Дело №2а-11467/2019 УИД 14RS0035-01-2019-016078-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 13 ноября 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., при секретаре Ноевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ш. к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
Ш. обратился в суд с иском о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, в обоснование указано на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____. Административным истцом в орган местного самоуправления подано заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, однако решением Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска истцу отказано в предоставлении разрешения на строительство объекта капитального строительства в связи с расположением индивидуального жилого дома между квартальной «красной линии» кварталов «167» и «170» на участке улично-дорожной сети общего пользования. Истцом жилой дом уже построен. Согласно выгрузке с сайта «Геопортал Якутск» максимальное расстояние от проходящих вдоль юго-восточной стороны земельного участка «красных линий» составляет 3,37 метров, отступ от северо-восточной стороны составляет минимум 7,63 метра, а значит жилой дом размещен в месте допустимого значения. Просит признать отказ незаконным и обязать орган местного самоуправления устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
В судебном заседании административный истец Ш. его представитель по доверенности А. заявление поддержали, просили удовлетворить, суду пояснили, что земельный участок приобретен по договору дарения, оформлен под индивидуальное жилищное строительство, на участке расположено жилое помещение – дом, истец обратился в орган местного самоуправления за разрешением на строительство после постройки жилого дома, отказ органа местного самоуправления нарушает права административного истца на владение, пользование и распоряжением своим имуществом, полагали срок не пропущенным, неоднократно обращались по данному вопросу, однако, полагали возможным восстановить срок, пропущенный по уважительной причине.
Представитель административного ответчика по доверенности Попов А.А. в судебном заседании с заявлением не согласился, полагал отказ законным, обоснованным, суду пояснил, что согласно Генеральному плану городского округа «город Якутск», утвержденному постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 16 марта 2005 года ПГС № 30-1, находится в функциональной зоне коммунально-складского назначения и отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне Ж-2А невозможно, поскольку земельный участок не соответствует действующему градостроительному регламенту, оснований для выдачи разрешения на строительство у органа местного самоуправления не имелось, истцом пропущен срок обращения в суд.
Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и статьей 4 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу абз.1 п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Судом установлено, что административному истцу Ш. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 706 +/-6 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____, категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования под жилой дом, для жилищного строительства, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ____. В особых отметках указано на вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ с ____ на основании Кадастрового плана территории от ____ №№.
Административный истец ____ обратился в Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, с приложением топоосновы.
Согласно уведомлению о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска ____ за № в соответствии требованиям Правил землепользования и застройки ГО «Город Якутск», утвержденным нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года №169-НПА, проектируемый жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: ____, расположен между квартальной «Красной линии» кварталов «167» и «170» на участке улично-дорожной сети общего пользования.
В выписке из протокола заседания рабочей группы, образованной из сотрудников ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг РС(Я)», по рассмотрению решений об отказе в предоставлении муниципальных услуг от ____ № указано, что согласно топосъемке от ____ жилой дом построен, красные линии проходят с юго-восточной стороны земельного участка, максимальное расстояние от проходящих вдоль юго-восточной стороны земельного участка красных линий составляет 3,37 метров, отступ от северо-восточной стороны составляет минимум 7.63 метра, проектируемый индивидуальный жилой дом размещается в месте допустимого значения.
Департаментом градостроительства Окружной администрации города Якутска ____ письменным ответом № на обращение Ш. от ____ № для установления градостроительного зонирования рекомендовано обратиться в Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», поскольку по сведениям ГИС ИНГЕО земельный участок с кадастровым номером № расположен в неустановленной территориальной зоне.
В соответствии с п.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Согласно пп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
____ № Управлением архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска на обращение Ш. отказано во внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования, поскольку земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____, согласно Генеральному плану городского округа «округа Якутск», утвержденному постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 16 марта 2005 года ПГС №30-1, находится в функциональной зоне коммунально-складского назначения. Таким образом, проект нормативного правового акта Якутской городской Думы, которым вносится изменения в карту зон градостроительных регламентов, в части отнесения рассматриваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-2А – зона застройки одно-двухквартирными жилыми домами и приквартирными участками на территории г. Якутска не будет согласован прокуратурой города Якутска. В соответствии с законодательством территориальные зоны городского округа должны соответствовать генеральным планам городского округа.
Таким образом, на момент обращения Ш. в Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска на данном земельном участке отсутствовало место допустимого размещения объекта капитального строительства по причине несоответствия проектной документации Генеральному плану городского округа «округа Якутск», согласно которому территориальная зона, в которой расположен земельный участок административного истца, относится в функциональной зоне коммунально-складского назначения.
Вышеуказанный ответ на обращение истца Ш. от ____ носит информативный характер, поэтому нарушения прав истца суд в данном случае не усматривает, фактически данное действие истцом не оспаривается.
Положениями п.п. 2, 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно ч.1 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
В силу ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Исходя из толкования указанных норм права, законодателем ограничено право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, земельный участок, принадлежащий административному истцу под индивидуальную жилую застройку, в настоящее время расположен в функциональной зоне коммунально-складского назначения.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство (в том числе на реконструкцию объекта капитального строительства) представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. При этом в силу п.2 ч.11.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу ч. 3 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
Согласно ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются отсутствие документов, предусмотренных ч.ч.7, 9 указанной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требования проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
С 4 августа 2018 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Частью 15 статьи 55 указанного кодекса предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу указанного выше федерального закона начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе был до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ).
Из содержания названных норм следует, что с 4 августа 2018 года строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требуют получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса; статья 17 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ).
При этом, как установлено судом, ни действия по получению разрешения на строительство по ранее действующему законодательству, ни уведомление о планируемом строительстве или реконструкции административным истцом произведены не были, в настоящее время жилой дом возведен и используется истцом по назначению, испрашиваемый им документ необходим для проведения государственной регистрации права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом действия органа местного самоуправления основаны на законе, нарушения прав и законных интересов административного истца суд не усматривает и в удовлетворении исковых требований следует отказать, суд не вправе возложить на орган местного самоуправления не предусмотренную действующим законодательством обязанность. Истец вправе в порядке искового производства обратиться с требованием о признании права на объект недвижимости с последующей регистрацией права в установленном законом порядке при удовлетворении требований.
Также суд полагает, что истцом пропущен срок обращения в суд в части оспаривания уведомления о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска ____ за №.
Согласно статье 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Как установлено в судебном заседании, о наличии оспариваемого уведомления истцу стало известно не позднее ____, что следует из содержания его обращения от ____ года (л.д. 14). Между тем, с исковым заявлением в нарушение требований ст.219 КАС РФ истец обратился ____, то есть с пропуском установленного законом срока.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ). Оснований полагать, что административному истцу до обращения с настоящим иском не было известно о принятии муниципальным органом оспариваемого решения, не имеется. Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом искового заявления в установленный законом срок и в соответствии с требованиями действующего законодательства, по настоящему делу не выявлено. Административным истцом доказательств наличия уважительных причин пропуска срока в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства суду не представлено. Ссылка на неоднократные обращения судом отклоняется, поскольку из представленных обращений видно, что они не связаны с вопросом выдачи разрешения на строительство, а касаются наличия обременения земельного участка, о наличии которых истцу стало известно из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ____.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок обращения в суд с административным иском Ш. пропущен без уважительной причины, доказательств обратного суду не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска и по данному основанию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Ш. к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья п/п Л.В. Удалова
Копия верна.
Судья Л.В. Удалова
Секретарь В.В. Ноева
Решение изготовлено 15 ноября 2019 года.