Дело № 2-285/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2013 г. пос. Ныроб
Чердынский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Набиюллиной А.Г.,
с участием:
старшего помощника прокурора Ныробской прокуратуры Щербакова Ю.Н.,
представителя ответчика МО <данные изъяты> в лице Администрации <данные изъяты> муниципального района и третьего лица ММУ <данные изъяты> - ФИО1, участвующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Бугеро А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района Пермского края к муниципальному образованию <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района и субъекту Российской Федерации – Пермскому краю в лице Правительства Пермского края и Министерства здравоохранения Пермского края об оспаривании бездействия и возложении обязанностей
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к МО <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района и субъекту Российской Федерации – Пермскому краю в лице Правительства Пермского края и Министерства здравоохранения Пермского края об оспаривании бездействия и возложении обязанностей. В иске указывает, что в ходе проводимой проверки были установлены нарушения, выразившиеся в ненадлежащей организации транспортировки трупов граждан из учреждений здравоохранения <адрес> для проведения паталогоанатомических вскрытий, отсутствии на территории <адрес> паталогоанатомического отделения и специализированной службы по вопросам похоронного дела. В структуре ММУ <данные изъяты> расположенной на территории <адрес> отсутствует паталогоанатомическое отделение, паталогоанатомические вскрытия не производятся, по причине отсутствия помещения, отвечающего требованиям законодательства. Оказание услуг специализированной организацией – не организовано. Указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на достойное отношение к телам умерших, затрудняют установление причины смерти граждан, а также препятствуют проведению единой государственной политики в сфере здравоохранения и санитарно-эпидемиологическому благополучию человека Мотивируя тем, что организация медицинской помощи, а также создание условий для ее развития и обеспечения доступности для граждан относится к полномочиям государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения муниципальных районов, прокурор просит:
Признать незаконным бездействие Пермского края в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района по созданию условий для проведения на территории <адрес> паталогоанатомических вскрытий.
Обязать Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края и муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района создать условия для проведения на территории <адрес> паталогоанатомических вскрытий.
Признать незаконным бездействие Пермского края в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района по организации проведения на территории <адрес> паталогоанатомических вскрытий.
Обязать Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерствоа здравоохранения Пермского края и муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района организовать проведение на территории <адрес> паталогоанатомических вскрытий.
Признать незаконным бездействие Пермского края в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района по созданию условий для транспортировки трупов граждан, умерших в медицинских и иных организациях социального обслуживания населения <адрес> в организации осуществляющие проведение паталогоанатомические вскрытия.
Обязать Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района создать условия для транспортировки трупов граждан, умерших в медицинских и иных организациях социального обслуживания населения <адрес>, в организации осуществляющие проведение паталогоанатомических вскрытий.
Признать незаконным бездействие Пермского края в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района по организации транспортировки трупов граждан, умерших в медицинских и иных организациях социального обслуживания населения <адрес>, в организации осуществляющие проведение паталогоанатомические вскрытия.
Обязать Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района организовать транспортировку трупов граждан, умерших в медицинских и иных организациях социального обслуживания населения <адрес>, в организации осуществляющие проведение паталогоанатомических вскрытий.
Признать незаконным бездействие муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района, выразившиеся в не создании специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Признать незаконным бездействие муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, определяющего порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района принять нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал. Дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит удовлетворить иск.
Представитель ответчика МО <данные изъяты> и третьего лица ММУ <данные изъяты> - ФИО1 в судебном заседании обоснованность иска признал частично. Обязанность Администрации <адрес> создавать условия для развития медицинской помощи, обеспечение ее доступности для граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела – не отрицает. При этом пояснил, что администрация района, ее структурные подразделения совместно с ММУ <данные изъяты> принимают меры связанные с разрешением этого вопроса. В настоящее время подготовлено и передано в Министерство здравоохранения Пермского края медико-техническое задание на строительство отдельного здания паталогоанатомического отделения. В связи с отсутствием специализированной организации по вопросам похоронного дела, данные услуги оказывает индивидуальный предприниматель. Просит суд принять справедливое решение.
Ответчик Пермский край в лице Правительства Пермского края и Министерства здравоохранения Пермского края и третьи лица: УФС по надзору в сфере здравоохранения по Пермскому краю, УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебном заседании отсутствовали. О времени и месте его проведения были извещены. Явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Правительство Пермского края сведений о причинах неявки своего представителя не предоставило, мнения в письменном виде по существу иска не предоставило. Остальные перечисленные участники просят рассмотреть дело без их участия. Мнения в письменном виде по существу иска (кроме УФС по надзору в сфере здравоохранения по Пермскому краю, фактически не оспаривающего обоснованность предъявленных к ответчикам требований) не предоставили.
Оценив пояснения прокурора, представителя ответчика МО <данные изъяты> и третьего лица ММУ <данные изъяты>, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции РФ каждому гарантируется охрана здоровья и медицинская помощь.
Согласно ст.9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация медицинской помощи, а также создание условий для развития медицинской помощи и обеспечение ее доступности для граждан, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления городского самоуправления городских округов и муниципальных районов (ст.16, 17 Федерального от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.12, ст.15 Федерального закона от 6 октября 2010 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья, включающих в себя представление медицинских услуг (ст.2 Федерального от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 года № 1664н «Об утверждении номенклатуры» к медицинским услугам относится паталогоанатомическое вскрытие.
В соответствии с Положением о паталогоанатомическом отделении, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 4 апреля 1983 года № 375, паталогоанатомическое отделение (централизованное паталогоанатомическое отделение) является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения. Паталогоанатомическое отделение (прозекторская) организуется в составе многопрофильных больниц (в том числе детских) инфекционных, психиатрических, онкологических больниц и диспансеров, исходя из количества вскрытий и исследований биопсийного и операционного материала в каждой из этих больниц (диспансеров), которые должны быть выполнены медицинским персоналом, предусмотренным для паталогоанатомических отделений штатными нормативами (приложение 1 к приказу Минздрава СССР от 23 октября 1981 года № 1095 «О штатных нормативах медицинского персонала паталогоанатомических отделений (прозекторских).
Факты установленных в ходе прокурорской проверки нарушений, выразившихся в ненадлежащей организации транспортировки трупов граждан из учреждений здравоохранения <адрес> для проведения паталогоанатомических вскрытий, отсутствии на территории <адрес> паталогоанатомического отделения представителем ответчика МО <данные изъяты> и третьего лица ММУ <данные изъяты> в суде не оспариваются. Из материалов дела: Устава ММУ <данные изъяты> (л.д.31-32) и пояснений присутствовавших участников судебного заседания следует, что в структуре больницы отсутствует паталогоанатомическое отделение. Указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на достойное отношение к телу умершего человека, затрудняют установление причины смерти граждан, а также препятствуют проведению единой государственной политики в сфере здравоохранения и санитарно-эпидемиологическому благополучию человека
Доводы ФИО1 в суде о том, что администрация района, ее структурные подразделения совместно с ММУ <данные изъяты> приняли меры к разрешению этого вопроса, по существу не оспаривают обоснованность заявленных требований. Мнения в письменном виде по существу иска ответчиком Пермским краем в лице в лице Правительства Пермского края и Министерства здравоохранения Пермского края не предоставлено. При разрешении поставленного вопроса суд также дополнительно принимает во внимание, что Министерство здравоохранения в Пермском крае в письменном сообщении прокурору (л.д.16) высказывает мнение, из которого следует, что учитывая уровень смертности, количество проведенных хирургических вмешательств в медицинских организациях <адрес>, потребность в организации паталогоанатомического отделения на территории <адрес> в настоящее время существует.
Обязанность высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации – в данном случае Правительства Пермского края участвовать в проведении единой государственной политики в частности в области здравоохранения, обусловлена ч.1 ст.21 Федерального закона от 6 октября 199 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.2 указанного Закона Правительство Пермского края, а также Министерство здравоохранения Пермского края включены в структуру исполнительных органов государственной власти.
Администрация <данные изъяты> муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, созданным для решения вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.52 Устава МО <данные изъяты>).
Суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора к Пермскому краю в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципальному образованию <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района об оспаривании бездействия и возложении обязанностей, изложенных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Рассматривая требования прокурора к МО <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района суд приходит к следующему.
Правовые отношения по достойному отношению к телу умершего регулированы Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В соответствии со ст.25 указанного Закона гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения муниципальных районов (п.17 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст.29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений, городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений, городских округов.
В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-рапорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Факт установленного в ходе прокурорской проверки нарушения, выразившегося в отсутствии на территории <адрес> паталогоанатомического отделения и специализированной службы по вопросам похоронного дела представителем ответчика МО <данные изъяты> и третьего лица ММУ <данные изъяты> в суде не оспаривается. Указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на достойное отношение к телу умершего человека.
Доводы ФИО1 в суде о том, что на территории МО <данные изъяты>» ритуальные услуги, связанные с погребением тел умерших оказывает индивидуальный предприниматель, не снимают с Администрации <адрес> обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и принять нормативный акт, определяющий порядок деятельности этой службы.
Суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора к муниципальному образованию <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района об оспаривании бездействия и возложении обязанностей, изложенных в пунктах 9, 10, 11, 12.
Руководствуясь ст.ст. 195-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чердынского района Пермского края к муниципальному образованию <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района и субъекту Российской Федерации – Пермскому краю в лице Правительства Пермского края и Министерства здравоохранения Пермского края об оспаривании бездействия и возложении обязанностей – удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Пермского края в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района по созданию условий для проведения на территории <адрес> паталогоанатомических вскрытий.
Обязать Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерство здравоохранения Пермского края и муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района создать условия для проведения на территории <адрес> паталогоанатомических вскрытий.
Признать незаконным бездействие Пермского края в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района по организации проведения на территории <адрес> паталогоанатомических вскрытий.
Обязать Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерствоа здравоохранения Пермского края и муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района организовать проведение на территории <адрес> паталогоанатомических вскрытий.
Признать незаконным бездействие Пермского края в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района по созданию условий для транспортировки трупов граждан, умерших в медицинских и иных организациях социального обслуживания населения <адрес> в организации осуществляющие проведение паталогоанатомические вскрытия.
Обязать Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района создать условия для транспортировки трупов граждан, умерших в медицинских и иных организациях социального обслуживания населения <адрес>, в организации осуществляющие проведение паталогоанатомических вскрытий.
Признать незаконным бездействие Пермского края в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района по организации транспортировки трупов граждан, умерших в медицинских и иных организациях социального обслуживания населения <адрес>, в организации осуществляющие проведение паталогоанатомические вскрытия.
Обязать Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края и муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района организовать транспортировку трупов граждан, умерших в медицинских и иных организациях социального обслуживания населения <адрес>, в организации осуществляющие проведение паталогоанатомических вскрытий.
Признать незаконным бездействие муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района, выразившиеся в не создании специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Признать незаконным бездействие муниципального образования <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, определяющего порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать муниципальное образование <данные изъяты> в лице администрации <данные изъяты> муниципального района принять нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края (пос. Ныроб Чердынского района Пермского края) в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий судья А. Г. Набиюллина