Решение по делу № 2-454/2015 (2-3957/2014;) от 14.10.2014

<данные изъяты> Дело № 2-454/15

Заочное

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2015 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Орлова А.Г.,

при секретаре Улановой Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района к Цурикову Алексею Викторовичу, Луценко Александру Васильевичу, Рубцовой Раисе Викторовне и Каводник Галине Никифоровне о признании недействительными договоров аренды земельных участков, об исключении сведений о земельных участках из ГКН, о внесении в ЕГРП записей о прекращении права,-

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района обратился в суд с исками к Цурикову А.В., Луценко А.В., Рубцовой Р.В. и Каводник Г.Н. о признании недействительными договоров аренды земельных участков:

- от 23 марта 2013 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:4582;

- от 09 апреля 2013 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080103:3189;

- от 23 мая 2013 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:4583 в г.Солнечногорске, об исключении сведений о земельных участках из ГКН, о внесении в ЕГРП записей о прекращении права.

Иски, объединенные в одном производстве, обоснован тем, что работниками Комитета и Администрации района была грубо нарушена процедура образования земельных участков, которые образованы за счет земель общего пользования и придомовой территории многоквартирных домов, без надлежащего опубликования сведений об образовании земельных участков, без публичных слушаний. Торги по заключению договора аренды не проводились. Публикация в средствах массовой информации сведений о предоставлении участков в аренду не осуществлялась.

Ответчики Цуриков А.В., Луценко А.В., Каводник Г.Н. и Рубцова Р.В., будучи надлежащим образом уведомлены, в судебное заседание не явились.

Третьи лица Администрация Солнечногорского муниципального района и Управление Росреестра по Московской области, будучи надлежащим образом уведомлены, в судебное заседание представителей не направили, представлены отзывы и испрошенные судом документы.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные доказательства в объеме, представленном сторонами, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.

Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района были заключены договора аренды:

- от 23 марта 2013 года с Луценко А.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:4582, зарегистрированный в ЕГРП 10 апреля 2013 года за №50-50-09/027/2013-412;

- от 09 апреля 2013 года с Луценко А.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080103:3189, зарегистрированный в ЕГРП 20 декабря 2013 года за №50-50-09/970/2013-221;

- от 23 мая 2013 года с Луценко А.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:4583 в г.Солнечногорске зарегистрированный в ЕГРП 10 июня 2013 года за №50-50-09/027/2013-765.

В результате последующих договоров цессии между ответчиками, права аренды на земельные участки приобретены Каводник Г.Н.

Из содержания оспариваемых договоров следует, что земельные участки предоставлены в аренду не обремененные правами третьих лиц, предоставлены для осуществления рекреационной деятельности и благоустройства территории.

Из ситуационных планов, составленных кадастровым инженером МУП «Кадастровое производство», актов обследования земельных участков с участием ответчиков, а также письма начальника Управления архитектуры и градостроительства района следует, что на всей территории каждого земельного участка имеются лесные насаждения (деревья) и кустарниковая растительность, организованные детские площадки. Земельные участки расположены во дворах многоквартирных жилых домов в зоне внутригородского озеленения.

В силу ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, являются землями общего пользования.

Согласно ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Статьей 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентировано благоустройство территории поселения, под которым понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Из приказа Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 следует, что
объекты благоустройства территории - территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.

Согласно ст. 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договоров органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

И при совершении оспариваемых сделок и на момент рассмотрения исков, правила публичности при образовании и предоставлении в аренду земельных участков не отменены и не измерены. В то же время торги в отношении спорных земельных участков на право аренды не проводились, публикация сообщений об образовании и предоставлении спорных земельных участков ответчикам,не осуществлялась.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Статьей 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена норма о том, что не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

В соответствии с письмом начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации Солнечногорского района спорные земельные участки образованы в зоне внутригородского озеленения, т.е. используется неограниченным кругом лиц и соответственно относится к рекреационной территориальной зоне на основании ст. 85 ЗК РФ.

В силу положений ст. 85 ЗК РФ и ст. 1 ГрК РФ спорные земельные участки находятся на территории общего пользования, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа.

В нарушение положений Градостроительного кодекса РФ публичные слушания (ст.ст. 24-28,35) по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводились, результаты не опубликовались в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещения на официальном сайте поселения.

Изложенное свидетельствует о неправомерности образования и постановке на кадастровый учет спорных земельных участков, о несоответствии закону договоров аренды в отношении каждого земельного участка, их недействительности в силу ничтожности (ст.168 ГК РФ).

Ответчиков нельзя признать добросовестными приобретателями, поскольку при совершении сделок по приобретению прав на земельные участки они не могли не знать с учетом местопложения земельных участков и имеющихся на них объектов и зеленых насаждений, что они относятся с землям общего пользования. Соответственно, спорные земельные участки подлежат снятию с кадастрового учета, а зарегистрированные права в ЕГРП в силу ст.ст. 167 и 302 ГПК РФ прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ,-

РЕШИЛ:

Иск Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района, удовлетворить.

Признать недействительными договора аренды земельных участков:

- от 23 марта 2013 года с Луценко А.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:4582;

- от 09 апреля 2013 года с Луценко А.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080103:3189;

- от 23 мая 2013 года с Луценко А.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0080104:4583 в г.Солнечногорске.

Исключить из ГКН сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0080104:4582, 50:09:0080103:3189 и 50:09:0080104:4583 (снять земельные участки с кадастрового учета).

Внести в ЕГРП записи о прекращении права аренда на указанные земельные участки.

Ответчик вправе подать в Солнечногорский городской суд Московской области заявление об отмене заочного решения суда в течении семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда или в течении месяца, после вынесения определения об отказе ответчику в отмене заочного решения.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Орлов А.Г.

2-454/2015 (2-3957/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского района МО
Ответчики
Каводник Г.Н.
Луценко А.В.
Цуриков А.В.
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО
Администрация Солнечногорского района МО
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Дело на странице суда
solnechnogorsk.mo.sudrf.ru
14.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2014Передача материалов судье
17.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.11.2014Предварительное судебное заседание
26.01.2015Судебное заседание
30.03.2015Судебное заседание
18.05.2015Судебное заседание
18.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее