Решение по делу № 2-469/2015 от 13.03.2015

<данные изъяты>

Дело № 2-469/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2015 года п. Плесецк

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Сергеевой М.Н.,

с участием помощника Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Варламова А.А.,

при секретаре Пироговой С.А.,

с участием представителей ответчика ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Архангельской области Николаенко О.М. и Кузнецова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк Архангельской области гражданское дело по иску Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Лечебное исправительное учреждение – 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Архангельской области) об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование иска указали, что проведенной прокуратурой проверкой 16.12.2014 года совместно со старшим инспектором ОНД Плесецкого района ГУ МЧС России по Архангельской области соблюдения требований пожарной безопасности в Учреждении выявлены нарушения законодательства РФ, ведомственных нормативно-правовых актов в части обеспечения пожарной безопасности в учреждении. В ходе проведенной прокуратурой проверки 27.02.2015 года было установлено, что нарушения устранены не в полном объеме. Неисполнение учреждение требований федерального законодательства о пожарной безопасности ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара. Просит обязать ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Архангельской области в срок до 30.12.2015 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно, в коридорах зданий корпусов №2, 3 и в лестничном марше корпуса № 4 на пути эвакуации держать открытой отсекающую решетку; оборудовать камеры штрафного изолятора АУПС; оборудовать помещения столярной мастерской, сушильной, административно-бытовые помещения гаража, котельной, бани АУПС; оборудовать здания котельной, бани, гаража СОУЭ.

В дальнейшем Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ были уточнены исковые требования, просит обязать ответчика в срок до 30.12.2015 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно, оборудовать камеры штрафного изолятора АУПС; оборудовать помещения столярной мастерской, сушильной, административно-бытовые помещения гаража, котельной, бани АУПС; оборудовать здания котельной, бани, гаража СОУЭ.

В судебном заседании помощник Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Варламов А.А. настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований по тем же основаниям, изложенным в иске, указав, что при проведении проверки были установлены нарушения требований пожарной безопасности в ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Архангельской области, которые ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Архангельской области по доверенностям Николаенко О.М. и Кузнецов А.Н. в судебном заседании согласились с исковыми требованиями Онежского прокурора в части обязания устранения нарушений требований пожарной безопасности по оборудованию помещений столярной мастерской, сушильной, административно-бытовых помещений гаража, котельной, бани АУПС, оборудования здания котельной, бани, гаража СОУЭ. Между тем не согласны с требованием Онежского прокурора в части оборудования камер штрафного изолятора АУПС. указали, что приказом ФСИН России № 222 от 31.03.2005 года установлено, что здания и сооружения следует защищать автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией независимо от площади, кроме помещений со строгими условиями содержания, камер следственных изоляторов, а также камер тюрем, штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещений камерного типа. В настоящее время здание ШИЗО ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Архангельской области оборудовано пожарной сигнализацией за исключением камер. Данная пожарная сигнализация находится в исправном состоянии, регулярно проверяется на работоспособность не реже 1 раза в квартал, в остальных помещениях имеются пожарные извещатели. Также в помещении круглосуточно находится дежурный сотрудник по надзору за осужденными, содержащимися в ШИЗО. Просят в удовлетворении исковых требований Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в части обязания оборудования камер штрафного изолятора АУПС отказать.

Представитель третьего лица ОДН Плесецкого района ГУ МЧС России по Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела и возражений на иск не представили.

Представитель третьего лица УФСИН России по Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. Согласно отзыву с исковыми требованиями Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не согласны, поскольку здания ЛИУ-8 были построены в 1939 году, до вступления в силу Технического регламента. К данному зданию применим приказ МЧС России от 18.06.2003 года № 315, которым утверждены нормы пожарной безопасности 110-03. Пунктом 10 данного приказа установлено, что наряду с норами НПБ 110-03 необходимо также руководствоваться ведомственными, отраслевыми и территориальными перечнями, а также другими нормативными документами. Приказом ФСИН России от 31.03.2005 года № 222 установлено, что не подлежат оборудованию АУПТ и АПС помещения камер тюрем, штрафных и дисциплинарных изоляторов. В связи с чем, требование прокурора об оборудовании камер ШИЗО АУПС неправомерно, поскольку здание ШИЗО не входит в перечень НПБ 110-03, на него распространяется требование приказа ФСИН России от 31.03.2005 года. Просят в удовлетворении исковых требований Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях отказать.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела третьих лиц ОДН Плесецкого района ГУ МЧС России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области.

Изучив материалы дела, заслушав помощника Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, представителей ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Статьей 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Принимая во внимание, что ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области обязано создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения, Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях правомерно обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.

Согласно п. 4 ст. 4 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

Согласно ст. 46 Технического регламента средства пожарной автоматики предназначены для автоматического обнаружения пожара, оповещения о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты, управления инженерным и технологическим оборудованием зданий и объектов. Средства пожарной автоматики подразделяются на извещатели пожарные; приборы приемно-контрольные пожарные; приборы управления пожарные; технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные; системы передачи извещений о пожаре; другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).

Настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

Согласно п. 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений, с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.

Согласно п. 38 таблицы 1 НПБ 110-03 автоматическими установками пожарной сигнализации оборудуются помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, независимо от площади.

Согласно п. 10 НПБ 110-03 здания, сооружения и помещения, не вошедшие в настоящий Перечень, оборудуются установками пожарной автоматики в соответствии с требованиями отраслевых (ведомственных) нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 5 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией утвержденного Приказом ФСИН РФ от 31.03.2005 N 222 в зданиях и сооружениях следует защищать автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализацией (АПС) все помещения независимо от площади.

Не подлежат оборудованию АУПТ и АПС, в том числе, помещения со строгими условиями содержания осужденных, камеры следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, камеры тюрем, штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа.

Приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 175 утвержден СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".

Настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Согласно пункта А.3 тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований данного перечня.

Согласно п. А.4 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.

Согласно п. А.10 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен далее в данном документе.

Согласно п. 38 таблицы А.3 автоматическими установками пожарной сигнализации оборудуются помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, независимо от площади.

Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 173 утвержден СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности.

Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее - здания).

Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

Согласно п. 13, 17 таблицы 2 здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей. СОУЭ оснащаются бани, производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы.

Аналогичные нормы закреплены в нормах пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323.

В судебном заседании установлено, что согласно п. 2.5.1 Устава ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области обеспечивает в соответствии с законодательством РФ правопорядок и законность в Учреждении, а также безопасность лиц, находящихся на его территории; пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.

Согласно п. 4.6 Устава ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области начальник учреждения обеспечивает работникам учреждения безопасные условия труда, охрану труда, пожарную и экологическую безопасность.

16 декабря 2014 года проводилась проверка ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области старшим инспектором ОНД Плесецкого района ГУ ЧС России по Архангельской области, в результате которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В частности было установлено, что камеры штрафного изолятора не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (в нарушение ст. 46 ФЗ № 123-ФЗ Технический регламент, п. 38 таблицы А.3, п. 9 таблицы А.1 СП 5.13130.2009); помещения столярной мастерской, сушильной, административно-бытовые помещения гаража, котельной, бани не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (в нарушение п. 38 таблицы 3 НПБ 110-03, п. 38 таблицы А.3 СП 5.13130.2009); здания котельной, бани, гаража не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (в нарушение ст. 46 ФЗ № 123-ФЗ Технический регламент, п. 13,17 таблицы 2 СП 3.13130.2009, п. 2,4,20 таблицы 2 НПБ 104-03).

17 декабря 2014 года указанные замечания были направлены в адрес Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

26 декабря 2014 года Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях составлена справка о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности в ФКУ ЛИУ – 8 УФСИН России по Архангельской области.

Как следует из объяснений представителей ответчика выявленные нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени и не устранены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных, суд приходит к выводу, что ответчиком ФКУ ЛИУ – 8 УФСИН России по Архангельской области здания, расположенные по адресу: Архангельская область Плесецкий район п. Пукса ул. Центральная д. 39, эксплуатируются с нарушением требований перечисленных выше правовых актов в области пожарной безопасности. Этим создана угроза при возникновении пожара нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе сотрудников и посетителей учреждения, осужденных, поэтому требования Онежского прокурора к ФКУ ЛИУ – 8 УФСИН России по Архангельской области», заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Доводы представителей ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области и третьего лица УФСИН России по Архангельской области о том, что соответствующие здания проектировались в период действия старых норм и правил, не предусматривавших столь жесткие требования, а также о необходимости существенных временных и финансовых затрат для устранения выявленных нарушений не освобождают ответчика от обязанности привести эксплуатируемые им здания в соответствие с действующими нормами пожарной безопасности, поскольку в противном случае при возникновении пожара создается реальная угроза жизни и здоровью людей.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, суд учитывает, что устранение выявленных нарушений требует согласованного финансирования и значительных временных затрат, в связи с чем полагает разумным установить сроки для устранения нарушений пожарной безопасности до 30 июня 2016 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение Лечебное исправительное учреждение – 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области устранить в срок до 30 июня 2016 года нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- оборудовать камеры штрафного изолятора автоматическими установками пожарной сигнализации;

- оборудовать помещения столярной мастерской, сушильной, административно-бытовые помещения гаража, котельной, бани автоматическими установками пожарной сигнализации;

- оборудовать здания котельной, бани, гаража системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Председательствующий подпись М.Н. Сергеева

Мотивированное решение

изготовлено 12 мая 2015 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>а

2-469/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Архангельской области
Другие
ОНД Плесецкого района ГУ МЧС России по Архангельской области
УФСИН России по Архангельской области
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
pleseck.arh.sudrf.ru
13.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2015Передача материалов судье
17.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2015Подготовка дела (собеседование)
15.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2015Судебное заседание
12.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее