66RS0012-01-2024-000414-94
Дело № 2-459/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 07 мая 2024 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Третьяковой О.С.,
при секретаре Томиловой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 к Куркину Вячеславу Владимировичу о взыскании выплаченной на основании социального контракта суммы государственной социальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 (далее Управление) обратилось в суд с иском к Куркину В.В. о взыскании выплаченной на основании социального контракта суммы государственной социальной помощи. В обоснование требований указано, что (дата) между сторонами заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи в соответствии с Областным законом от 29.10.2007 № 126 ОЗ «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам» (далее Закон Свердловской области № 126-ОЗ от 29.10.2007). В рамках данного контракта ответчику оказана мера социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере 128 531 руб., в связи с необходимостью выполнения мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Поскольку ответчик ненадлежащим образом исполнил условия контракта, не предоставил информацию в письменном виде о выполнении всех мероприятий с приложением соответствующих документов (под. 5 п. 3.2 Программы социальной адаптации), соответственно денежные средства в размере 60 984 руб. ответчиком получены неправомерно. В добровольном порядке указанные денежные средства ответчик не возвращает, в связи с чем просят взыскать указанную сумму с ответчика.
Представители истца Волкова Н.Ю., Подлесная М.Ф., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования иска поддержали по изложенным основаниям.
Ответчик Куркин В.В. судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Указал о том, что прошел обучение в институте бизнеса и информационных технологий по направлению областного фонда поддержки предпринимательства и малого бизнеса на курсах, приобрел оргтехнику и мебель, предоставив соответствующие документы, направлял ежемесячные отчеты о выполнении программы. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч.1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В Свердловской области отношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта урегулированы Законом Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ, Постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2014 № 814-ПП.
В соответствии со ст. 7-2 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 126-ОЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с федеральным законом устанавливается в социальном контракте.
Форма социального контракта, а также перечень мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, устанавливаются Правительством Свердловской области в соответствии с федеральным законодательством.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с федеральным законом назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по основаниям, установленным Правительством Свердловской области.
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения организует в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Свердловской области, осуществление выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта кредитными организациями, в том числе с использованием Единой социальной карты, по заявлению лица, которому она назначена.
Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Согласно ст. 7-3 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть прекращено территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения принимает меры по взысканию сумм, полученных с нарушением условий оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренных в п. 2-2 ст. 4 настоящего Закона.
В целях реализации ст.7-2 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ Постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2014 № 814-ПП утверждены: Порядок рассмотрения заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта; Порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; форма социального контракта; основания продления срока назначения государственной помощи на основании социального контракта; типовое положение об экспертной комиссии; перечень мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
С учетом вышеприведенного правового регулирования, одним из ключевых условий оказания помощи в соответствии с социальным контрактом является следование гражданином программе мероприятий, которые предусмотрены программой социальной адаптации. Смысл государственной помощи в этом случае заключается именно в поддержке гражданина в его решимости изменить сложившуюся жизненную ситуацию.
Потому в качестве, с одной стороны, мотивирующего воздействия, а с другой - санкции за неисполнение взятых гражданином на себя обязательств законодатель предусмотрел ч. 2.1 комментируемой статьи право органа социальной защиты населения прекратить оказание государственной социальной помощи в одностороннем порядке в случае невыполнения ее получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что (дата) между сторонами заключен социальный контракт № на оказание государственной социальной помощи в соответствии с Областным законом от 29.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам» (далее Закон Свердловской области № 126-ОЗ от 29.10.2007).
(дата) в рамках данного контракта ответчику оказана мера социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере 128 531 руб. в связи с необходимостью выполнения мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно п.п. 5 п. 3.2 социального контракта Куркин В.В. взял на себя обязательства по предоставлению в Управление информации в письменной форме о выполнении мероприятий программ социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина с приложением соответствующих документов.
25.05.2023 ответчик приобрел ноутбук стоимостью 41 999 руб., МФУ стоимостью 32 999 руб., сетевой фильтр стоимостью 599 руб., беспроводную мышь стоимостью 299 руб., что подтверждается товарным чеком № от 25.05.2023 на сумму 67 547 руб.
18.07.2023 Куркину В.В. истцом направлено письмо о неисполнении им программы социальной адаптации и установлен срок до 28.07.2023 для предоставления информации об аренде помещения и документов по приобретению офисной мебели.
28.07.2023 от ответчика истцу поступил ответ, согласно которому отчет не предоставлен в срок по причине нахождения в другом городе, находится в поиске подходящего по стоимости офиса, мебель будет приобретена после.
01.08.2023 представителем истца осуществлен выезд по месту жительства ответчика, которым был предъявлен ноутбук, МФУ, сетевой фильтр, беспроводная мышь. Вся техника не распакована, в заводской упаковке, не используется, что зафиксировано в акте.
03.08.2023 истцом ответчику направлено письмо с запросом информации о причинах неиспользования оборудования.
01.09.2023 ответчиком истцу представлена информация в письменном виде за август 2023 года, согласно которой, арендован офис и приобретена мебель для офиса с приложением копии договора субаренды от 14.08.2023 № № по адресу: <адрес>.
04.09.2023 ответчиком истцу представлена информация в письменном виде о приобретений шкафа для документов, тумбы офисной, шкафа для одежды, стола рабочего, стула ИЗО.
07.09.2023 истец направил ответчику запрос о предоставлении документов, подтверждающих целевое использование денежных средств.
12.09.2023 поступил по электронной почте ответ Куркина В.В.
25.09.2023 при инвентаризации оборудования в офисе по адресу: <адрес> истцом установлено, что мебель, указанная в договорах, поименованных в п. 5 письма ответчика от 12.09.2023, в данном офисе отсутствует. Представленная мебель является не новой, имеет следы износа. Тумба и кресло офисное отсутствуют.
27.09.2023 истцом направлено ответчику требование о возврате денежных средств в срок до 04.10.2023.
13.10.2023 на приеме у начальника Управления ответчику лично вручено требование о возврате денежных средств в срок до 26.10.2023.
13.10.2023 Куркиным В.В. представлены оригиналы договоров купли-продажи мебели, квитанции к приходному кассовому ордеру.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (ч. 2 ст. 453 ГК РФ).
Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства. (ч. 4 ст. 453 ГК РФ)
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Истец, предъявляя исковые требования, указывает о том, что в пункте в п. 1.5.1 договора субаренды от 14.08.2023 № на помещение по адресу: <адрес> Куркин В.В. указан в качестве индивидуального предпринимателя, хотя является самозанятым лицом. Кроме того, в плане расположения объекта назначение указано - склад/ателье, однако в чеках по операции оплата за услугу - интернет, ТВ, телефония. Платежное поручение не содержит реквизиты (номер и дату) договора субаренды и номер оплачиваемого счета, что противоречит п. 3.6. договора субаренды.
Вместе с тем, согласно представленной в материалы дела справки <*****> от 03.10.2023 следует, что между <*****> и Куркиным В.В. заключен договор субаренды нежилого помещения от 14.08.2023 №, лицевой счет №, расположенного по адресу: <адрес>. Куркин В.В. произвел оплату в размере 4664 руб. 90 коп. - 30.08.2023, 12 918 руб. 20 коп. - 20.09.2023. <*****> принимает платежи за аренду помещения только по безналичному расчету на лицевой счет №.
Данные документы суд полагает возможным отнести к доказательствам несения расходов на аренду помещения, понесенных ответчиком в рамках заключенного социального контракта.
При проведении проверки соблюдения требований социального контракта представители истца посещали офис по указанному адресу, зафиксировали в нем осуществление деятельности ответчиком, что в процессе рассмотрения дела не оспаривалось.
Кроме того, в обоснование исковых требований истцом указывается о том, что представленные ответчиком договоры о приобретений шкафа для документов, тумбы офисной, шкафа для одежды, стола рабочего, стула ИЗО не содержат обязательных реквизитов: даты, информации о сторонах договора и т.д., подписаны неуполномоченным лицом. При инвентаризации оборудования, приобретенного на средства социального контракта, 25.09.2023 в офисе по адресу: <адрес> установлено, что мебель, указанная в договорах, поименованных в п. 5 письма ответчика от 12.09.2023, в данном офисе отсутствует. Представленная мебель является не новой, имеет следы износа. Тумба и кресло офисное отсутствуют. Ответчик трижды представлял документы на мебель, однако, в каждом варианте было несоответствие.
Так, Куркиным В.В. истцу представлены квитанции к приходно-кассовому ордеру № на сумму 4 600 руб., № от 31.08.2023 на сумму 9500 руб. (заказ клиента № от 06.07.2023) на приобретение стола рабочего; квитанция к приходно-кассовому ордеру № от 23.08.2023 на сумму 3500 руб. (заказ клиента № от 27.07.2023) на приобретение стула ИЗО; квитанции к приходно-кассовому ордеру № от 12.08.2023 на сумму 7700 руб., № от 24.08.2023 на сумму 14 600 руб. на приобретение шкафа для одежды, тумбы офисной, на общую сумму 39 900 руб.
Сделки организаций между собой, с предпринимателями и гражданами должны заключаться в письменной форме (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Однако если сделка исполняется при самом ее совершении, то письменного договора не требуется (п. 2 ст. 159 ГК РФ). Следовательно, продажа товара может не оформляться договором.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату (например, бланка строгой отчетности) (ст. 493 ГК РФ). Эти документы подтверждают заключение договора розничной купли-продажи. То есть, как правило, розничная сделка исполняется при самом ее совершении, поэтому ее можно заключить устно. Однако если моменты передачи товара и его оплаты не совпадают (например, предоставлена отсрочка платежа), тогда необходимо заключить письменный договор.
Отрицание истцом факта несения расходов Куркиным В.В. в указанных суммах основано на предположениях о недействительности представленных платежных документов. Ссылки на нарушение требований при заполнении документов строгой отчетности не могут быть безусловным основанием для удовлетворения требований, поскольку указанные документы не заполнялись ответчиком, в свою очередь нашли свое подтверждение данные о самом факте несения спорных расходов. Некорректное внесение записи о наименовании товаров, не полнота реквизитов квитанции об оплате товаров, свидетельствуют лишь о ненадлежащем контроле со стороны продавца за оформлением бланков строгой отчетности, и потому не может негативным образом отразиться на правах покупателя, оплативших их в полном объеме.
Оснований ставить под сомнение достоверность представленных ответчиком документов не имеется, факт наличия приобретенного оборудования и мебели на рабочем месте Куркина В.В. подтвержден истцом в актах проверки, представленными в материалы дела фотографиями, денежные средства ответчиком израсходованы с учетом их целевого назначения.
Доводы представителей истца о том, что мебель у ответчика не является новой, судом отклоняется, поскольку условиями социального контракта, заключенного с Куркиным В.В. не предусмотрено приобретение именно новой мебели. В судебном заседании ответчик пояснил о том, что мебель приобреталась по принципу наименьшей цены, при сохранении ее непосредственной функции.
Вместе с тем, в судебном заседании ответчик не отрицал факт отсутствия документов на приобретенное офисное кресло в сумме 5760 руб., ссылаясь на покупку без надлежащего оформления документов.
С учетом изложенного, суд полагает обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика выплаченной на основании социального контракта № от (дата) суммы государственной социальной помощи в размере 16 419 руб. 10 коп. (128 531 руб. – 67 547 руб.– 39 900руб. – 4664 руб. 90 коп. ).
Оснований для взыскания денежной суммы в большем размере, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина по делу в доход бюджета в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 к Куркину Вячеславу Владимировичу о взыскании выплаченной на основании социального контракта суммы государственной социальной помощи удовлетворить частично.
Взыскать с Куркина Вячеслава Владимировича (СНИЛС №) в пользу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 (ОГРН 1036600620055, ИНН 6612011271) выплаченную на основании социального контракта сумму государственной социальной помощи в размере 16 419 руб. 10 коп.
Взыскать с Куркина Вячеслава Владимировича (СНИЛС №) в доход бюджета госпошлину 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска – Уральского Свердловской области.
Судья О.С.Третьякова
Мотивированное решение изготовлено 16.05.2024.