Дело № 2-2105/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2016 года город Саратов
Фруненский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Агишевой М.В.,
при секретаре Выходцевой Ю.В.,
с участием представителя истца по доверенности Козлова Д.В.,
представителя ответчиков Малащенко Т.А., Малащенко В.А. – адвоката Подмаревой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некрасова И.О. к Малащенко Т.А., Малащенко В.А. о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
установил:
Некрасов И.О. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Малащенко Т.А., Малащенко В.А. (далее по тексту – ответчики) и с учетом уточнений исковых требований, сделанных его представителем в порядке ст. 39 ГПК РФ, окончательно просил прекратить у ответчиков Малащенко Т.А. и Малащенко В.А. право пользования жилым помещением, состоящим из двух жилых комнат площадью 12,2 кв.м. и 7,6 кв.м., что составляет 161/1000 долей в коммунальной квартире №, находящимся по адресу: <адрес>. Мотивирует свои требования тем, что он, Некрасов И.О. является собственником вышеуказанного жилого помещения на основании договора дарения недвижимости от 22.05.2015г., заключенного с ответчиками, о чем у него имеются свидетельства о государственной регистрации права собственности серия 64-АД № от 04.06.2015г. и серия 64-АД № от 04.06.2015г. На момент регистрации перехода права собственности по вышеуказанному договору дарения, в жилом помещении были зарегистрированы ответчики, которые до настоящего времени с регистрационного учета не снялись и продолжают быть зарегистрированными по вышеуказанному адресу. В договоре дарения недвижимости отсутствуют сведения о сохранении каких-либо прав у ответчиков на жилое помещение. Согласно п. 5 договора волеизъявление дарителей на заключение договора дарения, в котором они безусловно отказались от всех прав собственника, передав их одаряемому без всякой встречной передачи вещей или прав либо встречных обязательств со стороны последних, подтверждено подписанием договора дарения. Согласно п. 7 договора дарения, дарители гарантируют, что передают вышеуказанную недвижимость свободной от любых прав третьих лиц. Истец неоднократно в устной форме обращался к ответчикам с просьбой о снятии с регистрационного учета. Однако, до настоящего времени ответчики продолжают числиться зарегистрированными по указанному выше адресу. Ответчики никаких связей с истцом не поддерживают, членами его семьи не являются, обязательств по уплате коммунальных услуг совместно с истцом не исполняют, личных вещей ответчиков в жилом помещении не имеется. Право пользования жилым помещением у ответчиков не сохраняется, в связи с отсутствием между истцом и Малащенко Т.А., Малащенко В.А. соглашения о порядке пользования жилым помещением. В настоящее время адрес нынешнего проживания ответчиков истцу неизвестен. Регистрация ответчиков в принадлежащем истцу на праве собственности вышеуказанном жилом помещении существенным образом нарушает его права владения, пользования и распоряжения жилым помещением.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Козлов Д.В. исковые требования, с учетом сделанных уточнений, поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Ответчики Малащенко Т.А. и Малащенко В.А. в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени рассмотрения дела по месту своей регистрации. По месту регистрации ответчикам также направлялось исковое заявление с приложенными к нему документами.
Судебные извещения, направленные ответчикам по месту их регистрации, возвращены в суд за истечением срока хранения.
Таким образом, суд предпринял меры для надлежащего извещения ответчиков о времени и месте рассмотрения дела.
Применительно к правилам п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года N 221, и ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечению срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Поскольку фактическое место проживания ответчиков суду не известно, для защиты интересов ответчиков Малащенко Т.А. и Малащенко В.А., в порядке ст. 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, им был назначен адвокат.
В судебном заседании адвокат Подмарева О.А., представляющая интересы ответчиков, возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - отдел УФМС России по Саратовской области во Фрунзенском районе г. Саратова, было своевременно и надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки не сообщило.
Принимая во внимание мнение участников процесса, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется свободная защита его прав и свобод.
На основании ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст.11 ГК РФ защита нарушенных прав осуществляется судом.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права и др.
На основании ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ч. 1). Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий (ч.2).
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст.288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцу Некрасову И.О. на праве собственности принадлежит жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат площадью 12,2 кв.м. и 7,6 кв.м., что составляет 161/1000 долей в коммунальной квартире №, находящееся по адресу: <адрес>, что подтверждается копией дела правоустанавливающих документов в отношении жилых помещений с кадастровыми номерами №, №, расположенными по адресу: <адрес> (комнаты площадью 12,2 кв.м. и 7,6 кв.м.), договором дарения недвижимости от 22.05.2015г., свидетельствами о государственной регистрации права серия 64-АД № от 04.06.2015г. и серия 64-АД № от 04.06.2015г.
Факт заключения договора дарения недвижимости от 22.05.2015г. сторонами не отрицается, а сам договор не оспаривается.
Согласно пояснений представителя истца, в настоящее время ответчики освободили спорное жилое помещение, однако до настоящего времени продолжают быть зарегистрированными в нем и добровольно сняться с регистрационного учета отказываются.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на 18.03.2016г. по адресу: <адрес> (две жилые комнаты площадью 12,2 кв.м и 7,6 кв.м) зарегистрированы ответчики Малащенко Т.А. и Малащенко В.А., что подтверждается справкой формы №1, выданной ТСЖ-5 Фрунзенского района г. Саратова.
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Членами семьи истца, в том смысле как регламентирует п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчики не являются. Данный факт нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и не был оспорен стороной ответчиков.
В судебном заседании также установлено и сторонами не оспаривается, что соглашение о пользовании спорным жилым помещением между истцом и ответчиками не заключалось.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность сохранения за бывшим собственником и членами его семьи права бессрочного пользования жилым помещением в случае перехода права собственности к другому лицу.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценивая представленные доказательства согласно требованиям ст.67 ГПК РФ в их совокупности, учитывая, что истец Некрасов И.О. на основании договора дарения недвижимости от 22.05.2015г. является собственником двух жилых комнат площадью 12,2 кв.м и 7,6 кв.м, в коммунальной квартире, находящейся по адресу: <адрес>, какого-либо соглашения между истцом и ответчиками о порядке пользования жилым помещением не заключалось, при этом у истца отсутствует обязанность по обеспечению ответчиков жилым помещением, ответчики не являются членами семьи собственника жилого помещения, а также, принимая во внимание, что регистрация ответчиков в спорном жилом помещении ведет к нарушению прав и законных интересов истца, как собственника спорного жилого помещения, препятствует реализации всей совокупности принадлежащих ему прав в отношении спорного жилого помещения в полном объеме, суд приходит к выводу, что требования Некрасова И.О. о прекращении у Малащенко Т.А. и Малащенко В.А. права пользования указанным жилым помещением основаны на законе, подтверждены доказательствами, представленными в материалы дела, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Решение суда о прекращении у ответчиков права пользования жилым помещением является основанием для снятия их с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 12,2 ░░.░. ░ 7,6 ░░.░., ░░░ ░░░░░░░░░░ 161/1000 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 31 ░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░