УИД 34RS0039-01-2023-000302-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2023 года в г. Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Данилова А.А.,
судей Волковой И.А., Лымарева В.И.,
при секретаре Потемкиной В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-293/2023 по иску территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, местной общественной организации территориальное общественное самоуправление «Нижний» села Красный Яр Старополтавского района Волгоградской области о понуждении принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
по апелляционной жалобе территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах
на решение Старополтавского районного суда Волгоградской области от 2 августа 2023 года, которым в удовлетворении требований территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, местной общественной организации территориальное общественное самоуправление «Нижний» села Красный Яр Старополтавского района Волгоградской области о понуждении принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, отказано.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения представителя местной общественной организации территориальное общественное самоуправление «Нижний» села Красный Яр Старополтавского района Волгоградской области Кривицкой Ю.В., представителя администрации Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Шамова О.А., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах (далее по тексту – ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области) обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к МОО ТОС «Нижний» села Красный Яр Старополтавского района Волгоградской области, администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждению принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
В обоснование требований указал, что в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении МОО ТОС «Нижний» с. Красный Яр Старополтавского муниципального района Волгоградской области, который осуществляет деятельность по ремонту и эксплуатации системы подачи и распределения воды в с. Красный Яр Старополтавского муниципального района Волгоградской области на основании Устава MOO TOC «Нижний» и Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между администрацией Красноярского сельского поселения и MOO ТОС «Нижний», в ходе которой был проведён осмотр территорий, помещений, производственных и иных объектов на источниках водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес>, и было установлено, что на эксплуатируемые МОО ТОС «Нижний» скважины отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и проекты зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам; MOO ТОС «Нижний» осуществляется не в полном объёме производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, в связи с чем МОО ТОС «Нижний» осуществляет деятельность с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
По факту выявленных нарушений в отношении МОО ТОС «Нижний» ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) и привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
По результатам проведённой плановой проверки МОО ТОС «Нижний» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № <...> от ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ при этом согласно поступившей информации от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № <...> работникам МОО ТОС «Нижний» обеспечено прохождение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке.
При проведении проверки было установлено, что объекты водоснабжения находятся в собственности администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, на основании договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в безвозмездное пользование администрации Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района для исполнения полномочий по организации водоснабжения населения в границах Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области, по условиям которого орган местного самоуправления обязан содержать имущество в исправном и надлежащем состоянии, выделять для этих целей необходимые средства, нести расходы по обслуживанию и содержанию имущества в рамках переданных полномочий.
Кроме того, администрация Красноярского сельского поселения имеет право передавать переданное ему имущество, в целях предусмотренных данным договором, как в целом, так и частично в аренду или безвозмездное пользования, без письменного разрешения администрации Старополтавского муниципального района.
Администрация Красноярского сельского поселения на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ передала имущество с целью осуществления производства, передачи, распределения холодной воды МОО ТОС «Нижний», который по условия указанного соглашения обязан поддерживать объект в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.
Поскольку неисполнение ответчиком МОО ТОС «Нижний» требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создаёт угрозу жизни и здоровью граждан как постоянно проживающих на территории с. Красный Яр Старополтавского муниципального района Волгоградской области, так и временно пребывающих на данную территорию, создаёт угрозу возникновения и распространения заболеваний на вышеуказанной территории, обратился в суд с требованиями о понуждении принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно статье 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом первой инстанции решение названным требованиям не соответствует.
Инициируя иск, ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области) указал, что в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении МОО ТОС «Нижний» с. Красный Яр Старополтавского муниципального района Волгоградской области, который осуществляет деятельность по ремонту и эксплуатации системы подачи и распределения воды в с. Красный Яр Старополтавского муниципального района Волгоградской области на основании Устава MOO TOC «Нижний» и Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между администрацией Красноярского сельского поселения и MOO ТОС «Нижний», в ходе которой был проведён осмотр территорий, помещений, производственных и иных объектов на источниках водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес>, и было установлено, что на эксплуатируемые МОО ТОС «Нижний» скважины отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и проекты зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам; MOO ТОС «Нижний» осуществляется не в полном объёме производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, в связи с чем МОО ТОС «Нижний» осуществляет деятельность с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
По факту выявленных нарушений в отношении МОО ТОС «Нижний» ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ, оно привлечено к административной ответственности в виде штрафа, при этом по результатам проведённой плановой проверки МОО ТОС «Нижний» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что плановая выездная проверка проведена должностными лицами ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области с нарушением процедуры уведомления администрации Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района о её проведении, что является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в связи с чем результаты такой проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств нарушений ТОС «Нижний» с. Красный Яр требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, а поскольку акт от ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки, составленный должностным лицом контролирующего органа и вынесенное им предписание законными признаны быть не могут, пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно преамбуле Федерального закона от 20 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьёй 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 28 января 2021 года № 11 разработан Регламент работы, в соответствии с пунктом 4 которого указанный федеральный орган исполнительной власти самостоятелен в осуществлении своих полномочий, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, при этом при осуществлении своих полномочий Роспотребнадзор непосредственно взаимодействует с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Положения о санитарно-эпидемиологическом надзоре к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о госконтроле), за исключением случаев расследования причин профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.
