ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2023 года № 33-3117/2023 (2-2239/2022)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Абдрахмановой Э.Я.,
Кочкиной И.В.,
при секретаре Актиевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан апелляционную жалобу государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (ныне Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан) на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 31 октября 2022 года
по гражданскому делу по иску Кадыровой Риммы Камильевны к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (ныне Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан) о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия
установила:
Кадырова Р.К. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (ныне Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан) о признании факта работы, включении в трудовой стаж периода работы для назначения страховой пенсии по старости, обязании произвести перерасчет размера пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что с 15 декабря 2021 года истец является получателем пенсии по старости. Для подтверждения страхового стажа истцом в Клиентскую службу пенсионного фонда Российской Федерации г. Нефтекамск предоставлена трудовая книжка. По расчетам ответчика страховой стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составил 32 года 08 месяцев 10 дней. При этом ответчиком в общий страховой стаж не включен период работы истца с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года в столовой при заводе «Башсельмаш». С данным решением не согласна.
Решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 31 октября 2022 года постановлено:
исковые требования Кадыровой Риммы Камильевны к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ о признании факта работы, включении в трудовой стаж периода работы для назначения страховой пенсии по старости, обязании произвести перерасчет размера пенсии удовлетворить.
Установить факт работы Кадыровой (Суходоевой) Риммы Камильевны, дата рождения 15 июня 1965 года, уроженки г. Нефтекамск Башкирской АССР, в должности повара 5 разряда в столовой при заводе «Башсельмаш» с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года.
Включить период работы с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года в столовой при заводе «Башсельмаш» в общий стаж работы Кадыровой (Суходоевой) Риммы Камильевны.
Произвести перерасчет размера страховой и накопительной части пенсии Кадыровой (Суходоевой) Риммы Камильевны с учетом стажа работы с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года в должности повара 5 разряда в столовой при заводе «Башсельмаш» с 15 декабря 2021 года.
В поданной апелляционной жалобе государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (ныне Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан) оспаривает решение суда, указывая, что факт работы истицы в спорный период – с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года в столовой при заводе «Башсельмаш» не подтверждается документально. Кроме того, период с 21 июля 1993 года по 30 ноября 1995 года зачтен пенсионным органом в страховой стаж истца для установления пенсии. Также, суд необоснованно обязал ответчика произвести перерасчет накопительной части пенсии истца, поскольку истец получила единовременную выплату средств пенсионных накоплений в установленном порядке в 2021 году, размер которой не зависит от периодов работы, протекавших до 01 января 2002 года, и перерасчету не подлежит.
Определением судьи суда апелляционной инстанции от 24 января 2023 года произведена замена ответчика – государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан его правопреемником Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя апеллянта Шарипову Л.Ф., представителя ответчика – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Ахмадуллина Р.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчёта трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09 апреля 1990 года Кадырова (Суходоева) Р.К. принята на работу поваром 5 разряда в ресторан «Рябинушка», в Нефтекамский комбинат общественного питания, 11 октября 1990 года переведена поваром-бригадиром 5 разряда в столовую № 37 (листы дела 10-11).
Согласно записям в трудовой книжке истца в связи с реорганизацией Нефтекамского комбината арендных предприятий общепита 01 февраля 1992 года считать Кадырову Р.К. поваром 5 разряда столовой при заводе «Башсельмаш» (приказ № 19 от 03 февраля 1992 года); 01 декабря 1995 года уволена в порядке перевода на завод БСМ в связи с реорганизацией предприятия (приказ № 9 от 30 ноября 1995 года) (листы дела 11-12).
Допрошенные в суде первой инстанции свидетели Мерзлякова Р.М., Замараева Т.Б., Хурматова И.Х., Даутова Г.Я., представив трудовые книжки, подтвердили, что они работали с Кадыровой Р.К. в спорный период в столовой при «Башсельмаш» (листы дела 53, 76-77).
Согласно архивной справке Администрации городского округа город Нефтекамск от 03 сентября 2020 года № 1908 в лицевых счетах завода «Башсельмаш» Суходоева Р.К., уборщица, 0, 5 ставки, значится с ноября 1990 года по февраль 1992 года. В документах по личному составу завода «Башсельмаш» за март 1992 года по 1995 год Суходоева Р.К. не значится. Лицевые счета по зарплате столовой № 37 за 1990-1995 годы на хранении в госархиве не имеются (лист дела 17).
Также судом установлено, что Кадырова Р.К. является получателем пенсии по старости с 15 декабря 2021 года.
При назначении пенсии пенсионным органом не включен в общий страховой стаж истца период работы с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года в столовой при заводе «Башсельмаш», поскольку из архивной справки работник Суходоева (Кадырова) Р.К в документам по личному составу завода «Башсельмаш» не значится. При этом стаж истца на момент обращения за назначением пенсии, по сведения пенсионного органа, составил 32 года 08 месяцев 10 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Кадыровой Р.К. об установлении факта работы в столовой при заводе «Башсельмаш» в качестве повара с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года и включая спорный период работы в общий стаж, суд исходил из записей в трудовой книжке истца, которые подтверждены оттисками печатей, а также показаний свидетелей Мерзляковой Р.М., Замараевой Т.Б., Хурматовой И.Х., Даутовой Г.Я. При этом суд указал, что установление данного факта имеет для истца юридическое значение, так как влияет для включения в страховой стаж при установлении пенсии.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает другие имеющие юридическое значение факты.
Согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе, с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, согласно которым основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Таким образом, положения пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий свидетельствуют о том, что недостатки оформления трудовой книжки не исключают возможности включения периодов работы в стаж для назначения пенсии, если совокупностью письменных доказательств возможно подтвердить период осуществления гражданином трудовой деятельности, восполнить иные недостающие сведения.
Судом первой инстанции обоснованно включен в общий страховой стаж Кадыровой Р.К. спорный период работы, поскольку он подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в частности трудовой книжкой Кадыровой Р.К., показаниями свидетелей Мерзляковой Р.М., Замараевой Т.Б., Хурматовой И.Х., Даутовой Г.Я., осуществлявших трудовую деятельность в спорный период времени совместно с истцом, с учетом имеющихся у них трудовых книжек.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
При этом судебная коллегия отмечает, что записи в трудовой книжке истца Кадыровой Р.К. по спорному периоду работы с указанием должности (профессии), периодов работы (прием, перевод, увольнение), приказов работодателя являются читаемыми, заверены печатью организации.
Отсутствие в архивной справке сведений за период с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года о начислении заработной платы и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование основанием к отмене обжалуемого решения не является, поскольку указанное свидетельствуют лишь о неполной сохранности архива, но не об отсутствии у Кадыровой Р.К. общего страхового стажа.
Учитывая отсутствие вины истца в том, что работодателем не были сданы документы по личному составу в архив, с учетом совокупности всех доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорный период работы Кадыровой Р.К. в столовой при заводе «Башсельмаш» должен быть засчитан в общий страховой стаж, с чем соглашается судебная коллегия.
Также судебная коллегия обсудила довод апеллянта о том, что период с 21 июля 1993 года по 30 ноября 1995 года зачтен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в страховой стаж истца при установлении пенсии. Данный довод не может служить основанием для отмены судебного решения, поскольку, как установлено судом апелляционной инстанции, с учетом включенного в общий стаж периода работы с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года в качестве повара размер пенсии у истца изменится в сторону увеличения. При этом не имеет значения учтенный пенсионным органом, как период работы истца с 21 июля 1993 года по 30 ноября 1995 года в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку он будет поглощен общим периодом, определенным судом – с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года.
Указанные апеллянтом иные обстоятельства в части установления факта работы и включения его в общий стаж работы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Вместе с тем, довод апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении требования истца о перерасчете размера накопительной части пенсии Кадыровой (Суходоевой) Р.К. заслуживает внимания.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» установлено, что накопительная пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.
Если размер накопительной пенсии составляет более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, то застрахованным лицам при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, назначается накопительная пенсия (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ).
Установлено, что Кадырова Р.К. получила единовременную выплату средств пенсионных накоплений в установленном порядке в 2021 году, что подтверждено в суде апелляционной инстанции представителем истца – Шариповой Л.Ф.
При этом судебная коллегия отмечает, что размер единовременной выплаты средств пенсионных накоплений не зависит от периодов работы, протекавших до 01 января 2002 года, и перерасчету не подлежит, что не было учтено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит отмене в части обязания ответчика произвести перерасчет размера накопительной части пенсии истца с учетом стажа работы с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года в должности повара 5 разряда в столовой при заводе «Башсельмаш» с 15 декабря 2021 года, с вынесением по делу в указанной части нового решение об отказе в удовлетворении названного требования.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 31 октября 2022 года отменить в части обязания государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (ныне Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан) произвести перерасчет размера накопительной части пенсии Кадыровой (Суходоевой) Риммы Камильевны с учетом стажа работы с 01 февраля 1992 года по 01 декабря 1995 года в должности повара 5 разряда в столовой при заводе «Башсельмаш» с 15 декабря 2021 года.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении названного требования Кадыровой Р.К. отказать.
В остальной части решение того же суда оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (ныне Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан) – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 февраля 2023 года.
Председательствующий О. В. Алексеенко
Судьи Э. Я. Абдрахманова
И. В. Кочкина
Справка: федеральный судья Мутагаров И.Ф.