Решение по делу № 2-2287/2016 от 29.11.2016

дело № 2 – 2287 / 2016                                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фёдоровка                             19 декабря 2016 года

    Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

    председательствующего судьи Казаковой Т.А.,

с участием помощника прокурора Фёдоровского района РБ Кувандикова Р.Ю.,

истца Рахматуллина А.Р.,

представителя ответчика Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ Батмановой А.Д., действующей на основании доверенности от 28.11.2016 года,

при секретаре Маганевой Е.М.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фёдоровского района РБ в интересах Рахматуллина <данные изъяты> к Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Фёдоровского района РБ действуя в интересах Рахматуллина А.Р. обратился в Стерлибашевский межрайонный суд с указанным исковым заявлением к администрации муниципального района Фёдоровский район РБ (далее администрация МР). В обоснование искового заявления указал, что прокуратурой Фёдоровского района РБ по обращению Рахматуллина А.Р. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать Рахматуллина А.Р. – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение за Рахматуллиным А.Р. не закреплено, также он не имеет жилого помещения. Постановлением главы Администрации МР Фёдоровский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллин А.Р. поставлен на регистрационный учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Однако Рахматуллину А.Р., оставшемуся без попечения родителей, достигшему совершеннолетия, не являющемуся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. Просит суд обязать администрацию МР Фёдоровский район РБ предоставить Рахматуллину А.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям и заключить с ней договор найма специализированного помещения.

    В судебном заседании помощник прокурора Кувандиков Р.Ю. и истец Рахматуллин А.Р. поддержали заявленные исковые требования по указанным в иске основаниям, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МР Фёдоровский район РБ Батманова А.Д. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что отсутствие жилых помещений или денежных средств на их приобретение для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не зависит от воли и деятельности (действий, бездействий) органа местного самоуправления – Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ. Также указала, что учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется с использованием Автоматизированной информационной системы «Учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях» в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 года №638 «Об утверждении Правил ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе получивших государственную и иную поддержку, с использованием Автоматизированной информационной системы «Учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях». Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности в зависимости от даты постановки на указанный учёт.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.

    Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт ж части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении серии I-ТО от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллин <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны: отец – ФИО2, мать – ФИО3.

Из свидетельства серии II-АР от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя свидетельства серии II-АР от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановления главы Администрации муниципального района Фёдоровского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ Рахматуллин А.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно отметки в паспорте серии 80 08 выданного отделением УФМС России по РБ в Фёдоровском районе РБ ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Рахматуллина <данные изъяты> на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на Администрацию муниципального района Фёдоровский район РБ.

Учитывая вышеизложенное, а также оценив представленные доказательства в силу ст. 59,60 ГПК РФ суд приходит к выводу, что Рахматуллин А.Р. в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение её жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем на Администрацию Фёдоровского района РБ возлагается обязанность по предоставлению Рахматуллину А.Р. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    При таких обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора Фёдоровского района РБ обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Фёдоровского района РБ в интересах Рахматуллина <данные изъяты> к Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан предоставить Рахматуллину <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям и заключить с ним договор найма специализированного помещения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья:                            Т.А. Казакова

2-2287/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Рахматуллин А.Р.
Ответчики
Администрация МР Федоровский
Суд
Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
sterlibashevsky.bkr.sudrf.ru
29.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2016Передача материалов судье
02.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2016Судебное заседание
19.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее