Гражданское дело № 2-75/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань 19 апреля 2018 года
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Климаковой Л.И.,
при секретаре Шляндиной Н.В.,
с участием представителя истца Корлюкова А.Ю. – Мещерякова И.В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика - администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области Варваричевой С.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Корлюкова Андрея Юрьевича к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец Корлюков А.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования-Рязанский муниципальный район Рязанской области, администрации муниципального образования - Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, муниципальному казенному предприятию «ЖКХ Рязанский Водоканал» о понуждении к совершению действий, и в обоснование заявленных требований указал, что он, Корлюков А.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный примерно <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. В непосредственной близости от указанного земельного участка находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный <адрес> правообладателями которого являются: администрации муниципального образования- Рязанский муниципальный район <адрес> и администрации муниципального образования- Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области. Проведенной управление Росприроднадзора по Рязанской области проверкой по обращению Корлюкова А.Ю. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № имеется искусственный водоем в виде равнобедренного треугольника сторонами 60 м и основанием 55 м, который образовался вследствие сброса канализационных стоков от жилых домов по <адрес> и согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Рязанской области в <адрес> канализованы четыре 27-квартирных жилых домов по <адрес>. Канализационные стоки от этих домов по самотечному канализационному коллектору, на котором расположены 8 смотровых колодцев, поступают на КНС, после чего по напорному коллектору стоки попадают в искусственный водоем (место сбора (поступления) сточных вод), ограниченный с северо-восточной стороны обвалкой, с юго-западной стороны - дорогой. Согласно экспертному заключению ФГУ «Центр лабораторного анализа и технический измерений по центральному федеральному округу» от ДД.ММ.ГГГГ № сброс канализационных стоков на земельный участок с кадастровым номером № оказывает влияние на объекты окружающей среды, в том числе сильное острое токсическое воздействие. По результатам проведенной проверки глава администрации МО - Дубровическое сельское поселение была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ (Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) и ч. 2 ст. 8.6 (Порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления). В соответствии с заключениями по гигиенической оценки ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ почва, отобранная в районе домов № и № по <адрес> по степени опасности в санитарно-эпидемиологическом отношении относится к категории опасной. Экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что канализационные стоки оказывают влияние на объекты окружающей среды, в виде острого и сильного токсического действия. Истец указывает, что согласно п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации. В соответствии с пунктом 3.1 раздела 3 СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. В Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие). В силу пункта 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 допускается временное складирование отходов производства и потребления: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья: на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Между тем, в силу ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается. Земельный участок с кадастровым номером № не отнесен категории земель для размещения жидких бытовых отходов и не является объектом для размещения данных отходов, однако указанный земельный участок фактически является местом сброса и складирования (размещения) жидких бытовых отходов, что противоречит действующему законодательству. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения водоотведения отнесены к вопросам местного значения сельских поселений (ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) и ст. 1 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87- 03 «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения»). ДД.ММ.ГГГГ между администрациями МО - Дубровическое сельское поселение и МО - Рязанский муниципальный район было заключено соглашение № о передачи вопросов местного значения - организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения и решением совета депутатов МО - Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, срок переданных МО - Рязанский муниципальный район полномочий по решению вопросов местного значения поселения по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения продлен на 1 (один) год. Таким образом, обязанность по организации водоотведения на территории <адрес>, лежит, в настоящее время на МО - Рязанский муниципальный район. Однако в нарушение требований действующего законодательства ответчиком продолжается осуществляться сброс жидких бытовых отходов (канализационных стоков) на почву земельного участка с кадастровым номером №, который расположен вблизи земельного участка, принадлежащего Корлюкову А.Ю. с кадастровым номером № и продолжение сброса жидких бытовых отходов (канализационных стоков) влечет увеличение объема отходов, а, следовательно, и степени загрязнения почвы, имеется опасность загрязнения участка Корлюкова А.Ю., который согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № часть указанного земельного участка с кадастровым номером № передал в аренду ООО «НПО РИЗУР», в связи с чем наличие несанкционированной свалки жидких бытовых отходов близ участка Корлюкова А.Ю. влечет уменьшение спроса желающих приобрести или арендовать данный участок, а также нежелание продлевать договор аренды действующим арендатором, что свидетельствует о нарушении предусмотренного ч. 2 ст. 209 ГК РФ права Корлюкова А.Ю. на свободное распоряжение своим имуществом. Кроме того, истец указывает, что нарушаются права Корлюкова А.Ю. на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья и право на жизнь, гарантированные положениями статей 20, 41 и 42 Конституции Российской Федерации, поскольку складирование бытовых отходов непосредственно на почву является недопустимым и может привести к негативным последствиям, таким, как заражение неопределенного круга лиц различными инфекционными заболеваниями, распространению грызунов и других животных, которые являются переносчиками этих инфекций. Понуждение к совершению действий в натуре, направленных на устранение вышеуказанных нарушений действующего законодательства, создающих угрозу нарушения чужих прав на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и на жизнь, согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов защиты гражданских прав, что явилось основанием для обращения в суд с исковым заявлением о понуждении к совершению действий и просит суд обязать администрацию МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области, администрацию муниципального образования- Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, муниципальное казенное предприятие «ЖКХ Рязанский Водоканал» прекратить несанкционированный (незаконный) сброс на почву жидких бытовых отходов (канализационных стоков) близ <адрес> и в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для выполнения указанных действий не более 1 месяца.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство на настоящему делу в части было прекращено, в связи с отказом истца от заявленных исковых требований к ответчикам администрации муниципального образования- Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и муниципальному казенному предприятию «ЖКХ Рязанский Водоканал» о понуждении к совершению действий, обязании прекратить несанкционированный (незаконный) сброс на почву жидких бытовых отходов (канализационных стоков) близ <адрес>.
В последующем истец уточнил свои требования, которые были приняты судом в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просит суд обязать администрацию муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области прекратить несанкционированный (незаконный) сброс жидких бытовых отходов (канализационных стоков) на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный <адрес> и в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для выполнения указанных действий не более 1 месяца.
В настоящее судебное заседание истец не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Корлюкова А.Ю. – Мещеряков И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ по настоящему делу поддержал по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении и просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области Варваричева С.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном суду и при этом пояснила, что полномочия по организации водоснабжения населения и водоотведения в границах Дубровического сельского поселения в ДД.ММ.ГГГГ году переданы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, сброс канализационных стоков на земельный участок истца не производился и не производится. Имеется сброс канализационных стоков на земельном участке с кадастровым номером №, работа по его ликвидации будет завершена до ДД.ММ.ГГГГ, в срок, определенный в условиях мирового соглашения в рамках дела № № по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о возмещении ущерба, причиненного почве в результате сброса канализационных стоков на рельеф местности в селе <адрес>, производство по которому прекращено определением Арбитражного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с утверждением мирового соглашения, заключенного сторонами. Прекращение сброса жидких бытовых отходов на земельный участок с кадастровым номером № в настоящее время недопустимо, поскольку это повлечет за собой прекращение функционирования водоснабжения и водоотведения для граждан, проживающих в четырех многоквартирных домах по <адрес>.
Третьи лица – муниципальное казенное предприятие «ЖКХ Рязанский Водоканал», ООО «НПО РИЗУР», администрация муниципального образования – Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, причин неявки суду не сообщили и об отложении дела не просили, при этом представитель третьего лица – муниципальное казенное предприятие «ЖКХ Рязанский Водоканал» представил суду письменный отзыв на заявленный иск, в которым выразил свое несогласие с заявленными требованиями. Представитель третьего лица ООО «НПО РИЗУР» представил суду письменный отзыв на заявленный иск, в которым выразил свое согласие с заявленными требованиями, указав, что наличие несанкционированной свалки жидких отходов близ арендуемого им земельного участка, влечет нарушение право общества и граждан на экономическую свободу.
На основании ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения эксперта ФИО6, данные в судебном заседании, исследовав письменные доказательства по делу, представленные сторонами в порядке ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает, что исковые требования Корлюкова А.Ю. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Корлюков А.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства. Администрацией муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области выданы разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером № производственно-складского комплекса № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, включающего в себя: складские здания №, №, производственное здание, производственно-складское здание. На указанном земельном участке какие-либо объекты недвижимости отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, № регистрации № и передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации муниципального образования – Дубровическое сельское поселение Рязанского района Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ №. Границы указанного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, которые не оспариваются сторонами.
Судом также установлено, что между истцом и ООО «НПО РИЗУР» был заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым часть земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, без определения его границ, передана в аренду ООО «НПО РИЗУР», который в соответствии с условиями договора аренда обязан: использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным видом использования, для размещения стоянки служебного транспорта, выполнить работы в виде создания асфальтобетонных подъездных путей и асфальтобетонной площадки для погрузо-разгрузочных работ. Срок аренды установлен до <данные изъяты> с момента его подписания (л.д.16-18).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения. Соответственно, в силу указанных норм, обязанность по организации водоотведения возложена на органы местного самоуправления, поэтому именно администрация поселения несет ответственность за принятие необходимых мер по очистке сточных вод и их отведению от жилых домов, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Из материалов дела следует, что вопросы местного значения, касающиеся организации в границах Дубровического сельского поселение Рязанского муниципального района Рязанской области водоснабжения населения и водоотведения, переданы на разрешение администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, что подтверждается соглашением между органом местного самоуправления сельского поселения и органом местного самоуправления муниципального района о передаче осуществления части полномочий № от ДД.ММ.ГГГГ, и принятым на его основании постановлением администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме в собственность муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области муниципального имущества». Предметом соглашения является передача администрацией сельского поселения администрации Рязанского муниципального района Рязанской области полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по решению вопросов местного значения-организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, для чего Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области передает муниципальному образованию - Рязанский муниципальный район Рязанской области имущество по акту, являющемуся неотъемлемой частью настоящего соглашения (п.1.2.,1.3 соглашения), а ответчик принимает в муниципальную собственность сооружение – очистную канализационную сеть, назначение: канализационная сеть, протяженностью <данные изъяты> км, инв. № по адресу: <адрес>, кадастровый №, факт передачи указанного имущества подтверждается актом приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Договорами № № от ДД.ММ.ГГГГ (с актом приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ), № № от ДД.ММ.ГГГГ (с актом приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ) и распоряжениями администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в оперативное управление муниципального имущества», №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме в собственность муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области муниципального имущества» указанная очистная канализационная сеть передана администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в оперативное управление муниципальному казенному предприятию «ЖКХ Рязанское» муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области. В свою очередь, согласно договора № № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления между муниципальным казенным предприятием «ЖКХ Рязанский Водоканал» муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области и администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области на основании распоряжения последнего №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии-передаче муниципального имущества», указанная очистная канализационная сеть передана в оперативное управление муниципальному казенному предприятию «ЖКХ Рязанский Водоканал» муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области. Решением совета депутатов муниципального образования - Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области «О продлении срока действия переданных муниципальному образованию - Рязанский муниципальный район Рязанской области полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения» № от ДД.ММ.ГГГГ, срок передачи полномочий продлен на один год. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалах дела, которые никем не оспорены и незаконными не признаны.
Из материалов дела следует, что истец Корлюков А.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ году обращался в управление Росприроднадзора по Рязанской области с просьбой о проведении проверки по факту сбросов канализационных стоков от многоквартирных домов в селе <адрес> на рельеф местности, а также в Рязанскую межрайонную природоохранную прокуратуру и в Межрайонную природоохранную прокуратуру г. Москвы. По фактам обращения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ были проведены рейдовые мероприятия в селе <адрес> по факту нарушения экологических прав неопределенного круга лиц, безопасности окружающей среды и здоровья населения с привлечением специалистов. Анализом отобранных специалистами проб ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено превышение концентрации загрязняющего вещества в почве, в районе домов № и № по <адрес>. По результатом рассмотрения обращения был составлен протокол об административном правонарушении, глава администрации муниципального образования - Дубровическое сельское поселение Рязанского района был привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 8.1 (несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) и ч. 2 ст. 8.6 (порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления) КоАП РФ, а также подача Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в Арбитражный суд Рязанской области иска к администрации муниципального образования – Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о возмещении ущерба, причиненного почве в результате сброса канализационных стоков на рельеф местности в селе <адрес>.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела № №, вступившим в законную силу, по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Рязанской области к администрации муниципального образования – Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о возмещении ущерба, причиненного почве в результате сброса канализационных стоков на рельеф местности в селе <адрес>, производство по делу прекращено в связи с утверждением сторонами мирового соглашения на следующих условиях:
Администрация муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области признает причинение вреда почве в результате сброса канализационных стоков на рельеф местности в селе <адрес> в сумме <данные изъяты> рубля.
Администрация муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области обязуется в целях возмещения вреда, указанного в п. 1 мирового соглашения, осуществить комплекс мероприятий по ликвидации вреда, а именно: выполнить за свой счет рекультивацию земельного участка с кадастровым номером № в селе <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>) рубля. Рекультивация предусматривает: откачку канализационных стоков; выемку загрязненного грунта и захоронение на специализированных полигонах; засыпку привозным грунтом, пригодным для последующего целевого использования земельного участка; планировку территории земельного участка, согласно приложению I к настоящему мировому соглашению.
Рекультивация земель осуществляется на основании прилагаемого к настоящему мировому соглашению «Техническому проекту разработки и рекультивации земельного участка (целевое использование - строительное) в <адрес>», выполненной ООО ПСК «Глориус», при условии получения Администрацией муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области всех необходимых разрешений, экспертиз и согласований и соответствия вышеуказанной проектной документации действующему законодательству Российской Федерации.
2.1 Администрация муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области обязуется к ДД.ММ.ГГГГ осуществить рекультивацию земельного участка с кадастровым номером № в селе <адрес>, загрязненного канализационными стоками, и сделать его пригодным для последующего целевого использования.
Администрация муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области обязуется представлять в Управление Росприроднадзора по Рязанской области для согласования отчеты о выполнении мероприятий по рекультивации, запланированных в разделе 1.2, 1.3 Технического проекта разработки и рекультивации земельного участка (целевое использование - строительное) в <адрес>, с приложением документов подтверждающих выполнение мероприятий не реже одного раза в квартал.
Фиксация выполняемых по мировому соглашению работ осуществляется Управлением Росприроднадзора по Рязанской области путем согласования отчетов, указанных в п. 3 мирового соглашения, в течение ДД.ММ.ГГГГ рабочих дней с момента их получения. Управление Росприроднадзора по Рязанской области округу в целях согласования отчетов вправе запросить у администрации муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области дополнительные документы, подтверждающие выполнение мероприятий, а также направить своих представителей на место производства мероприятий для ознакомления с ходом проведения работ. Ознакомление представителей Управления с ходом проведение работ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства (при необходимости инструктажи по охране труда и т.п.).
5. Администрация муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области обязуется в течение ДД.ММ.ГГГГ календарных дней со дня, являющегося в соответствии с п. 2 мирового соглашения днем окончания выполнения мероприятий по рекультивации земель с кадастровым номером № в селе <адрес>:
привлечь за свой счет независимую специализированную организацию, аккредитованную в установленном законодательством порядке для проведения отбора проб почвы, в целях оценки эффективности мероприятий;
заблаговременно уведомить Управление Росприроднадзора по Рязанской области для обеспечения присутствия представителя Управления при отборе проб;
заблаговременно до подписания акта приемки - сдачи рекультивированных земель, предусмотренного приложением к Техническому проекту разработки и рекультивации земельного участка (целевое использование - строительное) в с. <адрес>, направить Управление Росприроднадзора по Рязанской области результаты отбора проб.
При выполнении администрацией муниципального образования — Дубро- вическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области условий, указанных в пунктах 2 и 2.1 настоящего мирового соглашения Управление Росприроднадзора по Рязанской области отказывается от требования к Администрации муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по возмещению вреда, указанного в пункте 1 настоящего мирового соглашения, в денежном выражении.
Администрация муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и Управление Росприроднадзора по Рязанской области в течение ДД.ММ.ГГГГ календарных дней со дня, являющегося в соответствии с п. 2 мирового соглашения днем окончания выполнения мероприятий по рекультивации земель в селе <адрес>, составляют совместный акт фиксации выполненных работ по мировому соглашению.
Судебные расходы по делу, а также расходы на мероприятия по оценке восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с п. 2 мирового соглашения возлагаются на администрацию муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.
Положениями ч.2 ст. 61 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При этом суд принимает во внимание, что истец по настоящему делу не участвовал в рассмотрении вышеуказанного дела Арбитражного суда Рязанской области.
В судебном заседании было установлено и сторонами не оспаривается, что четыре 27-квартирных жилых дома, расположенные по адресу: <адрес> канализованы, при этом канализационные стоки от этих домов по самотечному канализационному коллектору, на котором расположены 8 смотровых колодцев, поступают на КНС, после чего по напорному коллектору стоки попадают в расположенный на земельном участке с кадастровым номером № искусственный водоем (место сбора сточных вод), ограниченный с северо-восточной стороны обвалкой, с юго-западной стороны – дорогой. Пользование земельным участком с кадастровым номером № осуществляет ответчик, при этом, данный земельный участок не являются смежным с земельным участок с кадастровым номером №, правообладателем которого является истец, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий истцу, по периметру земельный участок огорожен бетонным забором, за которым расположена проселочная дорога, являющаяся межой между указанным земельным участком и земельным участком с кадастровым номером №. Земельный участок истца имеет бетонное покрытие, а основание грунт уплотненный, площадка предназначенная для стоянки автомобильного транспорта.
Для проверки доводов истца по заявленному им ходатайству по делу была назначена судебно-экологическая экспертиза.
Согласно выводам заключения, проведенной по настоящему делу судебно-экологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ были взяты пробы за забором предприятия истца и фоновая почва за предприятием на расстоянии 300м, результаты анализа проб показали, что на месте расположения земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ориентир населенный пункт – <адрес>, принадлежащего истцу, следы загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние почвы и окружающей среды, не имеется. На земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: <данные изъяты> разрешенное использование: <данные изъяты> (л.д.15) имеются несоответствия экологическим требованиям, находящиеся в причинно-следственной связи с канализационными стоками (жидкими бытовыми отходами), размещенными в накопителе (водоеме) на земельном участке с кадастровым номером № расположенный <адрес>, а именно: превышение содержания вредных веществ азота аммонийного 26,4 вместо допустимого 20% и фосфат – иона 40,8 вместо допустимого 25%, которые оказывают острое токсическое действие и создает опасность для здоровья людей.
Давая оценку указанному заключению в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в совокупности с другими имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе п пояснениями эксперта ФИО6, данными в судебном заседании, суд полагает возможным принять данное заключение в качестве достоверного доказательства по настоящему делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на основании определения суда, заключение эксперта содержит ответы на поставленные судом вопросы, ссылки на методическую литературу, использованную при производстве экспертизы, эксперту разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, он обладает соответствующими познаниями в исследуемой области, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов эксперта не имеется.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности презюмируется. Но, в то же время, степень опасности такой деятельности, размер вреда, который она может причинить подлежат доказыванию.
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что сброс загрязняющих веществ (канализационных стоков) от жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> действительно ответчиком осуществляется на рельеф местности земельного участка с кадастровым номером №, расположенный <адрес>, и концентрация загрязняющих веществ, взятых пробах, на дату исследования, превышает предельно допустимые концентрации вредных веществ по следующим показателям: азота аммонийного и фосфат – иона, а по остальным показателям соответствует, что дает суду основания установить, что ответственными лицами не в полной мере исполняются требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Однако превышение предельно допустимых концентраций тех или иных веществ, безусловно, не влечет возложение на ответчика заявленных в иске ограничений и данные обстоятельства не могут являться основанием для удовлетворения требований о запрете эксплуатации и деятельности, связанной с размещением, сбором, и накоплением жидких бытовых отходов от жилых многоквартирных домов на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> разрешенное использование земельного участка - <данные изъяты> который является единственным местом сбора жидких бытовых отходов от многоквартирных домов на территории <адрес>. Доказательств, наличия иных мест складирования жидких бытовых отходов (канализационных стоков) от указанных многоквартирных домов, на территории <адрес> истцом не представлено.
При этом, сброс канализационных отходов на рельеф местности земельного участка с кадастровым номером № не препятствует использованию истцом принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с видом его разрешенного использования.
Кроме того, в рамках мирового соглашения, утвержденного Арбитражным судом Рязанской области по делу № №, администрация муниципального образования — Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области уже приняла на себя обязательства по рекультивации земель на земельном участке с кадастровым номером № в срок до ДД.ММ.ГГГГ и на условиях, предусмотренных мировым соглашением и в рамках исполнения условий мирового соглашения, ответчиком на сегодняшний день выполнены следующие обязательства: составлен календарный план мероприятий о рекультивации земельного участка с кадастровым номером № в <адрес> муниципального района Рязанской области, разрабатывается дорожная карта рекультивации земельного участка с кадастровым номером № и строительства очистных сооружений в <адрес>, которая будет согласована с министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области, в программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Рязанского муниципального района Рязанской области на ДД.ММ.ГГГГ годы» заложены денежные средства на разработку ПСД на строительство очистных сооружений в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год. Строительство очистных сооружений в <адрес> планируется произвести в рамках финансирования государственной программы Рязанской области «Развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на ДД.ММ.ГГГГ годы». Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспорены, что дает суду основания установить факт принятия ответчиком реальных мер для устранения выявленных в его деятельности нарушений.
Доводы истца в части нарушения его прав на благоприятную окружающую среду, суд находит необоснованным, поскольку доказательства такого нарушения в материалах дела отсутствуют.
Ссылка истца на факт привлечения к административной ответственности главы администрации Дубровичского сельского поселения не является основанием для удовлетворения иска, поскольку является мерой воздействия со стороны государства за совершение конкретного административного проступка и не свидетельствует о том, что нарушение прав истца имеет место после привлечения правонарушителя к ответственности.
Доводы истца о том, что наличие несанкционированной свалки жидких бытовых отходов близ его земельного участка влечет уменьшение спроса желающих приобрести или арендовать данный участок, а также нежелание продлевать договор аренды действующим арендатором является несостоятельными, доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства, истцом и его представителем суду не представлены, отсутствуют такие доказательства и в материалах дела. Кроме того, согласно материалам дела, предприятие третьего лица расположено на арендуемой им территории.
В этой связи доводы истца о том, что несоблюдение санитарных норм и правил в деятельности ответчика уже само по себе свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду подлежат отклонению.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Как следует из п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абз. 2 п. 2 ст. 1065 ГК РФ).
Выбранный способ защиты нарушенных прав истца не соответствует способу соразмерности права, поскольку восстановление нарушенных прав истца повлечет за собой существенное и несоразмерное нарушение Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, а также негативные последствия и массовое нарушение прав жителей четырех многоквартирных домов по <адрес>, которые могут пострадать в отсутствие в настоящее время какого-либо иного способа эксплуатации и остановки работы канализационной системы.
Разрешая заявленные исковые требования, и принимая во внимание соотношение допущенных нарушений и общественных интересов, суд пришел к выводу, что пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие совокупность условий предупреждения причинения вреда согласно нормам ст. 1065 ГК РФ. Кроме того, удовлетворение требований предложенным истцом способом, будет противоречить общественным интересам, поскольку в указанной формулировке исполнение решения суда фактически будет невозможно. Перечень работ, который надлежало выполнить ответчику, истцом не определен, не определен и характер данных работ, что исключает возможность установить требует ли проведение данных работ получения дополнительных разрешений, подлежат ли они согласованию с иными государственными и муниципальными органами.
Также истцом не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что указанные им требования нормативно-правовых актов ответчиком не могут быть соблюдены ни при каких условиях, вследствие чего размещение жидких бытовых отходов (канализационных стоков) на земельном участке с кадастровым номером № является недопустимым, и деятельность ответчика по их сбросу по данному адресу подлежит прекращению.
Таким образом, суд считает, что истцы не лишены возможности защиты своего права путем выбора иного способа защиты, что не противоречит положениям абз. 2 ч. 2 ст. 1065 ГК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Корлюкова Андрея Юрьевича к администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершении действий, а именно обязании администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области прекратить несанкционированный (незаконный) сброс жидких бытовых отходов (канализационных стоков) на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный <адрес> и установлении в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ ответчику срок для выполнения указанных выше действий не более 1(одного) месяца со дня вступления в силу судебного решения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Рязанский районный суд Рязанской области.
Судья подпись
Копия верна. Судья Л.И. Климакова