Дело №2 а – 2172/18
г. Уфа 18 марта 2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.
при секретаре Миграновой Р.К.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Уфы РБ Гайсиной Г.Р., представителя Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района ГО г. Уфа Шаймухаметовой Л.Р. по доверенности от 18 марта 2018г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Казыргалиной З.Ф. об установлении факта нарушения 18 марта 2018г. на территории участковой избирательной комиссии № 278 законодательства РФ о выборах, о выборах президента. Признании действия УИК № 278 по не допуску наблюдателя в помещение для голосования 18 марта 2018г.,
УСТАНОВИЛ:
Казыргалина З.Ф. обратилась в суд с административным иском к УИК № 278 об установлении факта нарушения 18 марта 2018г. на территории участковой избирательной комиссии № 278 законодательства РФ о выборах, о выборах Президента РФ. Признании действия УИК № 278 по не допуску наблюдателя в помещение для голосования 18 марта 2018г., в обосновании приведено, что в 12 час. 29 мин. 18 марта 2018 года в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 278, не допустили в помещение для голосования, со ссылкой на то, что наблюдатель, назначенный тем же доверенным лицом что и наблюдатель Низаметдинова А.Ф., приступила к осуществлению полномочий наблюдателя на УИК № 278 ранее, административного истца.
Административный истец полагает, что его избирательные права нарушены, реализация правомочий наблюдателя необоснованно ограничена.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ТИК Октябрьского района ГО Уфа РБ Шаймухаметова Л.Р. с административным исковым заявлением не согласилась, пояснила, что действия УИК правомерны, и соответствуют требованиям пункта 11 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», не допускающий одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии. К материалам дела, просила приобщить акт УИК №278 о времени фиксации прибытия административного истца на УИК №278, а также копию направления наблюдателя, допущенного в помещение для голосования. На вопросы суда пояснила что замена наблюдателей не производилась.
Представитель прокурора г. Уфы, Октябрьского района г. Уфы РБ в судебном заседании возражала, считает что какие - либо нарушения отсутствуют, все действия законны и обоснованны.
В судебное заседание административный истец не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела по существу, согласно смс уведомления, от нее поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии № 278, заинтересованное наблюдатель участковой избирательной комиссии № 278, назначенной от кандидата в Президенты РФ Собчак К.А. - Низаметдинова А.Ф., представитель Прокурора г. Уфы РБ, ЦИК РБ в судебное заседание не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ (www.oktiabrsky.bkr.sudrf.ru.) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд в соответствии с ст. 150, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении уведомления на предварительное судебное заседание, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
Согласно п. 1 ст. 241 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи.Как следует из пункта 42 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон №67-ФЗ) наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
В соответствии с ч.5 ст. 23 Федерального закона №19-ФЗ с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
Из пункта 9 статьи 23 Федерального закона №19-ФЗ полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
В соответствии с пунктом 11 статьи 23 Федерального закона №19-ФЗ, кандидат, политическая партия могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается.
Судом в судебном заседании установлено, что Постановлением Совета Федерации №528-СФ от 15 декабря 2017 года назначены выборы Президента РФ на 18 марта 2018г. Административный истец Казыргалина З.Ф. обратилась в УИК № 278 с просьбой о допуске ее в помещение для голосования позднее, наблюдателя, назначенного тем же субъектом избирательного процесса, что и административный истец. Время прибытия административного истца в УИК № 278 зафиксировано актом, подписанным председателем и секретарём УИК № 278 из которого следует, что административный истец прибыл в 12 часов 20 минут, в то время, как наблюдатель Низаметдинова А.Ф., уже приступила к осуществлению полномочий наблюдателя.
Из списка лиц, присутствующих в помещении для голосования УИК № 278 следует, что с 08 часов 05 минут, в помещение допущена наблюдатель гр. Низаметдинова А.Ф.
Согласно акта от 18 марта 2018г. Казыргалина З.Ф. предоставила направление в 12 час. 20 мин.
Данные обстоятельства установленные в судебном заседании сторонами не оспаривались.
Пунктом 13 статьи 69 Федерального закона №19-ФЗ председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в его отсутствие - секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
Таким образом, суд проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, приходит к следующему выводу - назначенный наблюдателем от кандидата в Президенты РФ Собчак К.А. Низаметдинова А.Ф., обеспечила свою явку и приступила к осуществлению наблюдения в помещении для голосования, ранее, административного истца, то правовых оснований к допуску обоих наблюдателей в помещение комиссии УИК № 278, не имелось.
Действия участковой избирательной комиссии не лишают административного истца права на осуществление полномочий наблюдателя 18 марта 2018года в период проведения голосования на избирательном участке, указанном в направлении, выданном административному истцу.
Каких-либо нарушений избирательного законодательства в действиях УИК № 278 не установлено.
Руководствуясь ст. 175-179, 218 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административному истцу Казыргалиной З.Ф. в удовлетворении требований к административному ответчику Участковой избирательной комиссии № 278 об установлении факта нарушения 18 марта 2018г. на территории участковой избирательной комиссии № 278 законодательства РФ о выборах, о выборах президента. Признании действия УИК № 278 по не допуску наблюдателя в помещение для голосования 18 марта 2018г., незаконным, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 5 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательном виде составлено 18.03.2018г.
Судья Сунгатуллин А.Ю.