Гражданское дело №
УИД: 05RS0№-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2024 года <адрес>
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Нурбагандова Н. М.,
при секретаре судебного заседания Абакаровой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> РД Алибекова А.И., поданное в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Магомедову Магомеду Раджабкадиевичу, Магомедову Мураду Абдуллаевичу, Администрации ГО «<адрес>» РД, Управлению Росреестра по РД о признании недействительным распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, соглашения о перераспределении земель, аннулировании записей о государственной регистрации права и сведений из государственного кадастра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Алибеков А.И. обратился в Избербашский городской суд РД с указанным исковым заявлением, в обоснования которого указал, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки соблюдения требований федерального законодательства при распоряжении муниципальной собственностью установлено, что постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Магомедову Магомеду Раджабкадиевичу предоставлен в частную собственность земельный участок площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, восточнее завода ДагЗЭТО.
В едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись 05:49:000038:551-05/099/2017-1 от ДД.ММ.ГГГГ и земельному участку присвоен кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее завода ДагЗЭТО.
На основании заявления Магомедова М.Р. о перераспределении вновь образованного земельного участка, распоряжением отдела земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, образуемого путем перераспределения земель, I государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящееся в частной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ между Магомедовым М.Р. и отделом земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» заключено соглашение № о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
В результате указанных действий образован самостоятельный земельный участок с кадастровым номером 05:49:000038:945 с общей площадью 890 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, восточнее завода ДагЗЭТО о чем в едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись (05:49:000038:945-05/099-2023-1).
Данный земельный участок в настоящее время находится в собственности Магомедова М.Р.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил застройки и землепользования (далее - ПЗЗ) <адрес>, утвержденных Решением Избербашского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок с кадастровым номером № располагался в территориальной зоне Т «Зона транспортной инфраструктуры».
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования (генерального плана) в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5 - 8 статьи 1 названного Кодекса).
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При указанных обстоятельствах администрацией городского округа «<адрес>» при наличии обстоятельства, препятствующие перераспределению земельных участков, указанные в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ, неправомерно утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящиеся в частной собственности, и заключены соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Образование земельных участков путем истребуемого перераспределения в настоящем случае нарушает нормы действующего земельного законодательства.
Согласно части 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В связи с вышеизложенным, незаконно изданные правовые документы администрации городского округа «<адрес>» подлежит аннулированию.
Подпункт 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Сохранение сведений о рассматриваемом земельном участке в едином государственном реестре недвижимости может создать препятствия для использования данного земельного участка по назначению.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N2 2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Настоящее заявление подается в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц выраженные в пользовании и распоряжении земельными участками в порядке установленном действующим земельным законодательством, а также законных интересов муниципального образования городской округ «<адрес>» по распоряжению земельными участками.
Непринятие срочных временных мер по обеспечению иска в виде запрета Управлению Росреестра по РД осуществлять регистрационные действия, в том числе направленные на изменение записей в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности в отношении земельного участка №, а также в виде запрета собственнику данного земельного участка и другим лицам по договору с ним осуществлять какие-либо строительно-монтажные работы на земельном участке №, может затруднить в последующем исполнение судебного акта по данному иску.
На основании изложенного, просит: 1. Признать недействительным (незаконным) распоряжение начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 890 кв.м, образуемого путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 450 кв.м, с кадастровым номером 05:49:000038:551, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее завода ДагЗЭТО, находящегося в собственности Магомедова М.Р., а также соглашение за № от ДД.ММ.ГГГГ заключенное между отделом земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» и Магомедовым М.Р. о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земель участка, находящегося в частной собственности.
2. Признать отсутствующим за Магомедовым Магомедом Раджабкадиевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:49:000038:945, на момент регистрации такого права в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД и внесения записи о государственной регистрации право собственности от ДД.ММ.ГГГГ за №.
3. Признать недействительным (незаконным) схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
4. Изъять у Магомедова М.Р. земельный участок с кадастровым номером 05:49:000038:945 площадью 440 кв.м., возникший в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и вернуть его в собственность муниципального образования.
5. Обязать Управление Росреестра по РД исключить из единого государственного реестра недвижимости записи о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ за № и снять земельный участок с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета.
Старший помощник прокурора <адрес> Алишейхов К.М., в судебном заседании поддержал исковые требования просил удовлетворить их по изложенным в нём основаниям.
Представитель Администрация ГО «<адрес>», по доверенности Яхъяев Р.Р. в судебном заседании не признал исковые требования заместителя прокурора <адрес> Алибекова А.И. просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Магомедова М.А. по доверенности Джабраилов Г.Ш. в судебном заседании не признал исковые требования заместителя прокурора <адрес> Алибекова А.И. просил в удовлетворении иска отказать.
Ответчик Магомедов М.Р. будучи надлежаще извещён о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не сообщил суду о причинах неявки, не просил об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Магомедов М.А. будучи надлежаще извещён о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не сообщил суду о причинах неявки, не просил об отложении дела на другой срок, телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело без его участия, и отказать в удовлетворении исковых требований. В судебном заседании будет принимать участие представитель Джабраилов Г.Ш.
Представители Отдел земельных и имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>», Отдел строительства и архитектуры Администрации ГО «<адрес>», Управление Росреестра по РД, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, не сообщили суду о причинах неявки, не просили об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, признав причины неявки ответчика Магомедова М.Р., Отдел земельных и имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>», Отдел строительства и архитектуры Администрации ГО «<адрес>», Управление Росреестра по РД, неуважительными, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело, в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков Магомедова М.А. по доверенности Джабраилова Г.Ш. и Администрации ГО «<адрес>» Яхъяева Р.Р., изучив материалы гражданского дела, и оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Земельным кодексом Российской Федерации в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной собственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1266-О),
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в частности, в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункт 11).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков (п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного п. 12 ст. 39.29 ЗК РФ.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного п. 12 ст. 39.29 ЗК РФ.
Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (п. 2 ст. 11.7 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены гл. V.4 ЗК РФ (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
Таким образом, перераспределение земельных участков по общему правилу производится в следующем порядке:
- составление соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с п. 2 ст. 11.7 ЗК РФ (о требованиях, предъявляемых к соглашению об образовании земельных участков при их перераспределении, см. п. 2 Письма Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N ОГ-<адрес> "Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с перераспределением земельных участков");
- проведение кадастровых работ в соответствии с требованиями ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) и подготовка межевого плана, который является результатом кадастровых работ и основанием для кадастрового учета образуемых земельных участков (ст. 37 Закона о кадастровой деятельности, п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости);
- постановка на кадастровый учет образованных земельных участков и проведение государственной регистрации прав в соответствии со ст. ст. 14 - 18 Закона о регистрации недвижимости.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости предусмотрены ст. 41 Закона о регистрации недвижимости.
Согласно п. 2 указанной статьи в случае образования двух и более земельных участков в результате перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков, за исключением случаев, если в соответствии с Законом о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
Одновременно с этим осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с Законом о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. В случае если в соответствии с Законом о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет образованных объектов недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав на них, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на образованные объекты недвижимости (п. 3 ст. 41 Закона о регистрации недвижимости).
Вместе с тем разные виды разрешенного использования исходных земельных участков могут послужить препятствием для их перераспределения.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с ЗК РФ и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН. Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412.
В силу ч. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, который определяет правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 ГрК РФ).
Пунктом 3 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Анализ данной нормы позволяет предположить, что для образования земельных участков необходимо, чтобы виды разрешенного использования исходных участков совпадали, иначе невозможно будет определить вид разрешенного использования образуемых земельных участков.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, в том числе при их перераспределении.
Согласно п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с п. 5 ст. 11.9 ЗК РФ не допускаются раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
В п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ закреплено правило, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 52 Требований к подготовке межевого плана и составу содержащихся в нем сведений, утв. Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0592, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка (исходных земельных участков), за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
Постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Магомедову М.Р. предоставлен земельный участок площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, восточнее завода ДагЗЭТО, под строительство загородного дома.
В едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись 05:49:000038:551-05/099/2017-1 от ДД.ММ.ГГГГ и земельному участку присвоен кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее завода ДагЗЭТО.
По заявлению Магомедова М.Р. о перераспределении земельного участка, распоряжением отдела земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, образуемого путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящееся в частной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ между Магомедовым М.Р. и отделом земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» заключено соглашение № о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
В результате чего образован самостоятельный земельный участок с кадастровым номером 05:49:000038:945 с общей площадью 890 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, восточнее завода ДагЗЭТО.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил застройки и землепользования (далее - ПЗЗ) <адрес>, утвержденных Решением Избербашского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок с кадастровым номером № располагался в территориальной зоне Т «Зона транспортной инфраструктуры».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца Магомедова М.А. по доверенности Джабраилова Г.Ш., была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным экспертами ООО «ЮЦСЭО «ЮГРАС»» ФИО10, который пришёл к следующим выводам:
По первому вопросу:
? По результатам исследования представленных материалов гражданского дела, а также согласно данным фактического осмотра установлено, что площадь земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена, присоединенного к земельному участку с кадастровым номером 05:49:000038:551, Распоряжением Отдела земельных и имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>» №-р от 17.10.2022г., соответствует площади этого же земельного участка по фактическому расположению, в пределах допустимой погрешности.
По второму вопросу:
? Вид разрешенного пользования ИЖС, не входит в перечень основных видов разрешенного использования, условно разрешенных видов использования и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны Т.
Соответственно, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства для территориальной зоны Т (минимальная и максимальная площади земельных участков) реконструкции объектов капитального строительства для размещения индивидуального жилого дома, не регламентированы.
По третьему вопросу:
¦¦¦ Из Схемы № следует, что возле земельного участка, сформированного на основании вышеуказанного Распоряжения Отдела земельных и имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>» №-р от 17.10.2022г., имеется свободная территория площадью более 1220,0кв.м. (оттенена в жёлтый цвет), при условии, что на этой территории отсутствуют ранее учтённые земельные участки (земельные участки с зарегистрированным правом собственности без уточнения границ), магистральные путепроводы (газопроводы, водопроводы, канализация, электричество и т.д.) и подъездные пути
По четвёртому вопросу:
? Образовать самостоятельный земельный участок за счет указанной свободной территории (располагающейся в территориальной зоне Т), не предполагающей виды разрешенного пользования под перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства) и земельного участка из земель государственная собственность, на которые не разграничена, присоединенного к земельному участку с кадастровым номером 05:49:000038:551 Распоряжением Отдела земельных и имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>» №-р от 17.10.2022г.. не представляется возможным.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку проведено квалифицированным специалистом, имеющим соответствующее образование, квалификацию и стаж работы, который применил при проведении технического исследования действующие методики с использованием специальной литературы. Заключение является обоснованным и аргументированным, каких-либо неясностей и противоречий не содержит, выводы специалиста понятны. Кроме того, эксперт был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Вышеуказанные обстоятельства, установленные судебной экспертизой, сомнений в правильности и обоснованности выводов эксперта у суда не вызвали.
Доказательств неправильности и недостоверности проведенной экспертизы представителем администрации ГО «<адрес>» и ответчика Магомедова М.А. по доверенности Джабраилова Г.Ш. не представлено.
Из сообщения Управления Росреестра по РД на устный запрос прокурора <адрес>, (стр. 5-7), следует, что на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ отдела земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>», утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемая путем перераспределения земель государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности образован земельный, участок с кадастровым номером 05:49:000038:945, пл. 890 кв:м,, путем перераспределения земельного участка с КН 05:49:000038:551, пл. 450 кв.м.
Таким образом, как следует из указанных выше нормативных положений, распоряжения об утверждении схемы и заключения соглашений о перераспределении земель Государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности, допускаются.
Однако следует отметить, что согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО11 на нарушений его конституционных прав подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации суд пришел ж следующему выводу.
Земельный кодекс Российской Федерации, будучи кодифицированным правовым актом в сфере земельных отношений, предусматривает в статье 39 в Качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №). С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизаций, к которым относится, перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28)
Оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 того же Кодекса).
С учетом изложенного, предоставления в порядке перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами:........................ 05:49:000038:945, 890 кв.м. считают необоснованным, поскольку имелась: возможность сформировать на перераспределяемой муниципальной территории самостоятельный земельный участок, права на которые граждане и юридические лица могли приобрести в общем порядке.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В исковом заявлении заместитель прокурора <адрес> просит признать недействительным (незаконным) схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании Управление Росреестра по РД исключить из единого государственного реестра недвижимости записи о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ за № и снять земельный участок с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета,
Однако данные требования не подлежат удовлетворению так как, постановление Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в частную собственность земельного участка гр. Магомедову Магомеду Раджабкадиевичу» на основании которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не признано незаконным и не отменено.
Согласно п.53 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Возложение обязанности на регистрирующий орган Росреестра РД, нарушает заявительный характер регистрации, установленный ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости”.
Таким образом с учётом вышеизложенного исковые требования заместителя прокурора <адрес> Алибекова А.И. подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ, ст. 333.19 ч. 1 п. 3 НК РФ с ответчика Магомедова М.А. в связи с частичным удовлетворением иска подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в сумме 900 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Алибекова А.И. удовлетворить частично.
Признать Распоряжение начальника Отдела земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, которым утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 890 кв.м, образуемого путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 450 кв.м, с кадастровым номером 05:49:000038:551, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее завода ДагЗЭТО, находящегося в собственности Магомедова М.Р.; Соглашение за № от ДД.ММ.ГГГГ заключенное между Отделом земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» и Магомедовым М.Р. о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земель участка, находящегося в частной собственности; недействительными.
Признать отсутствующим право собственности Магомедова Мурада Абдуллаевича на земельный участок площадью 440 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером 05:49:000038:945, общей площадью 890 кв.м., расположенным по адресу: РД, <адрес>, восточнее завода ДагЗЭТО
Решение является основанием для исключения из ЕГРН записи о регистрации права собственности Магомедова Мурада Абдуллаевича на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 890 кв.м.; снятии с государственного кадастрового учёта указанного земельного участка, признав право собственности Магомедова Мурада Абдулаевича, на земельный участок площадью 450 кв.м., расположенным по адресу:РД, <адрес>, восточнее завода ДагЗЭТО (ранее внесённый в ЕГРН за кадастровый номер №).
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Магомедова Мурада Абдуллаевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, Дагестанской АССР, паспорт серии 82 20 №, выдан МВД по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 050-005, проживающего по адресу: <адрес>, к.М, <адрес>, государственную пошлину в доход местного бюджета ГО «<адрес>» в сумме 900 (девятьсот) рублей, с зачислением на следующие банковские реквизиты: банк получателя средств «Отделение Тула Банк России//УФК по <адрес>»; БИК 017003983, номер счета получателя платежа – 40№, получатель: Казначейство России (ФНС России), наименование платежа - государственная пошлина, казначейский счет – 03№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Избербашский городской суд РД.
Судья Нурбагандов Н.М.
Мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ.