Решение по делу № 2-1536/2021 (2-7420/2020;) от 15.12.2020

Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

г. Балашиха Московской области                                                      02 марта 2021 г.

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева Д.И.,

при секретаре судебного заседания Скворцовой Е.А.,

с участием истца Сорокина Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина Дмитрия Игоревича к Министерству социального развития Московской области о возмещении компенсации расходов по оплате жилого помещения ветерану боевых действий,

                Установил:

Истец Сорокин Д.И. предъявил к ответчику – Балашихинское Управление социально     защиты населения иск, в котором просит суд признать незаконным решение Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области №<данные изъяты> от 31.12.2019 г., признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту его фактического проживания в жилом помещении на основании договора пользования служебным помещением №<данные изъяты> от 06 ноября 2019 года по адресу: г. <адрес>, обязать Министерство социального развития Московской области возмещать расходы по оплате жилого помещения в размере 50%, начиная с 28 декабря 2019 года. В обоснование иска указывает о том, что 26 мая 2006 года он получил удостоверение ветерана боевых действий. В настоящее время проходит военную службу в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных сил Российской Федерации». С 01 октября 2019 года он и члены его семьи были зарегистрированы по юридическому адресу воинской части (по месту прохождения военной службы): <адрес> В связи с тем, что указанный адрес, является адресом дислокации Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных сил Российской Федерации» и является служебным государственным учреждением Вооруженных сил Российской Федерации, военнослужащие и члены их семей по указанному адресу не проживают, финансово-лицевые счета не открываются и оплата за проживание не производится. Также с 06 ноября 2019 года ему и членам его семьи предоставлено служебное помещение, где он фактически проживает, согласно договора пользования служебным помещением №<данные изъяты> от 06 ноября 2019 года, в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>. В предоставленной ему служебной квартире с ним проживают: жена – Сорокина О.Н., сын – Сорокин Р.Д., дочь = Сорокина А.Д.. 28 декабря 2019 года он обратился с заявлением №<данные изъяты> в Балашихинское управление социальной защиты населения о назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения в размере 50%, на что получил письменный отказ №75235 исх. 30.05.2018 года, в связи с несовпадением адреса регистрации с адресом фактического проживания (л.д. 1-3).

Определением суда от 21 января 2021 года с согласия истца в порядке ч. 1 с. 41 ГПК РФ допущена замена ненадлежащего ответчика Балашихинское Управление социально     защиты населения надлежащим ответчиком - Министерство социального развития Московской области (л.д. 28).

В судебном заседании истец Сорокин Д.И. поддержал иск, который просил удовлетворить по изложенным в исковом заявлении доводам.

Ответчик - Министерство социального развития Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте надлежащим образом извещен (л.д. 48; 49), о причинах неявки представителя суду не сообщил. Ранее представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 30-34).

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседания представителя ответчика, извещенного надлежащим образом, и не сообщившего суду о причинах своей неявки в судебное заседание.

Выслушав мнение истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ).

Согласно ст. 1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.

Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу ст. 12 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.

Как установлено п. 1 ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.

В силу положений ст.ст. 27 - 28 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок предоставления мер социальной поддержки).

В соответствии с п.п. 2 и 3 названного Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства), в которое поступило заявление о выплате компенсации получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Согласно п.п. 18 и 19 названного Порядка предоставления мер социальной поддержки компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами, за исключением случаев, указанных в пункте 19.1 настоящего Порядка.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов гражданского дела следует, что Сорокин Д.И. проходит военную службу в Военном учебно-научном центре Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных сил Российской Федерации», зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части: <адрес>, при этом, фактически проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое предоставлено в связи с прохождением военной службы на основании договора пользования служебным жилым помещением №<данные изъяты> от 06 ноября 2019 года. Задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по указанному адресу не имеется.

Сорокин Д.И. является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии ВВ № 004313.

Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами (л.д. 5; 6-8; 9-10; 11-12; 13; 29; 47).

Сведения о направлении истцом ответчику копии искового заявления с приложениями также представлены в материалы дела (л.д. 20).

Вместе с тем, по запросу суда Отдел социальной защиты населения района Хамовники центрального административного округ города Москвы 02 марта 2021 года за № <данные изъяты> дал письменный ответ следующего содержания: Сорокин Д.И., 21.10.1980 года рождения, зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес>, на учете в Отделе не состоит и не состоял. Меры социальной поддержки Сорокину Д.И. не предоставляются, и социальная карта Москвича ему не выдавалась (л.д. 44).

При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе, и в отношении указанного выше жилого помещения.

28 декабря 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении соответствующей меры социальной поддержки, в чем ему было отказано решением об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения от 30 декабря 2019 года №<данные изъяты>, в котором указано в обоснование «Несоответствие документов, необходимых для получения Государственной услуги, по форме или содержанию требованиям законодательства РФ» (л.д. 29).

Вместе с этим, данные обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении Сорокину Д.И. той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.

Регистрация истца по адресу: <адрес> обусловлена прохождением военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа ответчиком в предоставлении истцу испрашиваемой им меры социальной поддержки не имелось, отказ ответчика в предоставлении данной меры социальной поддержки не соответствует требованиям закона, поскольку истец имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, с 01 декабря 2019 года, поскольку истец впервые обратился к ответчику с соответствующим заявлением 28 декабря 2019 года, что подтверждено названным выше письменным решением ответчика об отказе (л.д. 29).

        Кроме того, суд обращает внимание на то, что истец дважды предоставлял ответчику с поданными заявлениями все необходимые документы для назначения истребуемой меры социальной поддержки, и оснований для отказа в её предоставлении у ответчика не имелось.

        Доказательств обратного ответчик суду не представил.

        Нарушенное право Сорокина Д.И. возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с 01 декабря 2019 года.

        Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.

Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск обоснован и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Иск Сорокина Дмитрия Игоревича к Министерству социального развития Московской области о возмещении компенсации расходов по оплате жилого помещения ветерану боевых действий – удовлетворить.

Признать незаконным решение об отказе в назначении (продлении выплаты): Ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения от 30 декабря 2019 года № <данные изъяты>.

Признать за Сорокиным Дмитрием Игоревичем право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» по месту проживания по адресу: <адрес>

Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Сорокину Дмитрию Игоревичу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по месту проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с 01 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

            Судья                                                                                           Д.И. Лебедев

Решение принято судом в окончательной форме 05 марта 2021 г.

Судья                                                                                          Д.И. Лебедев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1536/2021 (2-7420/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сорокин Дмитрий Игоревич
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Лебедев Д.И.
Дело на странице суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2020Передача материалов судье
16.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2021Подготовка дела (собеседование)
21.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
05.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее