреждений. В связи с этим, прокурор просил суд обязать МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности, а администрацию муниципального образования «Черноярский район» - произвести финансирование расходов на выполнение данных мероприятий.
В ходе судебного рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных действующим законодательством, по обеспечению требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, путем оборудования 1 этажа данного здания функциональной пожарной опасности Ф 4.1 с массовым пребыванием людей (более 350 человек) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, а администрацию муниципального образования «Черноярский район» произвести финансирование расходов на выполнение указанных мероприятий.
В судебном заседании помощник прокурора Черноярского района Астраханской области Супрунюк М.М. требования прокурора с учетом их уточнения поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков – администрации МО «Черноярский район» Каргин Е.М., МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» и третьего лица - Управления образования администрации муниципального образования «Черноярский район» Баклаушева Т.В. исковые требования признали полностью, с учетом объема мероприятий, которые подлежат выполнению, просили предоставить срок для устранения нарушений - три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного (неопределенного) числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статьей 6 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и здоровое развитие.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе, на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 данной статьи образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с абз. 2 ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 3 данного Федерального закона, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к числу которых относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющей права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также если выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Требуемый тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ) определяется в соответствии с таблицей 2 свода правил СП 3.131.30.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №173, (далее - СП 3.131.30.2009) в зависимости от функционального назначения и характеристик (нормативного показателя и этажности) здания.
Согласно пункту 14 таблицы 2 СП 3.131.30.2009 общеобразовательные учреждения с числом мест более 350 должны быть оснащены СОУЭ 3-го типа.
Аналогичные требования по оснащению зданий общеобразовательных организаций системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре содержаться в пункте 18 приложения № 5 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 №1464.
В соответствии с требованиями таблицы 1 СП 3.13130.2009 СОУЭ 3-го типа предусматривает обязательность использования речевых пожарных оповещателей для оповещения людей о возникновении пожара и управления их поведением в процессе эвакуации.
Согласно пункту 4.8 СП 3.13130.2009 количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.
В соответствии с п.п. «а» п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
В ходе проведенной прокуратурой Черноярского района Астраханской области проверки установлено, что в нарушение вышеприведенных требований действующего законодательства, 1 этаж здания МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, относящегося к классу функциональной пожарной опасности Ф4.1 с массовым пребыванием людей (более 350 человек), не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, что подтверждается письмом начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Черноярскому району ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, представлением прокурора в адрес директора МКОУ «СОШ с. Вязовка» от ДД.ММ.ГГГГ, ответом МКОУ «СОШ с. Вязовка» на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> ФИО5 также показал, что здание МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», расположенное по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, относится к объектам функциональной пожарной опасности Ф4.1, согласно техническим характеристикам имеет вместимость более 350 человек, в связи с чем в силу требований законодательства о пожарной безопасности должно быть оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа. Вместе с тем, в ходе проведенной им 06.12.2022 проверки установлено, что 1 этаж здания школы данной системой не оснащен.
Факт отсутствия системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа ответчиками и представителем Управления образования администрации МО «Черноярский район» в судебном заседании также не оспаривался.
Данное нарушение способствует созданию условий для наступления негативных последствий в образовательном учреждении, связанных с причинением вреда жизни и здоровью учащихся и работников.
С учетом этого, требования прокурора о возложении обязанности оборудовать здание школы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа, предъявленные к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с Уставом МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» образовательное учреждение является некоммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме относится к казенным учреждениям. Учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Черноярский район». Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация МО «Черноярский район». Имущество образовательного учреждения закрепляется на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью района. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Черноярский район».
В силу ст. ст. 86, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 46 Устава муниципального образования «Черноярский район» к компетенции администрации района относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Черноярский район» по решению вопросов местного значения района в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Совета и распоряжениями Главы района.
В силу вышеприведенных требований действующего законодательства, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности школ, расположенных на территории муниципального района, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае - администрации МО «Черноярский район», которая обязана финансировать указанные мероприятия.
Вместе с тем, отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным казенным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.
Таким образом, администрация МО «Черноярский район», являясь постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Черноярский район», в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности, являясь учредителем образовательного учреждения - обеспечивает финансирование работ в этой области.
Факт отсутствия надлежащего финансирования со стороны администрации МО «Черноярский район» мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в здании МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» подтверждается материалами дела и ответчиками в силу ст. 56 ГПК РФ опровергнут не был.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора, предъявленные к администрации МО «Черноярский район», о возложении обязанности произвести финансирование расходов на оборудование здания МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем и характер работ, подлежащих выполнению, необходимость соблюдения требований законодательства при осуществлении процедуры формирования и получения необходимой документации, суд считает возможным установить МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» и администрацию муниципального образования «Черноярский район» срок для исполнения возлагаемой обязанности – в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Черноярского района Астраханской области к МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», администрации муниципального образования «Черноярский район» о возложении обязанности обеспечить выполнение требований пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных действующим законодательством, по обеспечению требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, путем оборудования 1 этажа данного здания функциональной пожарной опасности Ф 4.1 с массовым пребыванием людей (более 350 человек) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа.
Обязать администрацию муниципального образования «Черноярский район» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов на выполнение мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности в здании МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка», расположенном по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Вязовка, ул. Школьная, 1, путем оборудования 1 этажа данного здания функциональной пожарной опасности Ф 4.1 с массовым пребыванием людей (более 350 человек) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья О.А. Серебренникова
Мотивированное решение изготовлено 12.12.2022