Дело № 12-313/2015
РЕШЕНИЕ
24 ноября 2015 года город Орел
Судья Советского районного суда г.Орла Самойлова Ю.С., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» на постановление по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям №*** от ДД.ММ.ГГ о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» обратилось в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям №*** от ДД.ММ.ГГ о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование доводов жалобы указав, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Земельные участки используются ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» в соответствие с их предназначением. Каких-либо нарушений правил и норм при использовании земельных участков общество не допустило. В действиях ООО "Шаблыкинский агрокомплекс" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ. Отсутствие состава административного правонарушения, в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с чем, просил суд отменить постановление по делу об административном правонарушении №*** от ДД.ММ.ГГ о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» Кузнецов И.М. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Котова Е.О., Макашов А.С. полагали жалобу необоснованной, просили отказать в ее удовлетворении.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 ст.8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям вынесено постановление №***, согласно которому Общество с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» (далее ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Из материалов по делу об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГ в адрес Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям поступило сообщение от главы Администрации Шаблыкинского района Орловской области ФИО6 о том, что ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» на территории <данные изъяты> сельского поселения не обрабатывает ряд земельных участков, в связи с чем, ФИО6 просил принять меры в отношении указанного землепользователя по недопущению нарушений земельного законодательства, требований охраны использования земель.
В связи с вышеизложенными фактами, ДД.ММ.ГГ Управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс».
В ходе проведенного административного расследования, ДД.ММ.ГГ в присутствии двух понятых и представителя юридического лица ФИО7 был произведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: №***, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на территории <данные изъяты> сельского поселения Шаблыкинского района Орловской области.
В ходе осмотра установлено, что на земельном участке произрастает сорная травянистая растительность (конский щавель, пырей ползучий, ромашка полевая и др.) и древесно-кустарниковая растительность, зарастание на всей территории земельного участка.
Полагая, что указанные недостатки являются нарушением норм ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2011 г. №139-ФЗ, ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в отношении ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» ДД.ММ.ГГ был составлен протокол об административном правонарушении №***.
При этом, в протоколе об административном правонарушении имеется отметка о том, что подпись представителя ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» отсутствует в связи с его неявкой.
ДД.ММ.ГГ Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям было вынесено постановление №*** о привлечении ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» к административной ответственности, которое было направлено ДД.ММ.ГГ за исх. № №***.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч. 1 и 3 ст.28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно ч.4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч.4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст.28.2 КоАП РФ).
В силу положений ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков обязаны, в том числе соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Объектом контроля должна быть почва сельскохозяйственных угодий, грунты теплиц, а также участков водоохранных и мест массового отдыха населения и соответствующих зон санитарных разрывов (пункт 21.1.2 СанПиНа 1.2.2584-10).
Периодичность проведения контроля состояния почв установлена ГОСТ 17.4.4.02-84 "Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа": отбор проб почвы для контроля загрязнения почв и оценки качественного состояния почв естественного и нарушенного сложения для химического анализа проводится не менее 1 раза в год, для контроля загрязнения тяжелыми металлами не менее 1 раза в 3 года.
Поскольку в результате плановой проверки административным органом были выявлены нарушения требований норм земельного законодательства, то эти обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, в ходе производства проверки и составлении протокола об административном првонарушении, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям не были исследованы конкретные обстоятельства порядка использования земельного участка №***, площадью <данные изъяты> кв.м., в частности, единым земельным массивом, либо в соответствии с той последовательностью, в которой он ставился на кадастровый учет, не были затребованы межевые дела на земельные участки, не установлено назначение каждого земельного участка в отдельности.
Приведенные обстоятельства позволяют судье сделать вывод о том, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ.
В силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, судья полагает, что жалоба ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» подлежит удовлетворению, постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям по делу об административном правонарушении №*** от ДД.ММ.ГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» к административной ответственности по ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ подлежит отмене, поскольку принято в связи с существенными нарушениями норм процессуального права, которые необходимо устранить при новом рассмотрении дела.
В связи с тем, что в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» не истек, судья считает необходимым отменить принятое постановление и направить материалы на новое рассмотрение должностному лицу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» на постановление по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям №*** от ДД.ММ.ГГ о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить.
Постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям №*** от ДД.ММ.ГГ отменить, возвратить должностному лицу протокол об административном правонарушении и иные материалы по делу в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение 10 дней с момента его получения.
Судья: Ю.С. Самойлова