УИД 75RS0021-01-2023-000284-57
Гражданское дело №2–199/2023
Категория 2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2023 года
село Улёты Улётовского района Забайкальского края
Улётовский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Крюковой О.Н.,
при секретаре Рябоконь Н.К.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора
Улётовского района Забайкальского края Кононыхина А.С.
в защиту интересов Комарова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов Комарова И.А. к государственному учреждению здравоохранения «Улётовская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании задолженности по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, компенсации за несвоевременную оплату, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд, ссылаясь на следующее.
адрес по поручению прокуратуры края проведена проверка исполнения трудового законодательства государственным учреждением здравоохранения «Улетовская центральная районная больница». В соответствии со ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы. Статьёй 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Под заработной платой (оплата труда работника) согласно ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть заработная плата состоит из вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат. В соответствии со ст.ст.114, 136 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. В целях реализации поручений Президента Российской Федерации по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №Пр-665, Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (далее – постановление Правительства Российской Федерации №). Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N415, от ДД.ММ.ГГГГ N1762 утверждены Правила предоставления в 2022-2022 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее – постановления Правительства Российской Федерации №№, 1762). Письмом Минздрава Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/И/1-6965 медицинским организациям дано разъяснение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации №, №, согласно которому выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, которые продолжают применяться в соответствии со ст.423 Трудового кодекса Российской Федерации. При расчете среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск учитываются стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам за работу с больными коронавирусом и работникам стационарных организаций соцобслуживания (стационарных отделений, созданных в нестационарных организациях) за оказание соцуслуг гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения ею, а также за дополнительную нагрузку медработникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против коронавируса (п.14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии со ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Комарова И.А. работает в государственном учреждении здравоохранения «Улетовская центральная районная больница» заведующей-фельдшер. По информации государственного учреждения здравоохранения «Улетовская центральная районная больница» перед указанным работником имеется задолженность по начисленной, но не выплаченной заработной плате (отпускные за 2020-2022 год) в сумме данные изъяты. На основании ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать законы и иные подзаконные нормативные акты и выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату. Средства федерального бюджета в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат стимулирующего характера предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов на основании ст.132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Государственное учреждение здравоохранения «Улетовская центральная районная больница» является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств учредителя, которым является Министерство здравоохранения Забайкальского края, финансовое обеспечение которого осуществляется Министерством финансов Забайкальского края. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в государственное учреждение здравоохранения «Улетовская центральная районная больница» внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, в связи с наличием перед работниками учреждения задолженности по оплате отпускных. Из ответа на указанное представление следует, что задолженность перед работниками не погашена, финансирование на эти цели не поступало. Таким образом, учитывая позицию государственного учреждения здравоохранения «Улетовская центральная районная больница», Министерства здравоохранения края, направление заявления мировому судье в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является нецелесообразным. В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам они не могут сами обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В данном случае, учитывая нарушение трудовых прав, прокурор вправе обратиться в суд в интересах заявителя Комарова И.А.
Просил:
-взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Улетовская центральная районная больница» в пользу Комарова И.А. задолженность по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 12 279 рублей 55 копеек, а также компенсацию за несвоевременную оплату,
-обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать государственное учреждение здравоохранения «Улетовская центральная районная больница» денежными средствами для выплаты задолженности по отпускным, компенсации за задержку выплаты отпускных Комарова И.А..
Процессуальный истец помощник прокурора Улётовского района Забайкальского края Кононыхина А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования, заявленные в защиту Комарова И.А. ы, суду дал пояснения, согласующиеся с содержанием искового заявления, в связи с установленными в судебном заседании обстоятельствами и заявлением ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности уточнил заявленные исковые требования, просил:
-взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» № в пользу Комарова И.А. задолженность по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в размере данные изъяты,
-обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» № начислить и выплатить Комарова И.А. компенсацию за нарушение сроков оплаты отпусков в соответствии с требованиями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации,
-обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края № при поступлении средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, профинансировать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» № денежными средствами на выплату Комарова И.А. указанной задолженности.
Материальный истец Комарова И.А., надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, суду представила заявление, которым просила дело рассмотреть в её отсутствие, письменно поддержала исковые требования, заявленные в её интересах прокурором Улётовского района Забайкальского края.
Представитель ответчика – государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» на основании доверенности ФИО5, надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, суду представила заявление, которым просила дело рассмотреть в её отсутствие, так же суду представила отзыв на исковое заявление прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов Комарова И.А., которым обратила внимание суда на то что задолженность по оплате отпуска с учетом стимулирующих возникла за 2020-2022 годы. При этом, согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. В связи с указанным обстоятельством просила рассмотреть вопрос о пропуске исковой давности по обращению в суд за взысканием сформировавшейся задолженности по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат и возможности снижения суммы взыскания.
Представитель ответчика – государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» на основании прав по должности – главный врач государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» ФИО6 в дополнение просил освободить государственное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» от судебных расходов, в связи с тем, что государственное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» является бюджетным учреждением, оказывающим медицинскую помощь, социально-ориентированной организацией, которая не может исполнить обязанности работодателя ввиду отсутствия финансирования из бюджета, принимает меры к поиску вариантов исполнения своих обязанностей с использованием иных статей расходов, фактически исковые требования по основаниям и объему признает, имеет кредиторскую задолженность в размере 116,1 млн. руб., в том числе просроченную имеет кредиторскую задолженность в размере 99,9 млн. руб.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Забайкальского края, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель ответчика – Министерства финансов Забайкальского края на основании доверенности ФИО7, надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, суду представила заявление, которым просила дело рассмотреть в её отсутствие, так же суду представила возражения против удовлетворения исковых требований прокурора Улётовского района Забайкальского края, которыми просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов Комарова И.А., так как Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу. Министерство финансов Забайкальского края, рассмотрев исковое заявление прокурора Улётовского района в интересах Комарова И.А. к Государственному учреждению здравоохранения «Улётовская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании задолженности по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, компенсации за несвоевременную оплату, возложении обязанности совершить действия, исковые требования не признает полностью, считает, что не является надлежащим ответчиком по делу, возражает относительно удовлетворения заявленных требований, считает, что истцом пропущен срок исковой давности, по следующим основаниям. Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. На основании статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать законы и иные подзаконные нормативные акты и выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату. Как следует из искового заявления материальный истец является работником государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница», перед указанным работником имеется задолженность по оплате отпуска в размере, следовательно, при обоснованности исковых требований взыскание задолженности по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат и компенсацию за несвоевременную оплату следует производить с работодателя - государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница». Относительно заявленных исковых требований в части обязанности финансирования Министерством финансов Забайкальского края, Министерством здравоохранения Забайкальского края государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» на выплату задолженности по оплате отпусков медицинским работникам Министерство финансов Забайкальского края поясняет следующее. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В целях реализации Постановления № Правительством Забайкальского края принято Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», которым устанавливается размер выплаты, категории медицинских работников, методика определения размера денежных выплат, определен главный распорядитель бюджетных средств на уровне Забайкальского края. Необходимо отметить, что Постановление № не устанавливает новых расходных обязательств Забайкальского края, а лишь устанавливает порядок использования иных межбюджетных трансфертов (средств федерального бюджета), предоставленных из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Таким образом, выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, осуществлялись за счет средств федерального бюджета. Необходимо отметить, что выплаты на обеспечение расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020, 2021 годах предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, также осуществлялись за счет средств федерального бюджета (средств резервного фонда Правительства Российской Федерации), что подтверждается следующими правовыми актами: 2020 год:
постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р (http://publication.pravo.gov.ru, дата опубликования ДД.ММ.ГГГГ, номер опубликования №);
распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р (http://publication.pravo.gov.ru, дата опубликования ДД.ММ.ГГГГ, номер опубликования №).
Постановлением № утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели. В соответствии с пунктами 1, 2 Правил № установлено, что иные межбюджетные трансферты в 2020 году предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации. Согласно Распоряжению №-р от ДД.ММ.ГГГГ Министерству здравоохранения Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 4025,6 млн. рублей на предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, в том числе распределены бюджетные ассигнования бюджету Забайкальского края в размере 22 643,1 тыс. рублей. Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ Министерству здравоохранения Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 7 715 003,6 тыс. рублей на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, в том числе распределены бюджетные ассигнования бюджету Забайкальского края в размере 50 765,5 тыс. рублей.
2021 год:
1) постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важныхработ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели»;
2) распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р (http://publication.pravo.gov.ru, дата опубликования ДД.ММ.ГГГГ, номер опубликования №).
Постановлением № утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели. В соответствии с пунктами 1, 2 Правил № установлено, что иные межбюджетные трансферты в 2021 году предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ Министерству здравоохранения Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 6 944 083 тыс. рублей на предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, в том числе распределены бюджетные ассигнования бюджету Забайкальского края в размере 46 214,2 тыс. рублей. Из анализа вышеприведенных норм следует, что Министерству здравоохранения Российской Федерации, как главному распорядителю средств федерального бюджета, из резервного фонда Правительства Российской Федерации были представлены бюджетные ассигнования на выплату расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 и 2021 годах предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели. Средства федерального бюджета на обеспечение расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам в 2020 и 2021 годах предоставлены бюджету Забайкальского края и доведены в полном объеме до главного распорядителя бюджетных средств Забайкальского края - Министерства здравоохранения Забайкальского края, однако федеральные средства были выделены в недостаточном объеме, что привело к образованию задолженности по оплате отпусков и выплат компенсации за неиспользованный отпуск медицинским и иным работникам. Таким образом, в настоящее время погашение задолженности, связанной с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, в том числе работникам ГУЗ «Улётовская ЦРБ», до предоставления бюджету Забайкальского края бюджетных ассигнований из федерального бюджета (средств резервного фонда Правительства Российской Федерации) не представляется возможным. Министерство финансов Забайкальского края считает, что выплаты по оплате отпусков и выплат компенсации за неиспользованный отпуск медицинским и иным работникам подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета, в том числе средств, поступивших из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а надлежащими ответчиками по настоящему делу являются федеральные органы власти, в частности, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, в силу того, что обязательства по данному виду расходов являются обязательствами Российской Федерации, принятыми, в том числе, в соответствии с нормативными актами, указанными в настоящем отзыве. Кроме того, из анализа судебной практики, например, решение Борзинского городского суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленному без изменения судебной коллегией по гражданским делам адресвого суда апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что обязанность дополнительного финансирования Министерства здравоохранения Забайкальского края возникает только при поступлении средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Также, Министерство финансов Забайкальского края просит суд при взыскании суммы задолженности по заработной плате (оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, компенсации за несвоевременную оплату) применить срок исковой давности по данной категории дела.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Представитель третьего лица – Министерства здравоохранения Российской Федерации, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, против удовлетворения исковых требований не возражал.
В соответствии с ч.1 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
На основании изложенного суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие материального истца Комарова И.А., представителей ответчиков: государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница», Министерства здравоохранения Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, представителей третьих лиц: Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
Выслушав объяснения процессуального истца – прокурора Улётовского района Забайкальского края, ознакомившись с позициями не явившихся в судебное заседание участников процесса: материального истца Комарова И.А., поддержавшей заявленные исковые требования, представителей ответчиков: государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница», возражавшего против удовлетворения заявленных исковых требований, Министерства здравоохранения Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, возражавшего против удовлетворения заявленных исковых требований, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, исследовав представленные доказательства, оценив их на предмет относимости и допустимости, а их совокупность на предмет достаточности для принятия окончательного решения по гражданскому делу, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Приходя к указанному выводу, суд исходит из нижеследующего.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Процессуальным истцом – прокурором Улётовского района Забайкальского края доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, представлены доказательства, положенные в основу принятого судом решения.
Приходя к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в части взыскания с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» № в пользу Комарова И.А. задолженность по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в размере данные изъяты, возложении обязанности на государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» № начислить и выплатить Комарова И.А. компенсацию за нарушение сроков оплаты отпусков в соответствии с требованиями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Забайкальского края № при поступлении средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, профинансировать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» № денежными средствами на выплату Комарова И.А. указанной задолженности, суд исходит из нижеследующего.
