Решение по делу № 2а-584/2018 (2а-5155/2017;) от 22.12.2017

2а-584/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа      17 января 2018 года

Ленинский районный суд г. Уфы в составе:

председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,

при секретаре судебного заседания Суфиевой А.К.,

с участием представителя административного ответчика МВД по Республике Башкортостан – Ротовской С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стрелкова С.Ю. к Информационному центру Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, ФКУ ГИАЦ МВД России о признании необоснованными и незаконными действий    по хранению в их базах данных информации о возбуждении уголовного дела, обязании исключить (удалить) информацию о возбуждении уголовного дела и его прекращении,

УСТАНОВИЛ:

Стрелков С.Ю. обратился в суд с административным иском к Информационному центру Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, ФКУ ГИАЦ МВД России.

Определением судьи к участию в деле в качестве ответчиков привлечены МВД по РБ, МВД России.

В обоснования иска указано, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ года ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», и ИЦ МВД по Республике Башкортостан, в отношении административного истца сведения о судимости на территории РФ не имеются. Однако из данной справки следует, что в ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», ИЦ МВД по Республике Башкортостан имеются сведения в отношении – Стрелкова С.Ю., о факте привлечении к уголовной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по ч. 3 ст.264 УК РФ и о прекращении ДД.ММ.ГГГГ года уголовного преследования судом Белорецкого района РБ на основании ст.25 УПК РФ. При отсутствии судимости, данные о привлечении к уголовной ответственности, административными ответчиками были внесены в базу данных и необоснованно хранятся до настоящего времени.

Административный истец полагает, что информация о возбуждении и прекращении уголовного дела хранится в отношении него в ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», ИЦ МВД по Республике Башкортостан незаконно.

Стрелков С.Ю. просит признать необоснованными и незаконными действия административных ответчиков по хранению в их базах данных информации (сведений) о привлечении к уголовной ответственности и о прекращении уголовного дела, обязании ИЦ МВД по Республике Башкортостан и ФКУ ГИАЦ МВД России исключить (удалить) информацию о привлечении к уголовной ответственности и о прекращении уголовного дела.

Административный истец Стрелков С.Ю. извещенный о времени и месте судебного заседания на суд не явился. Суд определил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика МВД по Республике Башкортостан – Ротовская С.А. просила в иске отказать, поскольку нарушений не имеется.

Административные ответчики ФКУ ГИАЦ МВД России, ИЦ МВД по РБ, МВД России, извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, причину не явки суду не сообщили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Стрелкова С.Ю.

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с требованиями межведомственного приказа в ФКУ «ГИАЦ МВД России» на федеральный учет ставится информация об осужденных отбывающих (отбывавших) наказание в виде лишения свободы. Информация о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, лицах, условно осужденных, также о лицах, осужденных к иным видам наказания подлежит региональному учету.

В соответствии с требованиями пунктов 72, 73 Административного регламента, должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления, осуществляет проверку по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки. После проведения проверок и получения сведений в отношении заявителя из оперативно-справочных учетов ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости.

В справке выданной информационным центром МВД по Республике Башкортостан указана информация, полученная в ходе проверки по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России», МВД России по Республике Башкортостан. Имеются сведения о привлечении к уголовной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по ч. 3 ст. 264 УК РФ. 21.06.2017 года уголовное преследование прекращено судом Белорецкого района РБ на основании ст.25 УПК РФ.

Часть 8 статьи 17 Закона о полиции закрепляет, что персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных), регламентируя в части 7 статьи 5 хранение персональных данных, также предусматривает, что оно должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом.

В настоящее время межведомственным приказом установлен срок хранения учетных документов в по фамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1 на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, и другое до достижения ими 80-летнего возраста. Какой-либо нормативный правовой акт большей юридической силы, которому бы противоречило оспариваемое предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.

В силу статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод, что обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», статьей 5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., ратифицированной Федеральным

В соответствии со ст. 10 Федерального Закона 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ. Кроме того, обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

По запросам граждан, а также государственных и муниципальных органов о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости, сведения предоставляются в соответствии с Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 07 ноября 2011 года № 1121. Справки оформляются на бланках единого образца, утвержденного вышеуказанным Административным регламентом, без указания архивных сведений. Другие организации правом обращения к учетам Информационного центра МВД по Республике Башкортостан не обладают.

В соответствии с п.п. 40, 41 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.

Таким образом, Информационный центр МВД по Республике Башкортостан предоставляет информацию по факту возбуждения уголовного дела, его движения, прекращения либо вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Нарушений законности в действиях административных ответчиков не имеется. Информация, хранящаяся в оперативно-справочных учетах, носит закрытый характер, право и порядок обращения к учету строго регламентирован и не подлежит публичному доступу, следовательно, конституционные права заявителя не нарушаются.

Кроме того, не представлены документы, что имели место какие-либо ограничения трудовых прав Стрелкова С.Ю.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд в действиях административных ответчиков не усматривает нарушений действующего законодательства.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Стрелкова С.Ю.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Стрелкова С.Ю. к ИЦ МВД по РБ, ФКУ ГИАЦ МВД России, МВД по РБ, МВД России о признании необоснованными и незаконными действий ИЦ МВД по Республике Башкортостан, ФКУ ГИАЦ МВД России по хранению в базах данных информации (сведений) о привлечении к уголовной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по ч. 3 ст. 264 УК РФ и прекращении ДД.ММ.ГГГГ года уголовного преследования Белорецким районным судом на основании ст.25 УПК РФ, обязании исключать (удалить) указанную информацию - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.

Председательствующий А.М. Гималетдинов

2а-584/2018 (2а-5155/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стрелков С.Ю.
Ответчики
ФКУ ГИАЦ МВД России
ИЦ МВД по РБ
Суд
Ленинский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
leninsky.bkr.sudrf.ru
22.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
22.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
11.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2018[Адм.] Судебное заседание
17.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее