Дело № 2а-65/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Сернур 17 марта 2021 года
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Игнатьевой Э.Э., с участием помощника прокурора Сернурского района Николаевой Е.А., при секретаре Ямбаршевой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сернурского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Сернурский районный суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что в ходе проведения прокурорской проверки выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты> информации с предложением покупки аттестатов, дипломов государственного образца, что является нарушением ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». За подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков установлена уголовная ответственность (ст. ст. 324, 327 УК РФ). Администратор данного доменного имени не известен. Указанное доменное имя не включено в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Просит признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указывает, что в случае признания судом информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на всей территории Российской Федерации, судебное решение следует направить в адрес Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл.
В судебном заседании прокурор Сернурского района Николаева Е.А. административные исковые требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Роскомнадзора в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с нормами ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившихся лиц, использовавших по своему усмотрению предусмотренное ст. 45 КАС РФ право на участие в судебном разбирательстве.
Выслушав прокурора, изучив материалы административного дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению полностью.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу частей 7, 8 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); 5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры - стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры - стажировки).
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Частью 1 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Как установлено судом, проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого было установлено, что на странице сайта с указателем <данные изъяты>, в свободном доступе размещены сведения, содержащие информацию о продаже дипломов и аттестатов об образовании.
В подтверждение приведенных обстоятельств представлены акт осмотра Интернет-ресурса от 28 февраля 2021 года и распечатки страниц указанного сайта.
На день рассмотрения дела страница сайта с указателем <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не включена.
Таким образом, размещенная в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> информация носит противоправный характер, поскольку подделка документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, а также незаконное приобретение или сбыт такого документа влечет уголовную или административную ответственность. Обеспечение доступа к незаконной информации нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг.
Распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и зашиты права граждан России на получение дипломов об образовании и иных документов об образовании в установленном порядке.
По смыслу ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» приведенные сведения на странице сайта с данным указателем могут быть признаны запрещенными к распространению на территории РФ.
Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является факт распространения запрещенной информации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.1 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Сернурского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение в соответствии со ст. 265.5 КАС РФ обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Э.Э. Игнатьева
Мотивированное решение составлено 17 марта 2021 года