В силу ст.ст. 27, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Необходимость обращения прокурора Улётовского района Забайкальского края с рассматриваемым иском в суд обусловлена обращением Комарова И.А. с заявлением в прокуратуру в целях защиты нарушенных трудовых прав.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст.5 Трудового кодекса Российской Федерации Трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату ему заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанностями работодателя, в частности, являются соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В соответствии с Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК "О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений" районный коэффициент (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с федеральным законом) составляет 1,4.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшим в редакции ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Согласно п.2 указанного постановления Правительства Российской Федерации оно распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В соответствии с п.2 указанного постановления Правительства Российской Федерации оно распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12 (1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц (пп. «а»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что указанные надбавки учитываются в расчете средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись такие выплаты.
Поскольку в силу вышеприведенных норм трудового законодательства выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, к ним применяются коэффициенты за работу в местностях с особыми климатическими условиями в установленных размерах.
Таким образом, исчисленная в соответствии с предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № порядком определения размера выплаты, в процентном соотношении к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2020 года сумма стимулирующих выплат подлежит начислению работникам с учетом требований об оплате труда с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, это же требование должно распространять при начислении работнику выплат в связи с уходом в очередной отпуск.
В соответствии с ч.1 ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Судом установлено, что Комарова И.А. в 2021-2022 годах работала заведующей-фельдшер в государственном учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. За отработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В 2021 году она оказывала медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, получала стимулирующие выплаты на основании постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Ей были начислены, но не выплачены отпускные с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в размере данные изъяты.
Указанные обстоятельства не оспаривались в ходе рассмотрения дела. Правильность произведенного расчета сомнений у суда не вызывает, поскольку он составлен бухгалтерией государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» и сторонами не оспаривается.
Отсутствие финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Право работника на получение заработной платы и иных выплат должно быть реализовано за счет работодателя. Выделение федеральных средств были в недостаточном объеме, что привело к образованию задолженности по оплате отпусков и выплат компенсации за неиспользованный отпуск медицинским и иным работникам, не умаляет право работника на получение причитающихся ему выплат в полном объеме.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в указанном размере.
Поскольку в нарушение вышеприведенных норм закона государственным учреждением здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» отпускные Комарова И.А. своевременно выплачены не были, с учетом установленных по делу обстоятельств, подлежат удовлетворению исковые требования о возложении на государственное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» начислить и выплатить Комарова И.А. компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Средства федерального бюджета в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат стимулирующего характера, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов на основании статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данной статьей предусмотрен порядок заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов.
Согласно части 2 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти соглашения, а также дополнительные соглашения к ним, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил № установлено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели.
Правила № устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на вышеуказанные цели (п.2 Правил №).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели.
Согласно указанным правилам иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на цели, указанные в пункте 1 Правил.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на вышеуказанные цели (п.2 Правил №).
Условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты (п.3 Правил №).
Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления иного межбюджетного трансферта является факт осуществления субъектом Российской Федерации в 2020 году в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации выплат стимулирующего характера медицинским работникам (п.4 Правил №).
Наличие заявки субъекта Российской Федерации о предоставлении иного межбюджетного трансферта Правилами № не предусмотрено.
Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (п.5 Правил №).
Размер иного межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации определялся в соответствии с п.7 Правил №.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р Забайкальскому краю на указанные цели из резервного фонда Правительства Российской Федерации распределено 22 463,1 тыс. рублей, распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р – 50 765,5 тыс. рублей, распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р – 46 214,2 тыс. рублей.
Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Забайкальского края, в редакции дополнительного соглашения, иной межбюджетный трансферт в 2020 году составляет 73 408 600 рублей, в 2021 году составляет 46 214 200 рублей (п.2.2 соглашения).
Пунктом 4 постановления Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № обязанность направления медицинским организациям средств, предоставленных бюджету Забайкальского края в форме иных межбюджетных трансфертов, для осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, возложена на Министерство здравоохранения Забайкальского края.
Таким образом, Министерство здравоохранения Забайкальского края обязано при поступлении средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, направить соответствующие денежные средства государственному учреждению здравоохранения «Улётовская центральная районная больница».
Приходя к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края, суд исходит из нижеследующего.
Согласно Положению о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом Забайкальского края, которое организует исполнение бюджета в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Министерство финансов Забайкальского края не финансирует непосредственно государственные учреждения здравоохранения, в том числе «Улётовскую центральную районную больницу», а лишь распределяет предоставленные бюджету Забайкальского края бюджетные ассигнования из федерального бюджета (средств резервного фонда Правительства Российской Федерации), из которых должна быть погашена задолженности, связанная с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, в том числе работникам государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница».
Правовые основания по возложению обязанности на Министерство финансов Забайкальского края по финансированию задолженности по заработной плате работнику государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» отсутствуют.
Министерством финансов Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации были представлены Министерству здравоохранения Российской Федерации, как главному распорядителю средств федерального бюджета, бюджетные ассигнования на выплату расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 и 2021 годах предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели. Средства федерального бюджета на обеспечение расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам в 2020 и 2021 годах предоставлены бюджету Забайкальского края и доведены в полном объеме до главного распорядителя бюджетных средств Забайкальского края – Министерства здравоохранения Забайкальского края. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансферов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» устанавливается размер выплаты, категории медицинских работников, методика определения размера денежных выплат, определен главный распорядитель бюджетных средств на уровне Забайкальского края. Постановление № не устанавливает новых расходных обязательств Забайкальского края, а лишь устанавливает порядок использования иных межбюджетных трансфертов (средств федерального бюджета), предоставленных из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, осуществлялись за счет средств федерального бюджета, за счет этих же средств должны быть произведены выплаты, заявленные в рассматриваемом исковом заявлении. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому иску.
Ходатайство ответчиков государственного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» и Министерства финансов Забайкальского края о применении последствий пропуска срока исковой давности удовлетворению не подлежит, так как срок исковой давности при подаче рассматриваемого искового заявление истцом не пропущен. Приходя к указанному выводу, суд исходит из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком
В соответствии с ч.2 ст.200 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В соответствии с п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п.1 ст.204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Комарова И.А. ДД.ММ.ГГГГ узнала или должна была узнать о нарушении своего права на полную оплату отпуска с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и об образовавшейся задолженности по заработной плате в размере данные изъяты. Исковое заявление о защите указанного нарушенного права поступило в Улётовский районный суд Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, за разрешением индивидуального трудового спора о неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, истец обратился в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, не пропустил срок исковой давности, оснований для удовлетворения ходатайства ответчиков о применении последствий пропуска срока исковой давности не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решения суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрение дела.
В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Материальный истец Комарова И.А. и процессуальный истец прокурор Улётовского района Забайкальского края в соответствии с подпунктами 1 и 9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, ответчик от уплаты судебных расходов в соответствии с налоговым законодательством не освобожден.
В соответствии с ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что государственное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» является бюджетным учреждением, оказывающим медицинскую помощь, социально-ориентированной организацией, которая не может исполнить обязанности работодателя ввиду отсутствия финансирования из бюджета, принимает меры к поиску вариантов исполнения своих обязанностей с использованием иных статей расходов, фактически исковые требования по основаниям и объему признает, имеет кредиторскую задолженность в размере 116,1 млн. руб., в том числе просроченную имеет кредиторскую задолженность в размере 99,9 млн. руб., суд приходит к выводу о возможности освободить учреждение от судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины по настоящему делу и отнести их за счет федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Улётовского района Забайкальского края в защиту интересов Комарова И.А. удовлетворить частично.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» № в пользу Комарова И.А. задолженность по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в размере данные изъяты.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» № начислить и выплатить Комарова И.А. компенсацию за нарушение сроков оплаты отпусков в соответствии с требованиями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края № при поступлении средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, профинансировать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» № денежными средствами на выплату Комарова И.А. указанной задолженности.
В удовлетворении требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать.
Освободить государственное учреждение здравоохранения «Улётовская центральная районная больница» от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета.
В соответствии со статьёй 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Улётовский районный суд Забайкальского края.
Решение в окончательной форме принято 31 июля 2023 года.
Председательствующий судья О.Н.Крюкова