Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 02 марта 2021 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Скворцовой Е.А.,
с участием истца Сорокина Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина Дмитрия Игоревича к Министерству социального развития Московской области о возмещении компенсации расходов по оплате жилого помещения ветерану боевых действий,
Установил:
Истец Сорокин Д.И. предъявил к ответчику – Балашихинское Управление социально защиты населения иск, в котором просит суд признать незаконным решение Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области №<данные изъяты> от 31.12.2019 г., признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту его фактического проживания в жилом помещении на основании договора пользования служебным помещением №<данные изъяты> от 06 ноября 2019 года по адресу: г. <адрес>, обязать Министерство социального развития Московской области возмещать расходы по оплате жилого помещения в размере 50%, начиная с 28 декабря 2019 года. В обоснование иска указывает о том, что 26 мая 2006 года он получил удостоверение ветерана боевых действий. В настоящее время проходит военную службу в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных сил Российской Федерации». С 01 октября 2019 года он и члены его семьи были зарегистрированы по юридическому адресу воинской части (по месту прохождения военной службы): <адрес> В связи с тем, что указанный адрес, является адресом дислокации Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных сил Российской Федерации» и является служебным государственным учреждением Вооруженных сил Российской Федерации, военнослужащие и члены их семей по указанному адресу не проживают, финансово-лицевые счета не открываются и оплата за проживание не производится. Также с 06 ноября 2019 года ему и членам его семьи предоставлено служебное помещение, где он фактически проживает, согласно договора пользования служебным помещением №<данные изъяты> от 06 ноября 2019 года, в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>. В предоставленной ему служебной квартире с ним проживают: жена – Сорокина О.Н., сын – Сорокин Р.Д., дочь = Сорокина А.Д.. 28 декабря 2019 года он обратился с заявлением №<данные изъяты> в Балашихинское управление социальной защиты населения о назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения в размере 50%, на что получил письменный отказ №75235 исх. 30.05.2018 года, в связи с несовпадением адреса регистрации с адресом фактического проживания (л.д. 1-3).
Определением суда от 21 января 2021 года с согласия истца в порядке ч. 1 с. 41 ГПК РФ допущена замена ненадлежащего ответчика Балашихинское Управление социально защиты населения надлежащим ответчиком - Министерство социального развития Московской области (л.д. 28).
В судебном заседании истец Сорокин Д.И. поддержал иск, который просил удовлетворить по изложенным в исковом заявлении доводам.
Ответчик - Министерство социального развития Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте надлежащим образом извещен (л.д. 48; 49), о причинах неявки представителя суду не сообщил. Ранее представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 30-34).
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседания представителя ответчика, извещенного надлежащим образом, и не сообщившего суду о причинах своей неявки в судебное заседание.
Выслушав мнение истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В силу положений ст.ст. 27 - 28 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок предоставления мер социальной поддержки).
В соответствии с п.п. 2 и 3 названного Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства), в которое поступило заявление о выплате компенсации получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Согласно п.п. 18 и 19 названного Порядка предоставления мер социальной поддержки компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами, за исключением случаев, указанных в пункте 19.1 настоящего Порядка.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что Сорокин Д.И. проходит военную службу в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных сил Российской Федерации», зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части: <адрес>, при этом, фактически проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое предоставлено в связи с прохождением военной службы на основании договора пользования служебным жилым помещением №<данные изъяты> от 06 ноября 2019 года. Задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по указанному адресу не имеется.
Сорокин Д.И. является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии ВВ № 004313.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами (л.д. 5; 6-8; 9-10; 11-12; 13; 29; 47).
Сведения о направлении истцом ответчику копии искового заявления с приложениями также представлены в материалы дела (л.д. 20).
Вместе с тем, по запросу суда Отдел социальной защиты населения района Хамовники центрального административного округ города Москвы 02 марта 2021 года за № <данные изъяты> дал письменный ответ следующего содержания: Сорокин Д.И., 21.10.1980 года рождения, зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес>, на учете в Отделе не состоит и не состоял. Меры социальной поддержки Сорокину Д.И. не предоставляются, и социальная карта Москвича ему не выдавалась (л.д. 44).
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе, и в отношении указанного выше жилого помещения.
28 декабря 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении соответствующей меры социальной поддержки, в чем ему было отказано решением об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения от 30 декабря 2019 года №<данные изъяты>, в котором указано в обоснование «Несоответствие документов, необходимых для получения Государственной услуги, по форме или содержанию требованиям законодательства РФ» (л.д. 29).
Вместе с этим, данные обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении Сорокину Д.И. той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.
Регистрация истца по адресу: <адрес> обусловлена прохождением военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа ответчиком в предоставлении истцу испрашиваемой им меры социальной поддержки не имелось, отказ ответчика в предоставлении данной меры социальной поддержки не соответствует требованиям закона, поскольку истец имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, с 01 декабря 2019 года, поскольку истец впервые обратился к ответчику с соответствующим заявлением 28 декабря 2019 года, что подтверждено названным выше письменным решением ответчика об отказе (л.д. 29).
Кроме того, суд обращает внимание на то, что истец дважды предоставлял ответчику с поданными заявлениями все необходимые документы для назначения истребуемой меры социальной поддержки, и оснований для отказа в её предоставлении у ответчика не имелось.
Доказательств обратного ответчик суду не представил.
Нарушенное право Сорокина Д.И. возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с 01 декабря 2019 года.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск обоснован и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Сорокина Дмитрия Игоревича к Министерству социального развития Московской области о возмещении компенсации расходов по оплате жилого помещения ветерану боевых действий – удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в назначении (продлении выплаты): Ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения от 30 декабря 2019 года № <данные изъяты>.
Признать за Сорокиным Дмитрием Игоревичем право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» по месту проживания по адресу: <адрес>
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Сорокину Дмитрию Игоревичу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по месту проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с 01 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 05 марта 2021 г.
Судья Д.И. Лебедев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>