Дело № 2-387/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2018 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
с участием истца Вилисовой М.Е.,
представителя ответчика – администрации Нытвенского муниципального района – Чухаревой Е.В., действующей по доверенности
при секретаре Старцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Вилисовой М. Е. к Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании решения комиссии незаконным,
у с т а н о в и л:
Вилисова М.Е. обратилась с иском к администрации Нытвенского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Пермского края о признании незаконным решения комиссии № по обеспечению реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы в Нытвенском муниципальном районе», утвержденной распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №-р, об исключении ее из списков граждан, выехавших (выезжающих) из районов Крайнего Севера.
В обоснование иска указано, что решением комиссии № по обеспечению реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы в Нытвснском муниципальном районе», утвержденной распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Вилисова М.Е. исключена из списков граждан, выехавших (выезжающих) из районов Крайнего Севера. О чем ей было выслано уведомление № от 07.02.2018 года. Основанием для исключения из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий является ее регистрация и проживание в доме сына. Ее сын не является участником программы по обеспечению граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, наличие у него своего жилья не может влиять на ее право получения жилищного сертификата. Указывает, что не имеет в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеет право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В судебном заседании истец Вилисова М.Е. исковые требования поддержала, пояснила, что с 1994 г. по 2006 г. с супругом ФИО 5 жили в <адрес>, там же стояли в очереди на получение жилья. В августе 2006 г. приехали с мужем жить в <адрес>, поселились в доме у сына по адресу: <адрес>. В 2008 году в администрации их с мужем поставили в очередь на получение жилья. Другого жилья по договору найма не получала. Муж умер в 2013 году, до его смерти (в период болезни) из дома сына уехали обратно в <адрес>, снимали комнату. После смерти мужа вернулась в <адрес>, и до настоящего времени живет у сына в комнате площадью 14 кв.м. вместе с матерью снохи, которой № года. В жилом доме по адресу: <адрес>, зарегистрированы: сын, его жена, двое их сыновей, и она - Вилисова М.Е. Мать снохи проживает фактически в этом доме, но не зарегистрирована. Указала, что помогает сыну дома по хозяйству, пользуется его земельным участком. Вилисова М.Е. так же дополнила, что муж являлся инвалидом второй группы, поэтому после его смерти, она писала заявление, чтоб ее оставили в льготной очереди на получение жилья.
Представитель истца Демина О.П. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержала требования своей доверительницы по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении, а так же пояснила, что Вилисова М.Е. законно была поставлена на учет для получения жилья в очередь для граждан, выехавших (выезжающих) из районов Крайнего Северае. В письме администрации Нытвенского района указано, что Вилисова М.Е. снята с учета при утрате оснований – нуждаемости в улучшении жилищных условий, однако эти основания фактически имеются до настоящего времени. То, что Вилисова М.Е. проживает у сына и ведет с ним общее хозяйство, не является основанием для снятия Вилисовой М.Е. с учета, поскольку он не является членом её семьи, в т.ч. и при постановке на учет.
Представитель ответчика администрации Нытвенского муниципального района Чухарева Е.В. в судебном заседании поддержала письменные возражения, где указано, что комиссия по обеспечению реализации подпрограммы «Жилище» правомерно исключила Вилисову М.Е. из списка граждан, т.к. ею был утрачен статус нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ЖК РФ. Собственником жилого дома, где зарегистрирована и проживает Вилисова М.Е., является ее сын. С учетом состава семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 44,5 кв.м., что превышает учетную норму, равную 9 кв.м. Пояснила, что Вилисова ошибочно была поставлена на учет как нуждающаяся, т.к. с 2006 г. живет в этом доме.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, заказное письмо, направленное по месту его пребывания, вернулось с отметкой об истечении срока хранения. Суд считает, что неявка ответчика в суд является проявлением его волеизъявления, свидетельствующего об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Суд, заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу требований ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 утверждено «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которому граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:
а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи;
б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;
г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;
д) приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям;
е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780)
ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;
з) смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи);
и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (п.21 Положения).
В силу ст.5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилых помещений, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.
При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.Согласно вышеуказанным нормам необходимым условием для получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы, является признание лица в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении.
Согласно сообщению ГУП «ЦТИ ПК» от 05.03.2006 г. за Вилисовой М.Е., ФИО 5 каких-либо объектов недвижимости на территории <адрес> не зарегистрировано (л.д. 6).
Уведомлением администрации Гайнского муниципального района Коми-Пермяцкого АО от 26.05.2006 № подтверждается, что Вилисова М.Е. до августа 2006 года была включена в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 16). В срок до 19.06.2006 ей необходимо подать обновленные документы для учетного дела в Администрацию Гайнского муниципального района.
В справке администрации Нытвенского муниципального района Пермского края от 18.11.2008 указано, что Вилисова М.Е. поставлена на учет в льготную очередь по Нытвенскому муниципальному району «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по распоряжению главы администрации Нытвенского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Учетное дело №, очередность № – Вилисова М.Е. является инвалидом № группы (л.д. 7).
Протоколом комиссии по жилищным сертификатам от 09.04.2013 г. решено перевести очередность умершего ФИО 5, состоящего в льготной очереди граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, на жену Вилисову М.Е. (л.д. 8).
Из сообщения администрации Нытвенского муниципального района от 04.09.2014 г. следует, что Вилисова М.Е. в сводном списке по Пермскому краю на 2015 г. граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей состоит № (л.д. 10). Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Вилисова М.Е. состоит в списке под № (л.д. 11), от ДД.ММ.ГГГГ – под № (л.д. 12).
Министерство строительства и архитектуры Пермского края на обращение Вилисовой М.Е. 19.02.2018 г. указывает, что согласно информации администрации Вилисова М.Е. в составе семьи сына из 4 человек проживает в доме общей площадью 178,1 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащем сыну на праве собственности. Данное обстоятельство явилось основанием для снятия Вилисовой М.Е. с учета нуждающихся в жилом помещении, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 14).
Постановлением главы администрации Нытвенского городского поселения № от 22.01.2007 г. установлена норма предоставления площади жилого помещения для целей учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.
Распоряжением администрации Нытвенского муниципального района №-р от 25.05.2016 г. внесены изменения в Положение по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденное распоряжением администрации района от 28.07.2015 №-р (л.д. 28-31).
На заседании комиссии № от 20.12.2017 г. решено исключить из списка Вилисову М.Е., как утратившую статус нуждающейся в улучшении жилищных условий, из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Нытвенскому муниципальному району, из предварительного сводного списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов Пермского края в 2018 г. (л.д. 32-33).
В письме от 07.02.2018 г. администрация Нытвенского муниципального района указывает, что 20.12.2017 г. решением № комиссии по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы в Нытвенском муниципальном районе» утвержденной распоряжением администрации района от 28.07.2015 №, Вилисова М.Е. исключена из списка граждан, выехавших (выезжающих) из районов Крайнего Севера. Общая площадь дома, где она зарегистрирована составляет 178,1 кв.м., совместно с ней зарегистрированы 4 человека. Собственником жилого помещения является сын, кроме того, в собственности ФИО 1 по данным ЕГР от ДД.ММ.ГГГГ, находятся жилые помещения: <адрес>. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих членам ее семьи, составляет 243,2 кв.м. (л.д. 5).
Уведомлением № от 03.04.2018 г. подтверждается, что в ЕГРН сведения о правах Вилисовой М.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имеющиеся объекты недвижимого имущества по дату 27.03.2018, отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.12.2017 г., ФИО 1 на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 178,1 кв.м. (л.д. 23-25).
Справкой ООО «РКЦ» г.Нытва от 20.11.2017 г. подтверждается. что по адресу: <адрес> зарегистрирована 25.08.2006 г. Вилисова М.Е., ФИО 1 (сын), ФИО 2 (невестка), ФИО 3 (внук), ФИО 4 (внук) (л.д. 27).
Кроме того, в судебном заседании обозревалось материалы учетного дела на имя гр.Вилисовой М.Е., которое содержать не только выше перечисленные документы, но и документы, на основании которых Вилисова М.Е. и её супруг ФИО 5 были поставлены на жилищный учет, в т.ч. заявление о выделении жилья в администрацию Нытвенского района от 07.05.2007, заявление о включении в программу «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 26.04.2016, от 22.03.2012, 03.03.2011, заявления ФИО 5 в районный комитет по жилищным сертификатам от ДД.ММ.ГГГГ он просил включить его в льготную очередь граждан выехавших из районов Крайнего Севера вместо супруги Вилисовой М.Е., т.к. являлся инвалидом № группы, свидетельство о смерти ФИО 5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, справка о заключении брака, справки об инвалидности, справки Пенсионного фонда России о периодах работы в местностях КС, копии трудовых книжек, справки Администрации Гайнского муниципального района о том, что Вилисова М.Е. не получала жилищную субсидию для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, состояла на учете на получение жилищной субсидии на 01.01.2006 - №, на основании личного заявления от 20.07.2006 снята с учета. Кроме того, имеются справки подтверждающие, что Вилисова М.Е. проживала и была зарегистрирована в период с 1980 года по 1984 год по адресу: <адрес> в период с 1994 по 07.08.1997 – <адрес> с 07.08.19997 по 20.07.2006 – <адрес>
На основании исследованных в судебном заседании доказательств в совокупности, судом установлено, что Вилисова М.Е. на основании её личного обращения, поставлена администрацией Нытвенского муниципального района на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий как «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по распоряжению главы администрации Нытвенского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ В последующем, на основании Решения Комиссии по жилищным сертификатам от ДД.ММ.ГГГГ очередность Вилисовой М.Е. переведена на ФИО 5, являющего инвали<адрес> группы и имеющего преимущественное право на улучшение жилищных условий. После смерти ФИО 5 Вилисова М.Е. на основании решения Комиссии по жилищным сертификатам была переведена в льготную очередь граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местности. С момента постановки Вилисовой М.Е. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и до настоящего времени жилого помещения в собственности Вилисова М.Е. не имеет, проживает и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ с сыном и его семьей по адресу: <адрес>.
