УИД № 66RS0024-01-2022-003299-83
Дело № 33-16624/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 01.10.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Зоновой А.Е.,
судей Ершовой Т.Е., Хрущевой О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Рачихина Сергея Николаевича к ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница им. П.Д. Бородина» о признании права на оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения,
по апелляционной жалобе истца на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 14.05.2024 (дело №2-977/2024),
Заслушав доклад судьи Хрущевой О.В., объяснения истца Рачихина С.Н., представителя ответчика Вахрушевой И.А., действующей на основании доверенности <№> от <дата>, представителя третьего лица Министерства здравоохранения Свердловской области Чернышева А.М., действующего на основании доверенности <№> от <дата>, судебная коллегия
Установила:
Рачихин С.Н. обратился в суд с иском к ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница им. П.Д. Бородина» о признании за ним конституционного права на оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В обоснование требований указал, что со стороны ответчика имеет место нарушение его права на бесплатное протезирование зубов. Лечение и удаление зубов не входит в его предмет иска. Конституционное право граждан не может быть ограничено Постановлением Правительства.
В ходе судебного разбирательства истец предмет исковых требований уточнил, просил признать за ним конституционное право на оказание медицинской помощи по бесплатному зубопротезированию в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (л.д.91).
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 14.05.2024 в удовлетворении исковых требования Рачихину С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что судом подменен заявленный им предмет иска, он заявлял о признании за ним конституционного права, а суд указал, что он просит устранить нарушение права. Бесплатное протезирование зубов нельготникам в Российской Федерации не существует. В решении отсутствует ссылка на ответ Министерства здравоохранения Свердловской области и ответ прокуратуры.
В заседании судебной коллегии истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица Министерства здравоохранения Свердловской области в заседании суда апелляционной инстанции просили решение оставить без изменения.
Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом: путем направления извещения почтой, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 постановления от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов"). О причинах своей неявки не уведомил, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявил.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Из материалов дела следует, что <дата> Министерством здравоохранения Свердловской области Рачихину С.Н. дан ответ по вопросу организации медицинской помощи по изготовлению и ремонту зубных протезов (л.д. 110).
Также Министерство здравоохранения <адрес> в ответ на обращение Рачихина С.Н. письмом от <дата> <№> (л.д.109) сообщило, что Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 г. N 1178-ПП определены категории граждан, которым предоставляются бесплатные медицинские услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов. ГАУЗ СО «Верхнепышминская ЦГБ» правомерно не поставило его в очередь на льготное зубопротезирование ввиду отсутствия соответствующих документов, дающих право на получение льготы.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Областных законов Свердловской области от 25.11.2004 № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», от 25.11.2004 № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области», от 15.07.2005 № 78-ОЗ «О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения или вооруженного конфликта» и от 15.07.2005 № 91-ОЗ «О почетном звании Свердловской области «Почетный гражданин Свердловской области», порядком предоставления бесплатных медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 № 1178-ПП, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 N 2353 (ред. от 23.03.2024) "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", установив, что истец не относится к категории граждан, которые имеют право на получение социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов в государственных или муниципальных медицинских организациях, а также, что истец по поводу льготного зубопротезирования к ответчику не обращался, отказал в удовлетворении заявленных требований, не усмотрев нарушений прав истца со стороны ответчика.
Судебная коллегия считает выводы суда основанными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Базовым нормативным правовым актом в сфере здравоохранения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В пункте 5 статьи 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 этого закона установлено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи, Правительством Российской Федерации утверждена прилагаемая Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 N 2353 (ред. от 23.03.2024) "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - территориальная программа государственных гарантий), включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее - территориальная программа обязательного медицинского страхования).
В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.
Понятие "медицинская организация" используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Ветеранам боевых действий оказание медицинской помощи в рамках Программы осуществляется во внеочередном порядке.
Как следует из абз. 1 Раздела 3 вышеуказанной Программы, гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания, в соответствии с разделом 2 Программы, при болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования).
Разделом 5 Программы установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется зубное протезирование отдельным категориям граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе лицам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания.
Право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов на федеральном уровне имеют, например, следующие категории граждан: 1) военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, сотрудники ОВД в том числе полиции, имеющие специальные звания сотрудники учреждений и органов уголовно – исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации; 2) офицеры, уволенные по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно – штатными мероприятиями, при наличии определенной выслуги, а также члены их семей; 3) граждане, Российской Федерации, уволенные со службы в ОВД и ставшими инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы; 4) лица, имеющие звание Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, полного кавалера ордена Славы, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации, полного кавалера ордена трудовой Славы.
Право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов на уровне Свердловской области, согласно Законам Свердловской области от 25.11.2004 № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» от 25.11.2004 № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области» от 15.07.2005 № 78-ОЗ «О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения или вооруженного конфликта» и от 15.07.2005 № 91-ОЗ «О почетном звании Свердловской области «Почетный гражданин Свердловской области», а также порядку предоставления бесплатных медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов, утвержденного постановлением правительства Свердловской области от 28.12.2004 № 1178-ПП, имеют следующие категории граждан: 1) гражданам, проживающим на территории Свердловской области, получившим увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта; 2) лицам, проработавшим в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; 3) лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; 4) ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости и (или) возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретшим в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили; 5) реабилитированным лицам.
Пунктом 3 вышеуказанного порядка установлено, что основанием для предоставления бесплатной медицинской услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов является удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, а также наличие медицинских показаний для зубопротезирования по заключению врача стоматолога – ортопеда, врача – стоматолога, зубного врача.
В судебном заседании обстоятельств отнесения истца Рачихина С.Н. к какой –либо из вышеуказанных категорий граждан, которые имеют право на бесплатное зубопротезирование, не установлено.
Руководствуясь приведенными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что услуги по протезированию зубов не могут быть оказаны истцу бесплатно, если он не относится к определенной категории граждан.
При этом, судом установлено, что Рачихин С.Н. в зубопротезное отделение ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница им. П.Д. Бородина» по поводу льготного зубопротезирования не обращался. Доказательств обратного истцом не представлено. Последнее обращение Рачихина С.Н. за стоматологической помощью имело место <дата>, медицинская стоматологическая помощь Рачихину С.Н. оказана, проведено удаление зуба 2.1., что подтверждается письменными материалами дела, в том числе, сведениями амбулаторной медицинской карты больного.
Статья 2 ГПК РФ определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Часть 1 статьи 3 ГПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статье 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, гражданское и гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующие положения статьи 46 Конституции РФ, исходят, по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В рассматриваемом случае истец в иске не указывает на конкретные обстоятельства, нарушения ответчиком его прав либо угрозы их нарушения, непосредственно к ответчику по вопросу льготного зубопротезирования не обращался, вследствие чего право истца ответчиком не нарушалось.
Фактически приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 14.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Зонова
Судьи Т.Е.Ершова
О.В.Хрущева