Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года г.Щёкино Тульской области
Щёкинский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Тюриной О.А.,
при секретаре Самсоновой О.И.,
с участием истца Юха Н.А.,
представителя истца Юха Н.А. – адвокат Цветкова О.А., представившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, выступающей по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ОПФР по Тульской области по доверенности Будылкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1643/2022 по иску Юха Н.А. к Отделению Пенсионного фонда РФ в Тульской области о назначении досрочной пенсии по старости,
установил:
Юха Н.А., с учетом уточнений, обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ в Тульской области о назначении досрочной пенсии по старости, указывая на то, что в 1992 г. вместе с членами приехал на постоянное место жительства в д.<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в совхоз «Щекинский» Щекинского района Тульской области в качестве главного механика. После реорганизации совхоза в АОЗТ он был переведен на работу в АОЗТ Лукино в качестве главного механика и ДД.ММ.ГГГГ уволился с работы по собственному желанию. С ДД.ММ.ГГГГ был трудоустроен в ООО «Тулатранс» а/к 1810 в качестве водителя пригородных маршрутов. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в кчестве водителя автобуса в ООО «Автотрэвел» с графиком работы 2/2 с полным рабочим временем без совмещения профессий. Работая в указанных организациях, он постоянно проживал по месту своей регистрации, по адресу: <адрес>. Работая в <адрес>, не был поселен в общежитие, одну ночь между сменами ночевал в автобусе. ДД.ММ.ГГГГ он приобрел гражданство Российской Федерации. Со времени прибытия на территорию Российской Федерации и до получения гражданства значился гражданином СССР, гражданства другой страны никогда не приобретал. Учитывая, что территория д.<адрес> входит в перечень населенных пунктов зоны с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем полагая, что у него возникло право на назначение пенсии в связи с уменьшением возраста для выхода на пенсию по старости, он обратился в ОПФР по Тульской области с заявлением о назначении ему пенсии. Однако ДД.ММ.ГГГГ было принято решение №, которым в назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия необходимого периода проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, необходимого для снижения пенсионного возраста на 3 года. Ссылаясь на то, что в настоящее время у него возникла необходимость установления юридического факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, просил включить в период его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области назначить ему, Юха Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В судебном заседании истец Юха Н.А. и его представитель по ордеру адвокат Цветкова О.А. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ОПФР по Тульской области ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Юха Н.А. Представила суду письменные возражения, в которых указала, что истец имеет необходимую продолжительность страхового стажа, требуемую величину индивидуального пенсионного коэффициента. Однако согласно информации отдела по вопросам миграции МВД РФ по Щекинскому району от ДД.ММ.ГГГГ №, истец приобрел гражданство Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, период проживания не может быть принят во внимание для определения периода проживания, дающего право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ №. По данным выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и сведениям о трудовой деятельности, предоставляемых из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, истец работал: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ЗАО «Дирекция строящихся объектов «Нефтегазстрой» г.Москва (рег. №); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ЗАО «ИНТЕРСПЕЦСТРОЙ» г.Москва (рег. №) (в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в графе «территориальные условия» имеется отметка «РКС», то есть работа в районах крайнего севера); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ООО «АВТОТРЭВЕЛ» Московская область (рег. №); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ООО «Монолит» Московская область (рег. №). В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в графе «Территориальные условия» отсутствуют сведения о работе в чернобыльской зоне, а также сведения о работе вахтовым методом. Учитывая отдаленность населенных пунктов, истец не мог одновременно работать в организации, расположенной на «чистой» территории, и, соответственно, проживать на загрязненной территории. Следовательно, на основании представленных документов и согласно действующему законодательству в период проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом могут быть включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 лет 1 месяц 1 день; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц 6 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 24 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – дата подачи заявления – 4 года 2 месяц 10 дней. Итого 10 лет 7 месяцев 11 дней. Таким образом, истец не имеет необходимого периода проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом для снижения пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст.34 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п.3 ст.35 вышеуказанного закона с ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
На основании статьи 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к статье 35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с ч.2 ст.35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, для установления страховой пенсии по старости в 2022 г. необходимо наличие 13 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 23,4.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца Юха Н.А., он имеет требуемую продолжительность страхового стажа и требуемую величину индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии со ст.34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Таким образом, законодатель, устанавливая различный размер снижения пенсионного возраста, связывает объем причиненного вреда здоровью гражданина в первую очередь с плотностью загрязнения, а затем со временем проживания на этих территориях.
На основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» д.<адрес> отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
ДД.ММ.ГГГГ Юха Н.А. обратился в ОПФР по Тульской области с заявлением об установлении пенсии по старости в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ОПФР по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии Юха Н.А. было отказано в связи с отсутствием необходимого периода проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом для снижения пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст.34 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании представленных документов в период проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 лет 1 месяц 1 день; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 мес. 6 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 24 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ – дата подачи заявления) – 4 года 2 месяца 10 дней, итого 10 лет 7 месяцев 11 дней.
Ввиду наличия трудовых отношений с организациями, расположенными за пределами радиоактивного загрязнения, не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2 года 9 мес. 10 дней - ЗАО «Дирекция строящихся объектов «Нефтегазстрой» <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 3 мес. 14 дней - ЗАО «ИНТЕРСПЕЦСТРОЙ» <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 лет 8 мес. 2 дня - ООО «АВТОТРЭВЕЛ» <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10 мес. - ООО «Монолит» Московская область.
Из изложенного, пенсионным органом сделан вывод, что истец Юха Н.А. из-за отделанности населенных пунктов не мог одновременно работать в организации, расположенной на «чистой» территории (в <адрес>) и проживать в указанный период в зоне с льготно-экономическим статусом.
С данным решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области суд не может согласиться, поскольку основанием для снижения пенсионного возраста является не только факт работы, но и факт проживания в зонах радиоактивного загрязнения.
Согласно информации отдела по вопросам миграции МВД Российской Федерации по Щекинскому району от ДД.ММ.ГГГГ №, Юха Н.А. приобрел гражданство Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии паспорта гражданина РФ Юха Н.А. серии 70 09 №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по Тульской области в Щекинском районе, Юха Н.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, д.Лукино, Куприянова, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
С 1993 г. Юха Н.А. является собственником земельного участка площадью 1 га, расположенного в д.<адрес>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданным ДД.ММ.ГГГГ главой Лукинской администрации К.
Также с ДД.ММ.ГГГГ Юха Н.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Поддерживая предъявленные в суд требования, истец Юха Н.А. в судебном заседании пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве водителя автобуса в ООО «Автотрэвел» в <адрес> с графиком работы 2/2 с полным рабочим временем без совмещения профессий. Все указанное время, работая в данной организации, он постоянно проживал по месту своей регистрации в доме <адрес>
Тот факт, что в период с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к) Юха Н.А. работал в ООО «Автотрэвел» в должности водителя транспортного отдела следует из копии трудовой книжки истца и справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной генеральным директором ООО «Авторэвел» С.
Из исследуемого документа также следует, что Юха Н.А. в период работы в указанной организации работал на маршрутах: № (<адрес> – <адрес>); № (<адрес> – Москва м.ВДНХ), с графиком работы 2/2, с полным рабочим временем, без совмещения профессий. За период работы отпусков без сохранения заработной платы и учебных отпусков не имел.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный период проживания Юха Н.А. по адресу: <адрес>, необоснованно исключен из периода проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку он фактически проживал в зоне радиоактивного загрязнения. Доказательства обратного суду не представлены.
Анализируя предоставленные суду доказательства, суд может сделать однозначный вывод, что у истца Юха Н.А. с учетом графика работы и местоположения ООО «Автотрэевел» (<адрес>) имелась реальная возможность, постоянно проживая по адресу регистрации, работать за пределами зоны радиоактивного загрязнения. Сведения о том, что Юха Н.А. в спорный период времени постоянно проживал по другому адресу в материалах дела отсутствуют.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно представленным материалам Юха Н.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился с письменным заявлением о назначении пенсии в ОПФР по Тульской области, однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности постоянного проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания.
Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
Таким образом, Юха Н.А. имеет право на снижение пенсионного возраста на три года, то есть по достижении возраста 57 лет.
При таких обстоятельствах заявленные истцом Юха Н.А. требования к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о включении в период проживания с льготным социально-экономическим статусом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -