Решение по делу № 2а-1678/2021 от 11.05.2021

       Дело № 2а-1678/21

36RS0003-01-2021-002309-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воронеж                                   2 июня 2021 года

Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                                Бражниковой Т.Е.,

при секретаре                                                                            Симоновой А.В.,

    с участием представителя административного истца     Лесниковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области к Коротаеву Н.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная ИФНС России №17 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Коротаеву Н.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.

Просит взыскать с Коротаева Н.В. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 3 300 руб., по пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 20,89 руб., а всего в сумме 3320,89 руб.

Также просит восстановить срок на взыскание в судебном порядке с Коротаева Н.В. образовавшейся задолженности (л.д.53-54).

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области Лесникова С.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

        Административный ответчик Коротаев Н.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны.

        Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

        Проверив материалы о дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

         Пунктом 1 статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации    обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

По смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации и названных норм налогового законодательства при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом о взыскании налога критерием законно установленного налога является не только установленный законом тот или иной налог, но и взыскание налога в законных процедурах.

Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (часть первая ст.32 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Коротаев Н.В. является собственником автомобиля ТОЙОТА КОРОЛА, государственный знак: , 1999 года выпуска, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

Таким образом, административный ответчик является плательщиком транспортного налога за 2015 год.

         Как видно из дела, административному ответчику было направлено налоговое уведомление №101131803 от 12.10.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 года транспортного налога за 2015 в сумме 3 300 руб. (л.д.14, 15).

В связи с неуплатой Коротаевым Н.В. траснпортного налога в установленный в уведомлении срок, инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст.ст. 69. 70 НК РФ направила требование №16919 от 21.12.2016, в котором налогоплательщику предлагалось погасить задолженность по транспортному налогу, а также начисленные пени за несвоевременную уплату налога (л.д.16, 17).

          Однако, данные требование административным ответчиком в установленный срок исполнены не были.

          В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога.

Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

         В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

         Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

        Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

        Как следует из материалов дела, ИФНС России по Советскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка № 6 в Советском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Коротаева Н.В. недоимки по транспортному налогу в размере 3300 руб. и пени 20,89 руб.

И.о. мирового судьи судебного участка № 6 в Советском судебном районе Воронежской области выдан судебный приказ № 2а-728/17 от 08.08.2017 г. о взыскании с Коротаева Н.В. недоимки по транспортному налогу в размере 3300 руб. и пени 20,89 руб. (л.д.18).

Коротаевым Н.В. были представлены возражения относительно судебного приказа, в связи с чем мировым судьей судебного участка № 6 в Советском судебном районе Воронежской области 07.07.2020 г. было вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-728/17 от 08.08.2017 г.

С учетом изложенного, шестимесячный срок для обращения в суд с административным иском. После отмены судебного приказа, истекал 12.01.2021г.

Как следует из материалов дела, с настоящим административным исковым заявлением налоговая инспекция обратилась только 27.04.2021г., то есть за пределами шестимесячного срока обращения в суд (л.д.4-6, 42).

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Согласно части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Частью 5 ст. 138 КАС Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Административной истец пропуск срока обуславливает внутренней организаций работы между несколькими налоговыми инспекциями г. Воронежа, что не является уважительным основанием для восстановления срока.

В данном конкретном случае своевременность подачи заявления в суд о взыскании задолженности, зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, оснований для его восстановления у суда не имеется.

При этом суд учитывает, что Межрайонная ИФНС России №17 по Воронежской области является профессиональным участником спорных правоотношений, призванным осуществлять контроль в том числе за своевременностью взимания налогов, в связи с чем, данным государственным органам должны быть известны правила обращения в суд.

Таким образом, заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд удовлетворению не подлежит.

         Учитывая, что в силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате пени производна от исполнения основного обязательства, то начисленные пени также не подлежат взысканию.

Исходя из изложенного заявленные исковые требования подлежат отклонению.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 138,175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области к Коротаеву Н.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 3 300 руб., по пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 20,89 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение изготовлено в мотивированном виде 15 июня 2021 года.

Председательствующий:                                            Т.Е. Бражникова

       Дело № 2а-1678/21

36RS0003-01-2021-002309-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воронеж                                   2 июня 2021 года

Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                                Бражниковой Т.Е.,

при секретаре                                                                            Симоновой А.В.,

    с участием представителя административного истца     Лесниковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области к Коротаеву Н.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная ИФНС России №17 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Коротаеву Н.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.

Просит взыскать с Коротаева Н.В. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 3 300 руб., по пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 20,89 руб., а всего в сумме 3320,89 руб.

Также просит восстановить срок на взыскание в судебном порядке с Коротаева Н.В. образовавшейся задолженности (л.д.53-54).

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области Лесникова С.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

        Административный ответчик Коротаев Н.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны.

        Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

        Проверив материалы о дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

         Пунктом 1 статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации    обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

По смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации и названных норм налогового законодательства при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом о взыскании налога критерием законно установленного налога является не только установленный законом тот или иной налог, но и взыскание налога в законных процедурах.

Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (часть первая ст.32 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Коротаев Н.В. является собственником автомобиля ТОЙОТА КОРОЛА, государственный знак: , 1999 года выпуска, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

Таким образом, административный ответчик является плательщиком транспортного налога за 2015 год.

         Как видно из дела, административному ответчику было направлено налоговое уведомление №101131803 от 12.10.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 года транспортного налога за 2015 в сумме 3 300 руб. (л.д.14, 15).

В связи с неуплатой Коротаевым Н.В. траснпортного налога в установленный в уведомлении срок, инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст.ст. 69. 70 НК РФ направила требование №16919 от 21.12.2016, в котором налогоплательщику предлагалось погасить задолженность по транспортному налогу, а также начисленные пени за несвоевременную уплату налога (л.д.16, 17).

          Однако, данные требование административным ответчиком в установленный срок исполнены не были.

          В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога.

Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

         В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

         Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

        Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

        Как следует из материалов дела, ИФНС России по Советскому району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка № 6 в Советском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Коротаева Н.В. недоимки по транспортному налогу в размере 3300 руб. и пени 20,89 руб.

И.о. мирового судьи судебного участка № 6 в Советском судебном районе Воронежской области выдан судебный приказ № 2а-728/17 от 08.08.2017 г. о взыскании с Коротаева Н.В. недоимки по транспортному налогу в размере 3300 руб. и пени 20,89 руб. (л.д.18).

Коротаевым Н.В. были представлены возражения относительно судебного приказа, в связи с чем мировым судьей судебного участка № 6 в Советском судебном районе Воронежской области 07.07.2020 г. было вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-728/17 от 08.08.2017 г.

С учетом изложенного, шестимесячный срок для обращения в суд с административным иском. После отмены судебного приказа, истекал 12.01.2021г.

Как следует из материалов дела, с настоящим административным исковым заявлением налоговая инспекция обратилась только 27.04.2021г., то есть за пределами шестимесячного срока обращения в суд (л.д.4-6, 42).

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Согласно части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Частью 5 ст. 138 КАС Российской Федерации установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Административной истец пропуск срока обуславливает внутренней организаций работы между несколькими налоговыми инспекциями г. Воронежа, что не является уважительным основанием для восстановления срока.

В данном конкретном случае своевременность подачи заявления в суд о взыскании задолженности, зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, оснований для его восстановления у суда не имеется.

При этом суд учитывает, что Межрайонная ИФНС России №17 по Воронежской области является профессиональным участником спорных правоотношений, призванным осуществлять контроль в том числе за своевременностью взимания налогов, в связи с чем, данным государственным органам должны быть известны правила обращения в суд.

Таким образом, заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд удовлетворению не подлежит.

         Учитывая, что в силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате пени производна от исполнения основного обязательства, то начисленные пени также не подлежат взысканию.

Исходя из изложенного заявленные исковые требования подлежат отклонению.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 138,175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №17 по Воронежской области к Коротаеву Н.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 3 300 руб., по пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в сумме 20,89 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение изготовлено в мотивированном виде 15 июня 2021 года.

Председательствующий:                                            Т.Е. Бражникова

1версия для печати

2а-1678/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС Росии №17 по Воронежской области
Ответчики
Коротаев Николай Викторович
Суд
Левобережный районный суд г. Воронеж
Дело на странице суда
levoberezhny.vrn.sudrf.ru
11.05.2021Регистрация административного искового заявления
11.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее