УИД 29RS0018-01-2021-005192-93
стр. 3.025, г/п 150 руб.
Судья Беляков В.Б. № 2-105/2022 17 июня 2022 года
Докладчик Пономарев Р.С. № 33-2889/2022 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пономарева Р.С.,
судей Калашниковой А.В., Лобановой Н.В.,
при секретарях Паламар А.И., Торцевой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Луканова Александра Ивановича на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 31 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Луканова Александра Ивановича к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе.
Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия
установила:
Луканов А.И. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – СИЗО-1, следственный изолятор) о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в размере 2 400 000 рублей.
В обоснование требований указал, что в период содержания в следственном изоляторе ему диагностировали заболевание - <данные изъяты>, в связи с которым ему положено диетическое питание, которым он не всегда был обеспечен. В связи с допущенными нарушениями условий содержания под стражей он испытал физические и нравственные страдания, за которые подлежит присуждению компенсация в заявленном размере.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России), в качестве третьих лиц – прокуратура Архангельской области, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области), Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-29).
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 31 января 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Луканов А.И. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, просит удовлетворить исковые требования. Считает, что судом необоснованно не приняты во внимание объяснения содержавшихся с ним осужденных, которые являлись очевидцами допущенных нарушений минимальных норм питания. Ответчиком намеренно не представлены видеозаписи выдачи ему обеда 17 и 18 октября 2021 года со ссылкой на истечение срока их хранения. Видеозаписью, воспроизведенной в судебном заседании, подтверждается, что в период с 04 по 18 октября 2021 года ответчиком нарушалась норма предоставления молока.
В порядке подготовки настоящего дела к судебному заседанию судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Проверив материалы дела, заслушав Луканова А.И., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области Верещагину О.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Архангельской области Кокоянина А.Е., просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть первая статьи 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ).
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть вторая статьи 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на обеспечение питанием (пункт 2).
В соответствии со статьей 22 Федеральный закон № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Минимальные нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205.
Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержден приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года № 696.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», принятым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205, установлен рацион питания для больных (в том числе, больных <данные изъяты>), осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время согласно приложению № 5.
Приложением № 7 к данному приказу определены нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 10 июня 2021 года Луканов А.И. содержался в СИЗО-1 под стражей.
В связи с диагностированным заболеванием <данные изъяты>, ответчик Луканов А.И. имел право на вышеуказанное дополнительное питание.
В указанные в исковом заявлении периоды: с 17 по 21 июня 2021 года, со 02 по 05 июля 2021 года, с 22 по 23 июля 2021 года и с 16 по 17 сентября 2021 года питание Луканова А.И. в следственном изоляторе было организовано с соблюдением повышенных норм питания.
Продукты суточных норм Луканову А.И. доводились в виде готовой пищи три раза в сутки на завтрак, обед, ужин в полном объеме по утвержденным раскладкам продуктов.
В случаях отсутствия какого-либо продукта на складе, с разрешения администрации следственного изолятора производилась его замена на продукты заменители в соответствии с нормами замен, утвержденными соответствующим приказом.
Так, судом установлено, что в период с 17 по 18 октября 2021 года молоко выдавалось Луканову А.И. в полном объеме (0,25 литра молока использовалось для приготовления молочных каш, 0,25 литра молока выдавалось в натуральном виде, дополнительно один раз в неделю молоко выдавалось в натуральном виде по 0,5 литра).
В период с 04 по 18 октября 2021 года в связи с отсутствием на складе СИЗО-1 творога Луканову А.И. производилась его замена дополнительным молоком: вместо 50 гр. творога выдавалось 166,66 мл молока.
В период с 17 июня 2021 года по 18 октября 2021 года Луканову А.И. выдавались куриные яйца в количестве 3,5 штук в неделю (три раза в неделю по одному яйцу в вареном виде и 0,5 яйца в готовом виде, в виде блюда «Омлет»).
Данные обстоятельства нашли подтверждение представленными в дело допустимыми доказательствами, в том числе объяснениями осужденных, трудоустроенных в должности хозобслуги.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о надлежащих условиях содержания истца в следственном изоляторе в части соблюдения повышенных норм его питания и норм замены отсутствующих продуктов.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оценка представленным в дело доказательствам вопреки доводам апелляционной жалобы дана судом первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального закона. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Видеозаписи представлены ответчиком с учетом срока хранения архива видеозаписей, который согласно ведомственному нормативному акту составляет 30 суток.
Весь предоставленный истцом объем доводов о допущенных нарушениях организации его питания в следственном изоляторе судом проверен и оценен.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иную оценку установленных судом фактических обстоятельств дела и не являются основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 31 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Луканова Александра Ивановича – без удовлетворения.
Кассационные жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 июля 2022 года.
Председательствующий |
Судьи |