к делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2021 года п. Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Скрябина А.В.
при секретаре ФИО2
с участием помощника прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах ФИО1 к администрации МО «Майкопский район» об обеспечении жильем, пригодным для проживания,
установил:
Прокурор Майкопского района РА обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к администрации МО «Майкопский район» об обеспечении жильем, пригодным для проживания. В заявлении указал, что из распоряжения главы МО «Абадзехское сельское поселение» № 155 от 25.12.2020г. следует, что ФИО1 поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по категории «малоимущие». В соответствии с заключением межведомственной комиссии № 2 от 02.02.2019г., домовладение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания. Распоряжением главы МО «Майкопский район» № 145-р от 25.02.2019г. жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания. На основании соглашения от 15.02.2018г. администрация МО «Абадзехское сельское поселение» передала администрации МО «Майкопский район» полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма. Несмотря на заключение межведомственной комиссии № 2 от 02.02.2019г. до настоящего времени не решен вопрос о необходимости обеспечения ФИО1 жильем, пригодным для проживания. Поэтому прокурор просил суд обязать администрацию МО «Майкопский район» обеспечить ФИО1 жильем, пригодным для проживания в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В возражении на исковое заявление представитель администрации МО «Майкопский район» согласно доверенности ФИО4 просила отказать в полном объеме в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Республики Адыгея ФИО3 поддержал требования искового заявления и просил суд их удовлетворить. Поддержал изложенные в исковом заявлении доводы.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи уведомлена о месте и времени его проведения.
Представитель администрации МО «Майкопский район» согласно доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокурора не признала и просила суд отказать в их удовлетворении. Поддержала доводы поданного возражения.
Представитель администрации МО «Абадзехское сельское поселение» в судебное заседание не явился, будучи уведомлен о месте и времени его проведения.
Суд, заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в судебном заседании было установлено, что ФИО1 проживает и зарегистрирована в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме площадью 29,57 кв.м. по адресу: <адрес>.
Согласно распоряжению главы МО «Абадзехское сельское поселение» № 155 от 25.12.2020г., ФИО1 поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по категории «малоимущие».
Заключением межведомственной комиссии № 2 от 02.02.2019г., домовладение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания.
Распоряжением главы МО «Майкопский район» № 145-р от 25.02.2019г. жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
На основании соглашения от 15.02.2018г. администрация МО «Абадзехское сельское поселение» передала администрации МО «Майкопский район» полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
04.03.2021г. комиссией по жилищным вопросам администрации МО «Абадзехское сельское поселение» принято решение о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой оснований, а также выявлением в документах сведений, не соответствующих действительности, дающих право на улучшение жилищных условий.
Распоряжением главы МО «Абадзехское сельское поселение» № 44 от 05.03.2021г. ФИО1, принятая на учет распоряжением Главы Абадзехского сельского поселения № 155 от 24.12.2020г., снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с необоснованной постановкой.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации, вместе с тем, закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьёй 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учёт.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьёй 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленных для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Поскольку до 01.01.2005г. (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец ФИО1 не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости ФИО1 в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанного лица жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом условий: признания органом местного самоуправления гражданина малоимущим в установленном порядке.
В распоряжении главы администрации МО «Абадзехское сельское поселение» № 44 от 05.03.2021г. указано, что у ФИО1 отсутствуют признаки объективной нуждаемости в улучшении жилищных условий и признания ее малоимущей.
При разрешении спора суд принимает во внимание, что ФИО1 с 05.03.2021г. в установленном законом порядке снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Майкопского района РА в интересах ФИО1 к администрации МО «Майкопский район» об обеспечении жильем, пригодным для проживания не подлежащими удовлетворению в связи с их необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд.
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах ФИО1 к администрации МО «Майкопский район» об обеспечении жильем, пригодным для проживания - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его составления в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 07.04.2021г.
Судья-подпись
Копия верна: Судья А.В. Скрябин