На основании части 2 статьи 56 Закона о госконтроле, пункта 22 Положения о контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка, при этом без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
Частью 2 статьи 87 Закона о госконтроле по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия, в котором должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в частности, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований (часть 2 статьи 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения)
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно частям 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее по тексту – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) и статьи 1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2014 года № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области», вопрос организации водоснабжения на территории городского и сельского поселения отнесён к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно статье 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают, в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2001 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии со статьёй 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно статье 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населённых пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьёй 19 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии со статьёй 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Согласно статье 25 Закона о водоснабжении и водоотведении, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учётом особенностей, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении, гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 «Об утверждении Положения о государственной санинитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» с 1 июня 2002 года введены в действие санитарные правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; с 1 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями; с 1 сентября 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», которые разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трёх поясов ЗСО.
Согласно пункту 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02, определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищённости и возможного микробного и/или химического загрязнения.
В соответствии с пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Из пункта 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что отсутствие утверждённого проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.
Как установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается сторонами по делу, в период с ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении МОО ТОС «Нижний» с. Красный Яр Старополтавского муниципального района Волгоградской области, который осуществляет деятельность по ремонту и эксплуатации системы подачи и распределения воды в с. Красный Яр Старополтавского муниципального района Волгоградской области на основании Устава MOO TOC «Нижний» и Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между администрацией Красноярского сельского поселения и MOO ТОС «Нижний», в ходе которой был проведён осмотр территорий, помещений, производственных и иных объектов на источниках водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес>
Указанной проверкой установлено, что в отношении объектов: <адрес> отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии объектов санитарным правилам, равно как не разработаны проекты зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в связи с чем отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам.
Кроме того, дорожки к сооружениям (скважинам и водонапорным башням) не оборудованы твёрдым покрытием; скважина, расположенная по адресу: <адрес>, в хозяйственной зоне на территории школы, не оборудована ограждением, водонапорные башни № <...> с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки, не оборудованы, в связи с чем в полном объёме производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды не осуществляется.
По факту выявленных нарушений в отношении МОО ТОС «Нижний» ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ, оно привлечено к административной ответственности в виде штрафа, при этом по результатам проведённой плановой проверки МОО ТОС «Нижний» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № <...> от ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что вышеуказанные объекты водоснабжения находятся в собственности администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области
На основании договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в безвозмездное пользование администрации Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района для исполнения полномочий по организации водоснабжения населения в границах Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области, объекты водоснабжения переданы в безвозмездное пользование, при этом по условиям договора передача имущества в безвозмездное пользование не влечёт передачу права собственности, ссудополучатель имеет право расходовать поступающие межбюджетные трансферты по водоснабжению.
Администрация Красноярского сельского поселения на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ передала имущество с целью осуществления производства, передачи, распределения холодной воды МОО ТОС «Нижний», который по условия указанного соглашения обязан поддерживать объект в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт, нести расходы на содержание объектов соглашения.
Как указано выше, согласно частям 3 и 4 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления) и статьи 1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2014 года № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области», вопрос организации водоснабжения на территории городского и сельского поселения отнесён к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно статье 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают, в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении.
В соответствии со статьёй 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 23 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
С учётом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание требования вышеуказанных норм права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии объектов санитарным правилам, разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и получении санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам, равно как и по оборудованию дорожек к сооружениям твёрдым покрытием, возведению ограждения в отношении скважины, расположенной по адресу: <адрес>, в хозяйственной зоне на территории школы, и оборудования водонапорных башен № <...>, с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки, лежит на собственнике указанных объектов – администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, при этом оснований для освобождения от несения указанного бремени содержания имущества, в том числе по мотивам того, что не все лица, подлежащие контролю, уведомлялись должностным лицом о проведении плановой выездной проверки, судебная коллегия не усматривает, поскольку доказательств отсутствия нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, равно как и доказательств устранения выявленных нарушений после выдачи предписания об их устранении в полном объёме ответчиками, в том числе суду апелляционной инстанции, не представлено.
Согласно статье 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определённые порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Устанавливая в соответствии со статьёй 204 ГПК РФ срок исполнения возложенной на ответчика обязанности по совершению фактических действий до 16 мая 2024 года, судебная коллегия принимает во внимание установленный предписанием ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области срок, который в установленном законом порядке оспорен не был.
Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Старополтавского районного суда Волгоградской области от 2 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, местной общественной организации территориальное общественное самоуправление «Нижний» села Красный Яр Старополтавского района Волгоградской области о понуждении принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанности в отношении эксплуатируемых МОО ТОС «Нижний» скважин получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам: <адрес>
разработать проекты зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: <адрес>
получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам: <адрес>
оборудовать твёрдым покрытием дорожки к сооружениям (скважинам и водонапорным башням);
оборудовать ограждением скважину <адрес>, в хозяйственной зоне на территории школы;
осуществлять в полном объёме производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды;
оборудовать водонапорные башни № № <...> с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки, отказав в удовлетворении исковых требований территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, местной общественной организации территориальное общественное самоуправление «Нижний» села Красный Яр Старополтавского района Волгоградской области в остальной части.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через Старополтавский районный суд Волгоградской области в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу апелляционного определения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: