Судья Ибрагимов Р.С. дело № 33а-5786/2016
учет 65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2016 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,судей Саитгараевой Р.А., Сибгатуллиной Л.И.,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. дело по апелляционной жалобе Костюнина Сергея Анатольевича на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 февраля 2016 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного искового заявления Сергея Анатольевича Костюнина к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промобъекты, общей площадью 10564 квадратных метров, с кадастровым номером 16:52:100201:153, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промышленно-коммунальная зона, ОАО «КамАЗ», в границах пересечения дорог VII и VIII, отказать».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – Першикова К.А., возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костюнин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промобъекты, общей площадью 10 564 квадратных метров, с кадастровым номером 16:52:100201:153, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промышленно-коммунальная зона, открытое акционерное общество «КамАЗ», в границах пересечения дорог VII и VIII.
В обоснование заявленных требований указывается, что кадастровая стоимость принадлежащего Костюнину С.А. на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как налогоплательщика по земельному налогу.
На этом основании административный истец просит определить кадастровую стоимость земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года в размере 2463814 рублей.
В судебном заседании представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Морозов В.В. и представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Залялова Р.Ф. заявленным требованиям возражали, пояснив, что датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, то есть 3 декабря 2013 года.
Административный истец Костюнин С.А., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется, представители административного истца Абдуллина К.Б. и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился Костюнин С.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. При этом указано, что поскольку государственная кадастровая оценка производилась в 2010 году и ее результаты и удельные показатели утверждены 24 декабря 2010 года, в том числе для кадастрового квартала 16:52:100201, следовательно, при примененной методике расчета кадастровой стоимости земельного участка применялись показатели 2010 года за весь период с 2010 по 2015 годы. Поэтому кадастровая стоимость и должна определяться по состоянию на 1 января 2010 года.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По смыслу части 1 статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (часть 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (аналогичное правовое регулирование содержалось в статье 24.21 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 431-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, определенные по состоянию на 1 января 2010 года, утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года №1102.
Судом установлено, что Костюнину С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промобъекты, общей площадью 10 564 квадратных метров, с кадастровым номером 16:52:100201:153, расположенный по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промышленно-коммунальная зона, открытое акционерное общество «КамАЗ», в границах пересечения дорог VII и VIII,.
Решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан от 3 декабря 2013 года осуществлен государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 16:52:100201:153 в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 16:52:100201:53.
Кадастровая стоимость спорного объекта определена органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 222 от 12 августа 2006 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года №1102, по состоянию на 3 декабря 2013 года в размере 19477 586 рублей 28 копеек.
После указанной даты сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, в государственный кадастр недвижимости не вносились.
В настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся иные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной по состоянию на 1 января 2015 года в размере 20878055 рублей 76 копеек, которые внесены на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)».
В пунктах 14 и 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В подтверждение заявленных административным истцом оснований для пересмотра кадастровой стоимости суду представлен отчет от 12 ноября 2015 года № 607-1/15-з об определении рыночной стоимости земельного участка, составленный обществом с ограниченной ответственностью «Лучъ». Согласно отчету рыночная стоимость спорного земельного участка на дату оценки 1 января 2010 года составила 2463814 рублей.
Данный отчет прошел экспертизу на подтверждение стоимости в саморегулируемой организации оценщиков «Ассоциация российских магистров оценки», по результатам которой составлено положительное экспертное заключение от 17 декабря 2015 года №Э-0568/15-1.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований по существу, суд первой инстанции исходил из положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и определил, что датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, в данном случае следует считать 3 декабря 2013 года – дату внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
В представленном административным истцом отчете оценщика рыночная стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2010 года, то есть не на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости. В этой связи суд посчитал, что названный отчет не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Установление рыночной стоимости не на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка, в силу статьи 24.18 Федерального закона не может являться основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и подтверждаются материалами дела.
Иных сведений о более раннем внесении земельного участка с требуемыми характеристиками в государственный кадастр недвижимости в деле не имеется.
Доводы жалобы о совпадении удельных показателей до и после постановки земельного участка на кадастровый учет при установленных обстоятельствах сами по себе основанием для отмены решения суда являться не могут. Суд данные обстоятельства установил правильно и пришел к обоснованному выводу о дате включения рассматриваемого земельного участка в государственный кадастр недвижимости и о необходимости установления его стоимости на соответствующую дату.
Административный истец требования не изменял, в связи с чем дело было разрешено по существу по изначально заявленному предмету и основаниям.
В этой связи доводы жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 февраля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Костюнина Сергея Анатольевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи