Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Безденежной И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ясакова А.А. к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,
у с т а н о в и л:
Ясаков А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском. Просит суд обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить ему жилое помещение по договору найма вне очереди в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование исковых требований указав, что он является инвалидом детства, по заболеванию, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. На основании постановления Администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Ясакова И.В. – мать Ясакова А.А., с составом семьи <данные изъяты> была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма на льготных основаниях, как многодетная семья, один из детей ребенок-инвалид. В настоящее время истец вместе с родителями Ясаковой И.В., ФИО5 и братьями ФИО6, ФИО7 проживает в двухкомнатной квартире, по адресу: <адрес>, жилой площадью <данные изъяты>. В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Однако до настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением.
В судебном заседании представитель истца Ясакова И.В., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным доводам. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика, Чинаева Ю.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что на основании постановления администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Ясакова И.В. с составом семьи <данные изъяты> принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда как многодетная семья, сын Ясаков А.А. - инвалид с детства. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 28.2 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов РФ и осуществляются на счет средств субвенций, предусмотренных федеральным бюджетом для осуществления данных полномочий. Согласно п. 6 ст. 26.3 данного закона органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ, в том числе полномочием по обеспечению лиц-инвалидов, указанных в перечне, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств. Наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ в соответствии с ч. 6 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ осуществляется законами субъектов РФ. Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан и финансовые ресурсы на сегодняшний день Администрации г.о. Тольятти не переданы. В связи с чем, считают, что Администрация г.о. Тольятти не может являться надлежащим ответчиком по делу. Считает, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения вне очереди, поскольку, при удовлетворении исковых требований будут нарушены права других лиц, внесенных в список на улучшение жилищных условий, ранее Ясакова А.А. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
В соответствии со ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что Ясаков А.А. является ребенком-инвалидом, по достижении совершеннолетия установлена инвалидность первой группы, страдает заболеванием, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н, что подтверждается выпиской из постановления КЭК №, справкой МСЭ-2004 № об инвалидности, выпиской из протокола решения врачебной комиссии ГБУЗ СО «ТГКП № 3» № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления Администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Ясакова И.В. – мать Ясакова А.А., с составом семьи <данные изъяты> была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма на льготных основаниях, как многодетная семья, один из детей, который ребенок-инвалид.
Из представленной выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним видно, что истец вместе с родителями Ясаковой И.В., ФИО5 и братьями ФИО6, ФИО7 проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты>, принадлежащей Ясаковым на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты>).
В силу ст. 57 ЖК РФ Ясаков А.А., как имеющий хроническое заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н имеет право на внеочередное получение жилья.
Данное право ответчиком не оспаривается. Однако из пояснений представителя ответчика, что Администрация г.о. Тольятти не наделена государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Обеспеченность жилыми помещениями данной категории граждан осуществляется исключительно за счет субвенций из федерального бюджета, перечисляемых на счета бюджетов субъектов РФ.
Указанные доводы ответчика суд не может принять во внимание по следующим основаниям:
Согласно ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях ».
Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:
граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно: а) инвалиды;
б) семьи, имеющие детей-инвалидов.
Согласно ст. 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД (ред. от 21 июня 2013 года с изм. от 04 декабря 2013 года) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета;
материальные ресурсы, необходимые для осуществления государственных полномочий;
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны:
самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных полномочий в пределах, выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством Самарской области
представлять в министерство строительства Самарской области документы, связанные с осуществлением государственных полномочий.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан Законом возложена на органы местного самоуправления, которые обязаны самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных им полномочий.
При этом, в соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство строительства Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством строительства Самарской области.
Администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в Министерство строительства Самарской области для получения из областного бюджета соответствующих субвенций.
Таким образом, Администрация г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство строительства Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Ясаков А.А. в ДД.ММ.ГГГГ принятый на учет граждан, нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи Ясаковой И.В. до настоящего времени с указанного учета не снят. Постановление Администрации Автозаводского района г. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ не отменено и недействительным не признано.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке не оспаривается ответчиком и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, в том числе от недостаточности финансирования, от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Администрацию городского округа Тольятти.
Доводы ответчика о том, что жилые помещения в соответствии с действующим законодательством предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и в случае удовлетворения исковых требований будут существенно ущемлены права иных лиц, внесенных в Список ранее, не могут быть приняты во внимание, так как положения ЖК РФ и иных федеральных законов не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Ясакову А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, на состав семьи один человек, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Руководствуясь ст.ст. 12, 192-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ясакова А.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Ясакову А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: