РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
04 апреля 2018 года Озерский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кирилловой Н.Ю.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к администрации городского округа Озеры, Министерству строительного комлекса <адрес> об оспаривании решения и обязании признать нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи погибшего (умершего) ветерана ВОВ, включить в список лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истица и ее представитель по доверенности ФИО3 просят признать решение ответчика об отказе в принятии на учет истца в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязать признать нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего (погибшего) ветерана ВОВ, включить истца в список лиц - членов семей погибших (умерших) ветеранов ВОВ для предоставления жилого помещения, указывая на то, что она является вдовой умершего ветерана ВОВ ФИО4, получает пенсию как член семьи умершего участника ВОВ, обеспечена жилой площадью менее учетной нормы, проживает на территории МО с ДД.ММ.ГГГГ. и имеет право на получение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № «Об обеспечении жильем ветеранов ДД.ММ.ГГГГ г.г.». Так же ссылаются, что ранее решением Озерского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска об обязании включить в список лиц, имеющих право на предоставлении жилого помещения отказано. Решение суда вступило в законную силу. Кроме того, решением суда установлено, что ФИО1 является членом семьи участника ВОВ. Указанное решение в силу ст. 61 ГПК РФ, имеет для настоящего спора преюдициальное значение.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал доводами, изложенными в исковом заявлении, на удовлетворении иска настаивал.
Представитель администрации городского округа Озеры по доверенности ФИО5 с иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что для принятия истца на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения не предоставлено документов, подтверждающих, что супруг ФИО1 принимал участие в боевых действиях и проходил военную службу в период ВОВ в действующей армии.
Представитель Правительства МО (Министерства строительного комплекса МО) в судебное заседание не явился, представил письменные возражения в которых считал исковые требования необоснованными, указывая на не представление истцом документов, подтверждающих наличие соответствующих льгот на предоставление жилья, т.е. что ее супруг принимал участие в боевых действиях и проходил военную службу в период ВОВ в действующей армии.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Согласно ст. 21 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
Право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ из числа лиц, указанных в пп. «а-ж», «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах», закреплено ст. 15 названного ФЗ.
Полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов РФ (ст. 23.2 названного ФЗ). Средства на реализацию переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций.
Согласно ст.2 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: 1) участники Великой Отечественной войны: а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества… е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 28 названного ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ либо Правительством Российской Федерации.
Учет граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, указанных в ч. 1 ст. 1 (куда входят участники ВОВ и члены семей участников ВОВ), в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с предъявлением документа, подтверждающего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Признание таких граждан малоимущими для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не требуется (ч. 4 ст. 1). Органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями указанных в ст. 1 настоящего Закона граждан (ст. 4.1).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены статьей 51 ЖК, в силу которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ N 260/2005-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде …имеют…граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской обдасти не менее 5 лет.
Согласно ст.2 ФЗ от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа; вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;
Из анализа ст.2 и ст.8 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» следует, что подтверждением постоянного проживания в РФ иностранного гражданина является получением им вида на жительство, разрешение на временное проживание подтверждает право временно проживания.
Судом установлено, что истец как гражданка Украины проживала на территории <адрес> в соответствии с разрешением на временное проживание с 01.10.2011г., в соответствии с видом на жительство- с 09.11.2012г., как гражданка РФ - с 10.12.2013г. С заявлением о принятии на учет обратилась 22.09.2016г.
Поскольку в соответствии со ст.ст. 2,8 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» подтверждением постоянного проживания в РФ иностранного гражданина является получением им вида на жительство, соответственно, на момент обращения с заявлением в администрацию городского округа Озеры истец имела 5-летний срока проживания на территории, который является обязательным для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Следовательно, оспариваемое решение ответчика об отказе истцу в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не соответствует требованиям закона, администрацией округа права истицы нарушены, а поэтому иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не предоставила документы, подтверждающие наличие соответствующих льгот на предоставление жилья, суд считает ошибочными, поскольку право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем имеют не только участники ВОВ непосредственно принимавшие участие в боевых действиях и проходившие военную службу в период ВОВ в действующей армии (как считает представитель ответчика) но иные лица, отнесенные законом к участникам ВОВ и указанные в пп. «а-ж», «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах», что четко закреплено в ст. 15 названного ФЗ. Муж истца в соответствии с п.п. е) п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» как военнослужащий, лицо рядового состава органов государственной безопасности (277 стрелковый полк ВВ НКВД), принимавший участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в период с марта 1944г. по декабрь 1950г., является участником ВОВ. Также она имеет удостоверение установленного образца - члена семьи умершего участника ВОВ, подтверждающее наличие права на льготы, предоставленные ст. 21 Закона РФ «О ветеранах».
Решением Озерского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении иска об обязании включить в список лиц, имеющих право на предоставлении жилого помещения отказано. Решение суда вступило в законную силу.Вместе с тем, решением суда установлено, что ФИО1 является членом семьи участника ВОВ.
В соответствии с положениями частей 2 и 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Это предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов. Она обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Решение Озерского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № имеет преюдициальное значение для настоящего дела ввиду того, что в нём дана оценка документам, подтверждающие наличие соответствующих льгот на предоставление жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах» ФИО1 Указанное решение вступило в законную силу, ответчик не был лишен права апелляционного обжалования указанного решения в этой части, поэтому доводы представителя ответчика о том, что истцом не предоставлены доказательства того, что ее супруг принимал участие в боевых действиях и проходил военную службу в период ВОВ в действующей армии судеом не принимаются, как не имеющие правового значения.
При таких обстоятельствах, исковые требования рассмотрены судом по существу, в соответствии с их характером, представленными доказательствами и установленными судом обстоятельствами.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации городского округа Озеры, Министерству строительного комлекса <адрес> удовлетворить.
Признать Постановление Главы г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, незаконным.
Обязать администрацию г.о. <адрес>, Министерство строительного комлекса <адрес> признать ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи погибшего (умершего) ветерана ВОВ и включить ФИО1, в список лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда путем подачи жалобы в Озёрский городской суд <адрес>.
Судья Н.Ю. Кириллова
Решение в окончательной форме принято 09.04.2018г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>