На основании Распоряжения администрации Нытвенского муниципального района от 28.07.2015 № утвержден состав Комиссии по обеспечению реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилью категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в Нытвенском муниципальном районе согласно Положения о данной комиссии, утвержденного Раяспоряжением Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края от 28.07.2015 №-р ( л.д. 29, 30-31, 31 оборотная сторона).
20.12.2017 при разрешении вопроса об утверждении кандидатуры и рассмотрении учетного дела Вилисовой М.Е., состоящей на жилищном учете Комиссия установила, что Вилисова М.Е. зарегистрирована в индивидуальном жилом дома, принадлежащем на праве собственности ФИО 1, который является Вилисовой М.Е. сыном. Общая площадь дома – 178,1 кв.м., в доме кроме Вилисовой М.Е. так же зарегистрировано еще 4 человека. Исходя из учетной нормы, действующей в Нытвенском городском поселении – 9 м кв. и руководствуясь нормами ст. 51 ЖК РФ Комиссия приняла решение об исключении Вилисовой М.Е. из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как утратившую статус нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что ФИО 1 вселил свою мать Вилисову М.Е. как члена семьи в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежавшее ему на праве собственности, и в период с августа 2006 года по настоящее время они проживают совместно, ведут общее хозяйство. Кроме того, Вилисова М.Е. была зарегистрирована в указанном жилом помещении постоянно как по месту жительства.
Согласно разъяснениям, данным в п.п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, вселенный член семьи собственника приобретает соответствующий жилищный статус в силу прямого указания закона на основании факта вселения в такое жилое помещение.
На основании выше изложенного, суд приходит к выводу, что Вилисова М.Е. является членом семьи ФИО 1
Оснований считать, что истец не является членом семьи собственника жилого помещения, не имеется.
Представленный истцом в виде ксерокопии договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО 1 и Вилисовой М.Е. в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, сроком на 15 лет, судом ко вниманию не принимается, поскольку не является достоверным доказательством доводов истца о том, что сын ФИО 1 не включен в состав членов семьи. Кроме того, указанный довод истца и его представителя противоречит орбстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства по делу. При этом, ксерокопия данного договора представлена суду без подлинного экземпляра, что не позволяет суду удостоверится в его подлинности.
Кроме того, в силу норм ст. 671 ГК РФ по своему правовому характеру договор найма жилого помещения является возмездным, плата за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон – ст.682 ГК РФ. Согласно нормам ч.2 ст.674 ГК РФ договор найма жилого помещения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пять лет. Материалы дела не содержат доказательств того, что собственник жилого помещения ФИО 1 и Вилисова М.Е. соблюли указанные требования, предъявляемые к договору найма жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент подачи Вилисовой М.Е. в мае 2007 года заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обеспеченность Вилисовой М.Е. и членов ее семьи превышала установленную учетную норму, необходимую для решения вопроса о постановке гражданина в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством, что являлось самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Соответственно, и включение Вилисовой М.Е. в списки нуждающихся произведено в нарушение действующего законодательства.
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения комиссии № по обеспечению реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы в Нытвенском муниципальном районе», утвержденной распоряжением администрации района от 28.07.2015 №-р, об исключении Вилисовой М. Е. из списков граждан, выехавших (выезжающих) из районов Крайнего Севера, поскольку истец и четверо членов её семьи проживают в жилом помещении, общей площадью 178,1 кв.м. Приходящаяся на каждого члена семьи общая площадь жилого помещения в размере 35,62 кв.м. превышает установленную на территории Нытвенского городского поселения учетную норму в размере до 9 кв. метров включительно, в связи с чем, истец нуждающимся в улучшении жилищных условий не является.
Поскольку истец нуждающимся в улучшении жилищных условий не является, Вилисовой М.Е. не может быть предоставлена указанная мера социальной поддержки.
Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч.1 ст. 56, 59, 60, 67, 196 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Вилисовой М. Е. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения комиссии № по обеспечению реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы в Нытвенском муниципальном районе», утвержденной распоряжением администрации района от 28.07.2015 №-р, об исключении Вилисовой М. Е. из списков граждан, выехавших (выезжающих) из районов Крайнего Севера.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 15.05.2018.
Судья Л.А. Пищикова